№
УИД 50RS0№-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
06 сентября 2023 года <адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Усовой А.В.,
при ведении протокола помощником Лебедевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Депутата Р. А. к Окружному управлению социального развития № Министерства социального развития <адрес> об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес>, признании права на обеспечение жилым помещением, признании распоряжения незаконным, его отмене, возложении обязанности включить в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Депутат Р.А. обратился в суд с иском к Окружному управлению социального развития № Министерства социального развития <адрес> об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес>, признании права на обеспечение жилым помещением, признании распоряжения незаконным, его отмене, возложении обязанности включить в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что он является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: мать - Депутат Н.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата смерти: ДД.ММ.ГГГГ, отец - Депутат А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата смерти: ДД.ММ.ГГГГ Опека над ним не устанавливалась. Его родители были зарегистрированы по адресу: <адрес>, посёлок Хандыга, <адрес>. У него регистрации по месту жительства не было. Он обучался в школе МОУ СОШ №, в настоящее время обучается в ГБПОУ МО Электростальский колледж. Он имел временную регистрацию по адресу: <адрес>. Их семья проживала по адресу: <адрес>. На данный момент имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, к5, <адрес>. Владельцем данной квартиры он не является. С учётом изложенного полагал, что имеет право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем был вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
Истец Депутат Р.А. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, направил письменные возражения.
Представитель 3-го лица Администрации г.о. Электросталь в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Р. Ф. провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" установлено, что жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в <адрес>.
Таким образом, и федеральным, и региональным законодательством установлено, что обеспечением жилым помещением занимается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории котором именно проживает, а не зарегистрирован ребенок, оставшийся без родительского попечения.
Статьей 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Депутат Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать, Депутат Н.П., умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ
Отец, Депутат А.В., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
На учете в окружном управлении социального развития № Министерства социального развития <адрес> Депутат Р.А. как ребенок-сирота не состоял, попечительство в отношении него не устанавливалось.
Как следует из адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ, Депутат Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Данное жилое помещение на праве собственности принадлежит Будаевой Ю. В..
Матьистца - Депутат Н.П. являлась уроженкой с.Н-<адрес>. Отецистца - Депутат А.В. являлся уроженцем <адрес>.
Как следует из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ IV-ИК №, Депутат Р.А. родился в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Депутат Р.А. обучался в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ Депутат Р.А. является студентом ГБПОУ МО «Электростальский колледж», что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также из сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости, по своему полису ОМС Депутат Р.А. обращался за медицинской помощью в различные государственные медицинские учреждения <адрес>.
Изложенные обстоятельства, применительно к положениям статьи 20 ГК РФ, позволяют сделать вывод о том, что факт постоянного проживания с рождения, то есть более пяти лет Депутата Р.А. на территории <адрес>, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Установление данного факта имеет для истца юридическое значение, поскольку позволит реализовать его право на обеспечение жилым помещением на территории <адрес> в соответствии действующим законодательством. При этом представленными суду доказательствами подтверждена невозможность установления этого факта в ином порядке.
В связи с этим, суд приходит к выводу об удовлетворении предъявленных Депутатом Р.А. исковых требований в части установления факта постоянного проживания последнего с рождения, то есть более пяти лет на территории <адрес>.
Разрешая исковые требования о признании права Депутата Р.А. на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»; признании распоряжения незаконным; обязании Управления включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории городского округа Электросталь, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с пунктом 1 этой же статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Аналогичные нормы содержит статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ.
При этом пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1, имеющим место жительства в <адрес>.
Отказывая Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Р-899 во включении Депутата Р.А. в Список, Управление исходило из того, что Депутатом Р.А. не были предоставлены документы, подтверждающие место жительства несовершеннолетнего в <адрес> и наличие права на обеспечение жилым помещением на момент утраты родительского попечения.
Суд не может согласиться с таким выводом, поскольку в силу пункта 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
Настоящим решением суда установлено, что несовершеннолетний Депутат Р.А. на территории городского округа <адрес> фактически проживает с рождения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии законных оснований для включения Депутата Р.А. в Список на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории городского округа Электросталь и признании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № Р-899 незаконным, в связи с чем исковые требования в данной части также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Депутата Р. А. к Окружному управлению социального развития № Министерства социального развития <адрес> об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес>, признании права на обеспечение жилым помещением, признании распоряжения незаконным, его отмене, возложении обязанности включить в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа <адрес> – удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Депутата Р. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с рождения на территории г.о. <адрес>.
Признать за Депутатом Р. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Признать Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № Р-899 Об отказе во включение в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным.
Обязать Окружное управление социального развития № Министерства социального развития <адрес> включить Депутата Р. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории городского округа <адрес>.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд.
Судья Усова А.В.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Усова А.В.