Советский районный суд г. Махачкалы
№ дела 12-695/23
судья Гаджиев Х.К.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2024 года, по делу №, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления ФАС России по Республике Дагестан ФИО4 на решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении должностного лица ФИО1,
установила:
постановлением руководителя Управления ФАС России по Республике Дагестан ФИО4 от <дата> №.30-1913/2023 должностное лицо ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> названное постановление руководителя Управления ФАС России по Республике Дагестан ФИО4 от <дата> №.30-1913/2023 отменено, с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РД, должностное лицо, вынесшее постановление - руководителя Управления ФАС России по Республике Дагестан ФИО4 ставит вопрос об отмене судебного акта, приводя доводы о его незаконности.
В суде апелляционной инстанции привлеченное к административной ответственности лицо ФИО1 и его защитник ФИО5 возражали относительно доводов жалобы, указывая о законности судебного акта.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие должностного лица, вынесшего постановление - руководителя Управления ФАС России по Республике Дагестан ФИО4, извещенного о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела согласно ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статьи 24.1, 4.1 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрено, что отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности в соответствии с приведенной нормой КоАП РФ послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы.
Отменяя постановление должностного лица УФАС России и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из представления ООО «СПЕЦПРОМСТРОЙ» в подтверждение своего опыта работы недостоверной информации, в связи с чем Комитет по государственным закупкам Республики Дагестан обоснованно пришёл к выводу об отклонении заявки по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от <дата>
Такое рассмотрение дела не отвечает требованиям статьи 24.1 КоАП РФ, а принятое судьей районного суда решение является преждевременным.
Вывод судьи районного суда о наличии оснований для прекращения производства по делу сделан без учета требований КоАП РФ о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.
Как усматривается из материалов дела, <дата> в Дагестанское УФАС России поступила жалоба ООО "СПЕЦПРОМСТРОЙ" на действия комиссии Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан при проведении открытого конкурса в электронной форме № «Капитальный ремонт общеобразовательной организации МКОУ «СОШ №» <адрес> (Литер-А) и (Литер-Б)» (далее - Конкурс).
<дата> Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Конкурса, по которому начальная (максимальная) цена контракта составила 48 817 427,58 рублей.
Согласно части 11 статьи 48 Федерального закона от <дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от <дата> №ПРОИ1 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки №) признана несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и положениям п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. При этом указывается о том, что в составе заявки приложен договор №-Б-13 от <дата> с ООО Холдинговая компания «Алмалия» в лице генерального директора ФИО6 Однако, данный договор ФИО6 на момент заключения не мог подписывать в виду того, что на основании выписки из ЕГРЮЛ ФИО6 назначен генеральным директором с <дата>, в виду чего ФИО6 не обладал полномочиями на подписание договора от ООО ХК «Алмалия». В связи с чем комиссия уполномоченного органа пришла к выводу о наличии в заявке участника недостоверных сведений и приняла решение об отклонении заявки участника закупки.
Как было установлено Комиссией и следовало из объяснений сторон, в подтверждение своего опыта Заявителем был представлен договор на выполнение капитального ремонта №-Б-13 от <дата> В преамбуле договора указано, что лицо подписавшее договор от Заявителя 2023-7427 является ФИО6, который указан как генеральный директор ООО Холдинговая компания «Алмалия».
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от <дата> № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» законным представителем общества с ограниченным ответственностью является единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие). Согласно п. 1 ч. 3 ст. 40 названного закона единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
Согласно пояснениям Уполномоченного органа, согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на <дата> на дату подписания оспариваемого договора ФИО6 не являлся генеральным директором, следовательно, полномочий на подписание договора не имел, в связи с чем, заявка содержит недостоверные сведения.
Между тем, ФИО6 при подписании договора действовал на основании приказа №/Т от <дата>, подписанного генеральным директором ФИО7 Согласно приказу на заместителя генерального директора ФИО6 возложена обязанность генерального директора по подписанию финансовых и кадровых документов, бухгалтерской и налоговой отчетности, заключение договоров и иных сделок.
Тем самым следует, что договор на выполнение капитального ремонта №-Б-13 от <дата> подписан ФИО6, как лицом, полномочия которого на подписание подобных документов, подтверждены приказом.
Доказательств, опровергающих данный вывод и свидетельствующих о том, что договор на выполнение капитального ремонта №-Б-13 от <дата> содержит недостоверную информацию, административному органу и суду Уполномоченным органом представлено не было.
Отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о лице, подписавшем договор на соответствующую дату, не свидетельствует о наличии недостоверной информации в представленном договоре, поскольку данное лицо может действовать на основании доверенности.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от <дата> № «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» не предусмотрено представление в составе заявки документа, подтверждающего полномочия лица на подписание договора, подтверждающего наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Таким образом, административным органом обоснованно признано, что действиями должностного лица комиссии Уполномоченного органа нарушены положения п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных судебными инстанциями ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, составляет 1 год.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый с <дата>, по настоящему делу на момент рассмотрения жалобы должностного лица в Верховном Суде РД истёк.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанной нормы и статьи 4.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по делу об административном правонарушении подлежит отмене, как и постановление руководителя Управления ФАС России по Республике Дагестан ФИО4 от <дата> №.30-1913/2023, поскольку оставление в силе этих актов повлечет ухудшение положения ФИО1, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении ранее прекращено, что недопустимо.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Означенные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Из указанной правовой позиции исходит и Пятый кассационный суд общей юрисдикции, в частности, в постановлении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> №.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решила:
жалобу руководителя Управления ФАС России по Республике Дагестан ФИО4 удовлетворить частично.
Постановление руководителя Управления ФАС России по Республике Дагестан ФИО4 от <дата> №.30-1913/2023 и решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1, - отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан ФИО8