Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-221/2024 (2-1176/2023;) ~ М-1003/2023 от 25.12.2023

Стр.2.206

УИД 47RS0015-01-2023-001444-20

Дело № 2 –221/2024 14 мая 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

(мотивированное решение суда составлено 21 мая 2024 года)

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Сивяковой Ю.А.,

при секретаре Ф,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» к Добычин о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л :

Истец ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» обратилось в суд к ответчику Добычин с требованиями о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 350 000 руб. 00 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 700 руб. 00 коп.

В исковом заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» филиал в <адрес> поступило заявление от Добычин на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с недостаточностью денежных средств на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 12.4 областного закона ЛО от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Социальный кодекс ЛО», на основании личного заявления получателя ДД.ММ.ГГГГ между ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» и заявителем заключен социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности на сумму 350 000,00 руб.

Государственная социальная помощь по контракту предоставляется в виде единовременной выплаты в соответствии с графиком выплат, содержащимся в программе социальной адаптации Добычин Распоряжением филиала от ДД.ММ.ГГГГ ответчику назначена государственная социальная помощь на основании контракта в виде единовременной денежной выплаты в размере 350 000,0 руб. Денежные средства в размере 350000,0 руб. перечислены на расчётный счёт получателя , открытый в АО «Почта Банк», что подтверждается справкой о начислениях и выплатах, итоговой ведомостью по начислению социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ и выплатным файлом

В соответствии с пунктом 2.3 контракта ответчик обязался предоставлять отчеты о реализации социального контракта в соответствии с программой социальной адаптации получателя государственной социальной помощи.

Ответчик в срок действия контракта не выполнил основные мероприятия, указанные в программе социальной адаптации, в том числе не доказал приобретение в собственность гаража, не предоставил выписку из ЕГРН, о чем в программе социальной адаптации имеется запись специалиста, ответственного за контроль мероприятий.

В связи с неисполнением ответчиком мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, ДД.ММ.ГГГГ учреждением расторгнут контракт в одностороннем порядке, согласно пункту 6.2 контракта. Распоряжением филиала от ДД.ММ.ГГГГ прекращено предоставление услуги Добычин Денежные средства (государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты) в размере 350 000 рублей 00 копеек, полученные ответчиком, являются его неосновательным обогащением и подлежат возврату в бюджет <адрес>. До настоящего времени ответчик не возвратил сумму неосновательного обогащения.

Ссылаясь на положения ст.ст. 309, 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, представитель истца ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» просил взыскать с ответчика Добычин сумму неосновательного обогащения, судебных расходов по оплате государственной пошлины в вышеуказанных размерах.

Представитель истца ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения (л.д. 109), ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (п. 3 иска, л.д. 10).

Ответчик Добычин в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, но судебные повестки возвращены почтовой службой за истечением срока хранения (л.д. 110-111).

Согласно ответа отдела адресно-справочной работы ОВМ ОМВД России по <адрес> Добычин зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д. 92).

Наличие у ответчика Добычин регистрации по месту жительства на территории <адрес> свидетельствует о том, что он до настоящего времени признает указанный адрес в качестве места своего жительства, исходя из обязанности, закрепленной в ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства.

Согласно ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, они несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

При этом суд принимает во внимание разъяснения п. п. 63 - 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которым юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

То обстоятельство, что ответчик отказался от своего права на участие в процессе и на представление доказательств, уклоняясь от получения судебных извещений, не может повлечь за собой отложение судебного разбирательства, так как это нарушит права истца.

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждого право на судебную защиту его прав и свобод, суд обязан обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путём своевременного и правильного рассмотрения дел.

Кроме того, в судах общей юрисдикции имеются общедоступные автоматизированные информационные системы, обеспечивающие возможности доступа к правосудию.

Согласно пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в сети «Интернет» размещается информация, связанная с рассмотрением дел в суде, в том числе сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация об участниках судебного процесса, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства). Информация об участниках судебного процесса размещается в сети "Интернет" с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона;

В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного Федерального закона, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети "Интернет".

