Судья Самарин А.И. Дело № 21-271/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 апреля 2019 года в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице производственного отделения "Южные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада") на решение судьи Сыктывдинского районного суда от 18 февраля 2019 года, которым постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 177 от 01 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, в отношении ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" оставлено без изменения, жалоба ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице производственного отделения "Южные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" - без удовлетворения,
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 177 от 01 октября 2018 года ПАО "МРСК Северо-Запада" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица административного органа, ПАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в Сыктывдинский районный суд с жалобой.
По результатам рассмотрения жалобы судьей Сыктывдинского районного суда Республики Коми вынесено вышеизложенное решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, заявитель, не оспаривая вину в совершении вменяемого административного правонарушения, просит производство по делу прекратить в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения, учитывая следующее.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Статьей 88 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса РФ Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утвержден Проект освоения лесов и порядок его разработки, которые устанавливают обязательные требования для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 1 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69).
Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований (пункт 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69).
В силу пункта 30 Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Из материалов дел следует, что между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Арендодатель) и ПАО "МРСК Северо-Запада" "..." (далее - Арендатор) заключён договор аренды лесного участка <Номер обезличен> от 13.03.2018 (далее - Договор).
Согласно Договору Арендатору передан лесной участок площадью 0,41 га для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в кв. <Номер обезличен> выд. <Номер обезличен> (часть), выд. <Номер обезличен> (часть) ... участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество" сроком 31.07.2018.
Пунктом 12 Договора установлено, что Арендатор обязан в 30-дневный срок со дня заключения настоящего Договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы (п. 12 "г" Договора аренды).
Таким образом, окончательный срок предоставления проекта освоения лесов - 13.04.2018.
18.07.2018 должностными лицами ГУ "Сыктывдинское лесничество" на основании Приказа <Номер обезличен> от 17.07.2018 о проведении плановых (рейдовых) осмотров обследований лесных участков на территории Сыктывдинского лесничества, был произведен осмотр, обследование лесного участка в кв. <Номер обезличен> выд. <Номер обезличен> ... участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество". В ходе осмотра, обследования лесного участка в кв. <Номер обезличен> выд. <Номер обезличен> ... участкового лесничества выявлено, что ПАО "МРСК Северо-Запада" по договору Аренды <Номер обезличен> от 13.08.2018, но без проекта освоения лесов, производят рубку лесных насаждений при подготовке подъездных путей к трассе ЛЭП и площадки под основную опору через р. Сысола. Площадка под опору вырублена треугольной формы на площади 0,125 га. Так же произведено расширение существующей трассы ЛЭП от 3 до 10 м на площади 0,13 га, прорублены и частично раскорчеваны подъездные дороги трубопереезда через озеро и до трассы ЛЭП на площади - 0,15 га. Общая площадь вырубленного участка составляет 0,41 га. По результатам осмотра были составлены: отчет о выполнении планового (рейдового) задания от 18.07.2018, акт осмотра, обследования <Номер обезличен> от 18.07.2018, ведомость перечета, схема лесонарушения, фототаблица.
Использование лесного участка в кв. <Номер обезличен> выд. <Номер обезличен> Пажгинского участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество" так же подтверждается отчетом об использовании лесов.
Заявление о проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда поступило от ПАО "МРСК Северо-Запада" в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми 11.07.2018.
23.07.2018 в адрес ГУ "Сыктывдинское лесничество" поступило заключение <Номер обезличен> государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, утвержденное приказом Минприроды РК от 19.07.2018 <Номер обезличен>.
30.07.2018 в адрес ГУ "Сыктывдинское лесничество" предоставлен проект освоения лесов лесного участка предоставляемом в аренду ПАО "МРСК Северо-Запада" по договору аренду <Номер обезличен> от 13.03.2018.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 30.08.2018 должностным лицом ГУ "Сыктывдинское лесничество" в отношении юридического лица ПАО "МРСК Северо-Запада" протокола <Номер обезличен> об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 177 от 01.10.2018 к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных доказательств: отчетом об использовании лесов, протоколом об административном правонарушении № <Номер обезличен> от 30.08.2018, приказом <Номер обезличен> от 17.07.2018 о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков на территории Сыктывдинского лесничества с приложением № 1 к нему, плановым (рейдовым) заданием от 18.07.2018, актом осмотра и обследования лесного участка <Номер обезличен> от 18.07.2018 и фототаблицей к нему, схемой места рубки, ведомостью пересчета деревьев, договором аренды лесного участка № 1 от 13.03.2018 с приложениями к нему <Номер обезличен>; заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов; заключением <Номер обезличен>, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № <Номер обезличен> от 19.07.2018; проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ПАО "МРСК Северо-Запада" по договору аренды № 1 от 13.03.2018.
Таким образом, вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.
Указание в жалобе на наличие оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, не принимаются во внимание в силу следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
С учетом изложенного, приняв во внимание характер совершенного обществом правонарушения, судья районного суда обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для признания его малозначительным и, как следствие, для освобождения общества от административной ответственности. Оснований для переоценки правильных выводов судья областного суда не усматривает. С учетом характера совершенного правонарушения, посягающего на отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, степени потенциальной опасности и конкретных обстоятельств дела оснований считать противоправное деяние малозначительным не имеется.
Ссылка подателя жалобы на правоприменительную практику других регионов юридического значения не имеет. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения и не является обязанностью должностного лица, судьи, для ее применения.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела и жалобы на постановление, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления по делу или решения судьи, из материалов дела не следует.
Административное наказание назначено ПАО "МРСК Северо-Запада" в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя министра, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 18 от 13 февраля 2018 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда от 08 мая 2018 года (с учетом определения об исправлении описки от 22.06.2018) оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Северо-Западный лесной терминал" Кирушева Н.В. - без удовлетворения.
Судья . И.М. Машкина
.