Дело №
Поступило в суд <дата>
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> р.<...>
Купинский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Максимейко А.А.,
с участием помощника прокурора <...> Семилетко О.Н.,
при секретаре Скрипкиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <...> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <...>, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Шипицинская средняя общеобразовательная школа» <...> о возложении обязанности произвести установку устройства молниезащиты,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <...> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <...>, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Шипицинская средняя общеобразовательная школа» <...> (далее – МКОУ «Шипицинская СОШ») о возложении обязанности произвести установку устройства молниезащиты, указав в обоснование, что в ходе надзорных мероприятий установлено, что в МКОУ «Шипицинская СОШ» устройство молниезащиты отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Пунктом 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН <дата>, закреплено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.
Исходя из содержания п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от <дата> №-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от <дата> №-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 вышеуказанного закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Кроме того, в силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» №-ФЗ от <дата>, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно Федеральному закону от <дата> №-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от <дата> №-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статья 5.1).
На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <дата> №-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Приказом Минстроя России от <дата> №/пр утвержден «СП №. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП №».
В соответствии с п. 8.22 «СП №. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП №» молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.
Требования к устройствам молниезащиты и вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от <дата> № (далее - Инструкция), регулируются вопросы обеспечения устройствами молниезащиты
Согласно абз. 1 разд. 1 Инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы и детские сады.
Таким образом, Инструкция является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений.
С учетом специфики деятельности учреждения, выявленные нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о реальной угрозе причинения вреда жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, находящихся на его территории.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от <дата> №-Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Уставом МКОУ «Шипицинская СОШ» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование - <...>, от имени которого выступает администрация <...>.
Исходя из того, что финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных в образовательной бюджетной организации нарушений, осуществляется учредителем образовательного учреждения администрацией <...>, осуществляющего функции распределителя бюджетных средств, обязанность по обеспечению финансированию мероприятий по оборудованию здания общеобразовательного учреждения устройством молниезащиты должна быть возложена на указанного ответчика.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в сфере трудовых (служебных) отношений.
Просит, с учетом уточнений, обязать МКОУ «Шипицинская СОШ» произвести установку устройства молниезащиты не позднее <......> месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию <...> в случае недостаточности у МКОУ «Шипицинская СОШ» собственных денежных средств обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений, не позднее <......> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <...> Семилетко О.Н. поддержала исковые требования, по доводам, указанным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Шипицинская СОШ» Винтер И.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, исковые требования прокурора признала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем свидетельствует телефонограмма от <дата>
Представитель ответчика - администрации <...>, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, предоставил заявление, из которого следует, что с уточненными исковыми требованиями прокурора <...> согласен.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска представителями ответчиков МКОУ «Шипицинская СОШ» и администрации <...>, поскольку они не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора <...> подлежат удовлетворению в связи с признанием ответчиками иска и принятием его судом.
Кроме признания иска представителями ответчиков, исковые требования прокурора <...> основаны на законе и обоснованы представленными суду доказательствами.
Возложение обязанности совершить какие-либо действия в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ предполагает установление срока, в течение которого решение должно быть исполнено.
Суд полагает возможным установить срок для исполнения возлагаемой на ответчиков обязанности в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, находя его достаточным и соответствующим требованиям разумности и объему предстоящих мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <...> удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шипицинская средняя общеобразовательная школа» <...> произвести установку устройства молниезащиты в течение <......> лет со дня вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию <...> в случае недостаточности собственных денежных средств муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шипицинская средняя общеобразовательная школа» <...> обеспечить финансирование мероприятий по установке устройства молниезащиты в течение <......> лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в <...> областной суд через Купинский районный суд <...> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: л.п. А.А. Максимейко