Учитывая, что движение дела отражалось на сайте Сланцевского городского суда в установленном законом порядке, ответчик также не был лишен возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети "Интернет" (персональный компьютер, мобильный телефон с выходом в "Интернет"), либо в местах доступных для пользователей информацией.

Принимая во внимание, что ответчик уклоняется от явки в суд, что подтверждается отложением рассмотрения дела, суд, в порядке ст.ст. 113, 119, 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика Добычин, а также представителя истца ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения».

Суд, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из стратегических задач и национальных целей развития Российского государства являются повышение уровня жизни граждан и создание условий и возможностей для самореализации каждого человека.

Приоритетность данных положений предопределяется основами конституционного строя (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ)

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как одна из форм оказания системной государственной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальный контракт введен в действующую систему адресной государственной социальной помощи в 2012 году.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ, которым установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определены порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в статье 1 определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров

Социальный контракт представляет собой соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (абз. 8 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч. 1); порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ч. 2).

Согласно частям 1-3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (ч. 5 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ). Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 7 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ установлено, что заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 2.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Предметом регулирования Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -оз «Социальный кодекс <адрес>», принятым Законодательным <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (далее – Социальный кодекс <адрес>), являются отношения, связанные с реализацией полномочий <адрес> в сфере предоставления социальной поддержки и оказания государственной социальной помощи на территории <адрес>.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12.1 Социального кодекса <адрес> Государственная социальная помощь за счет средств областного бюджета <адрес> предоставляется указанным в части первой статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства или место пребывания на территории <адрес>, в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии со статьей 12.4 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 12.4 Социального кодекса Ленинградской области государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в абзаце первом части 1 статьи 12.1 настоящего Кодекса, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия из числа установленных Правительством Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно ч. 2 указанной статьи государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в размере, определенном социальным контрактом, в виде единовременной денежной выплаты и(или) ежемесячных социальных пособий (ежемесячного социального пособия).

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1). Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п. 2).

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (п. 3).

Статьей 309 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ).

Статьей 1102 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца и отсутствие правовых оснований для такого обогащения, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения (сбережения) такого имущества либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик Добычин обратился в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» филиал в <адрес> с заявлением о предоставлении государственной услуги, в соответствии с которым просил назначить ему государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной выплаты в связи с недостаточностью денежных средств дя развития своего дела (л.д. 23-27).

При обращении к истцу с указанным заявлением ответчиком Добычин представлен план мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, в соответствии с которым ответчик планировал зарегистрироваться как самозанятый, для оказания услуг по ремонту автомашин, купив за счет предоставленных денежных средств необходимое для деятельности, путем выполнения следующих мероприятий в следующие сроки: получение государственной социальной помощи на основании социального контракта – ДД.ММ.ГГГГ – 35000 рублей 00 копеек, закупка оборудования согласно приложению - ДД.ММ.ГГГГ, форма отчета – фотографии, чеки, прохождение обучения по направлению «Введение в предпринимательскую деятельность» в Фонде поддержки предпринимательства, регистрация деятельности - ДД.ММ.ГГГГ, форма отчета – справка о регистрации, начало осуществления деятельности - ДД.ММ.ГГГГ отчет о ведении деятельности – весь период, предоставление сведений о доходах за последние три месяца (от деятельности ИП и прочих доходов) после окончания срока контракта – ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ между истцом ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» филиал в <адрес> в лице директора филиала ФИО3 и ответчиком Добычин заключен социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д. 57-62, далее – социальный контракт ) в соответствии с п. 1 которого предметом контракта является предоставление получателю государственной социальной помощи в целях стимулирования активных действий по преодолению получателем трудной жизненной ситуации, сложившейся у него (его семьи).

Требованиями к конечному результату являются регистрация получателя в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (для открывающих собственное дело впервые), повышение денежных доходов получателя (семьи получателя) по истечении срока действия контракта.

