УИД 32RS0№-65
Строка по статотчету – 2.209
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2019 года г.Клинцы
Клинцовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Гущиной И.Н.,
при секретаре Тутевич Е.Н.,
с участием представителя истца Брянского природоохранного прокурора Брянской области – старшего помощника прокурора Клинцовского района Брянской области Матвиевского В.В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика администрации Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области – главы Коржовоголубовского сельского поселения Кулаченко В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что в ходе проверки, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой по исполнению законодательства об отходах производства и потребления в части организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в деятельности органов местного самоуправления установлено, что в границах Коржовоголубовского сельского поселения не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями федерального законодательства. Ссылаясь на положения ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч.1, 3, 4, ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Брянской области от 05.12.2014 года «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области», ст.ст.1, 3, 8 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681(далее Правила), п.1 ст.1, п.2 ст.2, п.1 ст.11, ст.12, п.2 ст.150 ГК РФ, указывая, что бездействие ответчика ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права жителей Коржовоголубовского сельского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 41, 42 Конституции РФ, просит суд обязать администрацию Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области организовать место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681, а именно: в месте сбора отработанных ртутьсодержащих ламп предусмотреть средства индивидуальной защиты органов дыхания, доступные для свободного использования в аварийных ситуациях, установить автоматические газосигнализаторы на пары ртути. Установить срок исполнения данного обязательства в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Клинцовского района Брянской области Матвиевский В.В., исковые требования поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что считает возможным установить срок для исполнения решения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика – глава Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области Кулаченко В.П. в судебном заседании признал исковые требования в полном объеме, пояснил, что, действительно, в месте сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не в полной мере предусмотрены средства индивидуальной защиты органов дыхания, доступные для свободного использования в аварийных ситуациях, а также отсутствуют автоматические газосигнализаторы на пары ртути, однако, в настоящее время бюджет сельского поселения на 2019 год сформирован, и денежные средства на устранение указанных недостатков в бюджете не предусмотрены, иных источников финансирования для устранения указанных недостатков не имеется. Просил суд установить срок исполнения указанных недостатков не менее шести месяцев.
Представитель привлеченного по данному делу в качестве третьего лица на стороне ответчика – администрации Клинцовского района Брянской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении и(или) иных ходатайств не заявлял.
В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10.0.12002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона №131 предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 ��������������������������������������������������������(�70 �8A:;NG5=85< �8A?>;L7>20=8O,� �>E@0=K,� �70I8BK,� �2>A?@>872>4AB20 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно статье 1 Закона Брянской области от 05.12.2014 г. №80-ФЗ «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами статья 3 Закона №89-ФЗ выделяет принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно части 2 статьи 8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пункту 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 г. №681, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование. Пунктом 12 указанных Правил закреплено, что в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. №242, ртутьсодержащие отходы относятся к 1 классу опасности и согласно статье 4.1 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления», 24.06.1998 г. №89-ФЗ, являются чрезвычайно опасными отходами.
Из акта проверки помощника Брянского природоохранного прокурора от 12.12.2018 года следует, что администрацией Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области не в полной мере соблюдаются требования, установленные «Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», в месте сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп отсутствуют автоматические газосигнализаторы на пары ртути и средства индивидуально защиты органов дыхания, доступные для свободного использования в аварийных ситуациях. Выявленные нарушения ведут к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права жителей Коржовоголубовского сельского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации.
Согласно п.9 ст.6 Устава Коржовоголубовского сельского поселения следует, что к вопросам местного значения отнесены, в том числе, вопросы по организации деятельности по накоплению(в том числе, раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу части 3 статьи 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая мнение представителя ответчика – Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области Кулаченко В.П. о признании иска, оформленного и занесенного в протокол судебного заседания, руководствуясь вышеуказанными нормами законодательства, установив, что требования истца законны и обоснованы, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, суд полагает возможным принять признание иска, поскольку оно не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц, и приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании ответчика организовать место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп в соответствии с положениями «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо провести ряд мероприятий, а также предусмотреть финансирование указанных работ, суд полагает возможным определить ответчику срок исполнения решения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681, а именно: в месте сбора отработанных ртутьсодержащих ламп предусмотреть средства индивидуальной защиты органов дыхания, доступные для свободного использования в аварийных ситуациях, установить автоматические газосигнализаторы на пары ртути.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.
В окончательной форме решение изготовлено 19 июля 2019 года.
Председательствующий судья Гущина И.Н.