№ 91RS0008-01-2023-000924-75
№ 2-1766/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Джанкой 07 июня 2023 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пиун О.А.
при секретаре Никитенко Ж.А.,
с участием прокурора Тищенко Н.А., лица из числа детей, оставшегося без родительского попечения, Зигатова А.А. представителя ответчика Зидлаевой Э.Ш..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джанкойского межрайонного прокурора в интересах Зигатова А.А. к администрации города Джанкой Республике Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым,
установил:
18 апреля 2023 года Джанкойский межрайонный прокурор Республики Крым, действующий в интересах Зигатова А.А., обратился в суд с иском к администрации города Джанкоя Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, мотивировав свои требования тем, что согласно постановления администрации города Джанкоя Республики Крым от 14.04.2017 № Зигатов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. В нарушение статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Зигатов А.А. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением. Просит обязать Администрацию города Джанкой Республики Крым предоставить Зигатову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Джанкой.
Протокольным определением суда от 22.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (л.д. 62).
В судебном заседании помощник прокурора Тищенко Н.А., действующая на основании служебного удостоверения, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Истец Зигатов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Джанкоя Республики Крым Зидлаева Э.Ш., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, предоставила возражения на исковое заявление (л.д. 70-75), указав, что в 2015 году бюджетом Республики Крым не было предусмотрено выделение муниципальному образованию городской округ Джанкой субвенции на выполнение полномочий по приобретению и предоставлению сиротам жилых помещений, а за период с 2016 года по 2023 год бюджетом Республики Крым городу выделено недостаточно средств для приобретения жилья, а потому обязанность по предоставлению жилого помещения должен нести уполномоченный орган государственной власти Республики Крым – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее направил в адрес суда пояснения по иску (л.д. 50-52).
Представитель третьего лица Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
Частью 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что согласно повторного свидетельства о рождении серии №, выданного отделом регистрации актов гражданского состояния <данные изъяты> горрайонного управления юстиции Автономной Республики Крым Украина, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, родителями Зигатова А.А. являются: мать – ФИО2, отец – ФИО3 (л.д.14).
Решением Джанкойского городского суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишен родительских прав в отношении сына Зигатова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 15,66).
Решением Джанкойского горрайонного суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении сына Зигатова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 16-17,65).
Решением исполнительного комитета Джанкойского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетним Зигатовым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.20).
Согласно свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> являются ФИО1, ФИО3, Зигатов А.А. в равных долях (л.д. 18-19).
Из информации филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Джанкой от 21.03.2023 усматривается, что по состоянию на 31.12.2012 право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано за ФИО1, ФИО3, Зигатовым А.А., на основании свидетельства о праве собственности на жилье, выданного Джанкойским горсоветом 07.12.2005 на целый объект недвижимого имущества в равных долях. Право собственности зарегистрировано КРП «БРТИ г. Джанкой» 14.11.2006 в книге №, реестр № (л.д. 58).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 28.04.2023, сведения о квартире, расположенной по адресу: <адрес>, значатся как «актуальные, ранее учтенные», правообладатель не указан (л.д. 43-44).
Из заключения администрации города Джанкоя РК № от 17.03.2017 установлено, что комиссия пришла к выводу о невозможности проживания несовершеннолетнего Зигатова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенка, оставшегося без попечения родителей, в квартире по адресу: <адрес>, 1/3 доля которой принадлежит на праве общей долевой собственности Зигатову А.А., в связи с несоответствием жилого помещения санитарным, строительным правилам и нормам (л.д. 28-30).
Постановлением администрации города Джанкоя Республики Крым № от 17.03.2017 установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего Зигатова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенка, оставшегося без попечения родителей, в квартире по адресу: <адрес>, 1/3 доля которой принадлежит ему на праве общей долевой собственности (л.д. 31-32).
Согласно постановления администрации города Джанкоя Республики Крым № от 14.04.2017 Зигатов А.А. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 33-34).
В соответствии с паспортом серии №, выданным МВД по Республике Крым ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) Зигатов А.А. с 28.01.2009 числится зарегистрированной по адресу: <адрес>, где фактически и проживает.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости Республики Крым от 28.04.2023 установлено, что в отношении Зигатова А.А. отсутствуют сведения о праве собственности на недвижимое имущество (л.д. 45).
До настоящего момента жилье Зигатову А.А. не предоставлено.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым».
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым», учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Список). Формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Порядок и сроки направления Списка органами местного самоуправления устанавливаются Уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (далее - Уполномоченный орган).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав Зигатова А.А., суд приходит к заключению о целесообразности удовлетворения заявленных требований об обязании администрации города Джанкоя Республики Крым по восстановлению нарушенных прав Зигатова А.А. по получению жилого помещения.
Доводы стороны ответчика, указывающие на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий Правительства Республики Крым по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда льготной категории граждан в зависимости от выделенных денежных средств из областного бюджета суд признает несостоятельными, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод истца.
Согласно п. 10 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 №46-ЗРК/2014 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым», исключение из Списка и Сводного списка осуществляется по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При переезде лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, из Республики Крым на новое постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации исключение их из Списка и Сводного списка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, доводы стороны ответчика относительно наличия правовых оснований для возложения ответственности предоставить жилое помещение истцу на Минобразования науки и молодёжи РК, как главного распорядителя бюджетных средств, являются несостоятельными, поскольку каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, что, в свою очередь, исключает правовые основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. В случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. № 7 разъяснено, что при установлении указанного срок суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Поэтому, учитывая, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований действующего законодательства связано с предоставлением субвенций, приобретением жилого помещения, регистрацией права на данное жилое помещение и отнесением его к специализированному жилищному фонду, суд в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ считает возможным установить для администрации Джанкойского района срок для исполнения решения - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 25 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 13.06.2023 ░.