В соответствии с п. 2.1 социального контракта ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» обязано предоставить получателю государственную социальную помощь в соответствии с программой социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта; осуществлять денежную выплату получателю с целью осуществления им предпринимательской деятельности/самозанятости в соответствии с условиями контракта, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями контракта; в случае прекращения предпринимательской деятельности/самозанятости либо неисполнения (несвоевременного исполнения) мероприятий программы социальной адаптации Получателя по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 2.9.1 Положения об условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи, методике определения размера государственной социальной помощи в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядке проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , прекратить предоставление денежной выплаты получателю с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства; расторгнуть контракт по основаниям, содержащимся в пункте 6.1 Контракта; подготовить в течение последнего месяца действия контракта заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации получателя и о целесообразности продления срока действия контракта.

Согласно п. 2.2 социального контракта ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» имеет право проверять исполнение контракта получателем в соответствии с программой социальной адаптации получателя.

Пунктом 2.3 социального контракта предусмотрено, что получатель обязан представлять в ЛОГКУ "ЦСЗН" отчет о реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации получателя, по форме согласно приложению к контракту с приложением документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств: до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ – итоговый отчет; взаимодействовать со специалистами ЛОГКУ "ЦСЗН" в части анкетирования и опросов, проводимых ЛОГКУ "ЦСЗН" в целях мониторинга и оценки результативности выполнения мероприятий и выхода получателя из трудной жизненной ситуации, представлять по требованию специалиста ЛОГКУ "ЦСЗН" информацию об исполнении программы социальной адаптации Получателя в течение срока действия контракта; сообщать в ЛОГКУ "ЦСЗН" об обстоятельствах, влияющих на реализацию контракта, в том числе об изменениях сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем получателю (его семье) имуществе на праве собственности, персональных данных и(или) способа выплаты, в течение 14 календарных дней со дня их наступления; добровольно возместить в бюджет <адрес> выплаченные средства в виде государственной социальной помощи с начала действия контракта в случаях, предусмотренных абзацами вторым - седьмым пункта 6.1 контракта.

Государственная социальная помощь по контракту предоставляется в виде единовременной денежной выплаты в соответствии с графиком выплат, содержащимся в программе социальной адаптации получателя (п. 3.1 социального контракта ).

Согласно п. 4 социального контракта государственная социальная помощь выплачивается единовременно через АО «Почта Банк», р/счет

В силу п. 6.1 социального контракта к основаниям для расторжения ЛОГКУ «ЦСЗН» контракта в одностороннем порядке, в том числе относятся нарушение графика представления сведений о реализации мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации получателя, с приложением документов, подтверждающих целевое расходование государственной социальной помощи; неисполнение получателем обязанностей, перечисленных в пункте 2.3 контракта, и(или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации получателя.

В качестве приложения к указанному социальному контракту разработана Программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи (л.д. 63, далее – Программа социальной адаптации).

Целью Программы социальной адаптации является приобретение гаража и компрессора для открытия автомастерской для ведения деятельности в качестве самозанятого с целью повышения денежных доходов и преодоления трудной жизненной ситуации. Сумма затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации - 350 000 рублей 00 копеек.

Указанной программой предусмотрен план мероприятий программы социальной адаптации: регистрация в качестве самозанятого, срок реализации мероприятия – ДД.ММ.ГГГГ; прохождение обучения в Фонде предпринимательства, срок реализации мероприятия – ДД.ММ.ГГГГ; приобретение гаража и оборудования, срок реализации мероприятия – ДД.ММ.ГГГГ; осуществление деятельности в качестве самозанятого, предоставление документов о доходах за ДД.ММ.ГГГГ, срок реализации мероприятия – ДД.ММ.ГГГГ; осуществление деятельности в качестве самозанятого, предоставление документов о доходах за ДД.ММ.ГГГГ срок реализации мероприятия – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с графиком выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, установленным Программой социальной адаптации выплата социальной помощи производится единовременно до ДД.ММ.ГГГГ в размере 350 000 рублей 00 копеек.

