УИД 26RS0002-01-2024-001090-81
Дело № 2-1094/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2024 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Артемьевой Е.А.,
старшего помощника прокурора Ленинского района города Ставрополя Лаптевой Е.В.,
при секретаре Дроздовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ставрополя, в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №13 города Ставрополя, Комитету образования города Ставрополя о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Ставрополя обратился в Ленинский районный суд города Ставрополя с иском, в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 13 города Ставрополя, Комитету образования города Ставрополя, в котором просит:
- признать незаконным бездействие МБОУ СОШ №13 г. Ставрополя, комитета образования администрации города Ставрополя, выразившееся в отсутствии охранной сигнализации.
- обязать комитет образования администрации города Ставрополя в течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную сипу выделить денежные средства МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя на установку охранной сигнализации
- обязать МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить охранную сигнализации.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведен анализ исполнения законодательства о противодействии терроризму при обеспечении антитеррористической защищенности учреждений образования, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя.
Установлено, что МБОУ СОШ №13 г. Ставрополя относится к 3 категории опасности согласно паспорту безопасности. Однако, по информации комитета образования администрации г. Ставрополя в нарушение пп. «а» п. 25 Требований на объекте отсутствует охранная сигнализация. Таким образом, руководителем организации объекта защиты не обеспечено выполнение требований к антитеррористической защищенности объекта (территории), что является недопустимым. Учитывая изложенное, 27.11.2023 прокуратурой района внесено представление директору МБОУ СОШ № 13 об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены в полном объеме. Также учитывая наличие субсидиарной ответственности расходы по устранению нарушений требований законодательства следует возложить на комитет образования администрации г. Ставрополя как учредителя образовательного учреждения.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя.
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Лаптева Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам искового заявления, просила их удовлетворить.
Представители ответчиков МБОУ СОШ №13 г. Ставрополя, Комитета образования г. Ставрополя в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений ч.1 ст.43 Конституции РФ, каждый ребенок имеет конституционное право на образование в безопасных условиях.
На основании п.2 ч.6 ст.28 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из п.2 ч.3 указанной статьи, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Статьей 1 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно п.п. 1, 7 ст. 2 Закона №35-ФЗ одними из основополагающих принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. «а» ч.4 ст.3 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов, категории объектов, порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов.
Постановлением Правительства РФ Постановление от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно подпунктам «а,в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Согласно п.п. «а» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется оснащение объектов (территорий) охранной сигнализацией.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведен анализ исполнения законодательства о противодействии терроризму при обеспечении антитеррористической защищенности учреждений образования, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя.
В ходе проверки установлено, что МБОУ СОШ №13 г. Ставрополя относится к 3 категории опасности согласно паспорту безопасности.
Как следует из информации комитета образования администрации г. Ставрополя в нарушение пп. «а» п. 25 требований на объекте отсутствует охранная сигнализация.
27.11.2023 прокуратурой района внесено представление директору МБОУ СОШ № 13 об устранении выявленных нарушений.
Вышеуказанные обстоятельства никем из участников процесса не оспаривались.
Кроме того, как указывает истец, и не оспаривают ответчики, представление прокурора было рассмотрено и удовлетворено. Однако, в настоящее время в МБОУ СОШ № 13 так и не установлена охранная сигнализация.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным бездействие МБОУ СОШ №13 г. Ставрополя выразившееся в отсутствии охранной сигнализации и обязании МБОУ СОШ №13 г. Ставрополя в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить охранную сигнализацию.
В части требований истца о признании незаконным бездействия комитета образования администрации г. Ставрополя выразившееся в отсутствии охранной сигнализации и возложении обязанности на комитет образования администрации г. Ставрополя в течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ СОШ №13 г. Ставрополя на установку охранной сигнализации суд считает необходимым отказать, по следующим основаниям.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Согласно ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, в том числе, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии со ст. 8 Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 11 мая 2016 г. № 847 к вопросам местного значения города Ставрополя относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета города Ставрополя, утверждение и исполнение бюджета города Ставрополя, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Ставрополя.
Согласно ст. 28 Устава структуру органов местного самоуправления города Ставрополя образуют: Ставропольская городская Дума, глава города Ставрополя, администрация города Ставрополя, контрольно-счетная палата города Ставрополя.
Органы местного самоуправления города Ставрополя осуществляют свои полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с разграничением, установленным Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, настоящим Уставом.
Согласно ст.31 Устава в исключительной компетенции Ставропольской городской Думы находится утверждение бюджета города Ставрополя и отчета о его исполнении.
Администрация города Ставрополя является исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления города Ставрополя.
В соответствии с п. 29 ч.2 ст. 49 Устава к полномочиям администрации г. Ставрополя относится составление проекта бюджета города Ставрополя, исполнение бюджета города Ставрополя, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета города Ставрополя.
Таким образом, в сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация города Ставрополя, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
Понуждение комитета образования администрации города Ставрополя к выделению финансирования МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя на установку охранной сигнализации является ограничением прав главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счёт каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Данный правовой подход нашёл отражение в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 № 127-КГ23-4-К4, от 19.12.2023 № 18-КГ23-4-К4.
В связи с изложенным требования истца о признании незаконным бездействия комитета образования администрации г. Ставрополя выразившееся в отсутствии охранной сигнализации и возложении обязанности на комитет образования администрации г. Ставрополя в течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ СОШ №13 г. Ставрополя на установку охранной сигнализации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ленинского района города Ставрополя - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя выразившееся в отсутствии охранной сигнализации.
Обязать МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить охранную сигнализацию.
В удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Ставрополя к комитету образования администрации города Ставрополя - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18 апреля 2024 года.
Судья подпись Е.А. Артемьева
Копия верна:
Судья Е.А. Артемьева