Добычин согласился с условиями социального контракта и обязался выполнять их, что подтверждается его собственноручной подписью.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении государственной услуги в соответствии со ст. 12.4 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Социальный кодекс <адрес>» Добычин назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в размере 350 000 рублей 00 копеек, способ выплаты: кредитная организация АО «Почта Банк», счет

Реестром выплат (л.д. 69-71), справкой об осуществлении выплат (л.д. 14) подтверждается, что выплата социальной помощи в размере 350 000 рублей 00 копеек была осуществлена истцом ЛОГКУ «Центр социальной защита населения» на банковский счет указанный ответчиком Добычин при заключении социального контракта.

Доказательств обратного ответчиком Добычин в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, предписывающими каждой стороне представить доказательства тех обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суду не представлено.

Из анализа вышеприведенных положений законодательства, регулирующего предоставление мер социальной поддержки, следует, что результатом действия программы социальной адаптации граждан, являющейся неотъемлемой частью социального контракта, является предоставление гражданам помощи в преодолении ими трудной жизненной ситуации.

При этом на гражданина, получающего меры социальной поддержки, в свою очередь, возлагается обязанность по реализации мероприятий, предусмотренных социальной программой, то есть исполнение целевого расходования перечисленных денежных средств с достижением цели, на которую такая программа была рассчитана и заключен соответствующий социальный контракт.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ филиал в <адрес> ЛОГКУ «Центр социальной защита населения» уведомил ответчика Добычин о том, что в связи с невыполнением мероприятий программы социальной адаптации социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ он обязан в течение 30 дней с даты получения настоящего уведомления вернуть полученную сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 350000 рублей 00 копеек (л.д. 67).

Согласно имеющимся в плане мероприятий программы социальной адаптации отметкам специалиста ЛОГКУ «Центр социальной защита населения», контролирующего выполнение ответчиком Добычин предусмотренных программой мероприятий, данные мероприятия в нарушение положений п. 2.3 социального контракта ответчиком выполнены не были.

Распоряжением уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ, расторгнут социальный контракт в связи с неисполнением получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66).

Таким образом, Добычин воспользовавшись выделенными в качестве меры социальной поддержки денежными средствами, не исполнил изложенные в социальном контракте , в том числе в Программе социальной адаптации мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.

Доказательств обратного, в частности невозможности предоставления отчетов о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по объективным, не зависящим от него причинам, либо о полном или частичном возмещении истцу представленных в качестве социальной помощи денежных средств, ответчиком Добычин суду в ходе судебного разбирательства также не представлено, в материалах дела не содержится.

Поскольку истцом предоставлено суду достаточно доказательств в обоснование заявленного требования о взыскании суммы денежных выплат по социальному контракту по оказанию государственной социальной помощи, суд находит требование истца ЛОГКУ «Центр социальной защита населения» о взыскании с Добычин неосновательного обогащения в размере 350 000 рублей 00 копеек обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

    В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Учитывая, что расходы истца ЛОГКУ «Центр социальной защита населения» по уплате государственной пошлины в размере 6700 рублей 00 копеек подтверждены представленным в материалы дела платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, указанные судебные расходы при удовлетворении заявленных исковых требований подлежат взысканию с ответчика Добычин в пользу истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования <адрес> государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» к Добычин о взыскании неосновательного обогащения – удовлетворить.

Взыскать с Добычин (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт серии , в пользу бюджета <адрес>, в лице <адрес> государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» неосновательное обогащение в сумме 350 000 руб. 00 коп., а также возместить расходы по государственной пошлине в размере 6700 руб. 00 коп.; всего взыскать – 356 700 (триста пятьдесят шесть тысяч семьсот) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения с подачей жалобы через Сланцевский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий судья Ю.А.Сивякова

2-221/2024 (2-1176/2023;) ~ М-1003/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения"
Ответчики
Добычин Владимир Романович
Суд
Сланцевский городской суд Ленинградской области
Судья
Сивякова Юлия Анатольевна
Дело на странице суда
slancevsky--lo.sudrf.ru
25.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.02.2024Предварительное судебное заседание
07.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.03.2024Предварительное судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее