УИД №
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Кондратьевой В.В.,
с участием помощника прокурора Щучанского района Поленко А.И.,
истца Шадрина Д.М.,
представителя ответчика Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области по доверенности Бывакина А.Э.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Финансового управления Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области по доверенности Бывакина А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 20 апреля 2023 года гражданское дело по иску Шадрина Дмитрия Михайловича к Администрации города Щучье Курганской области, Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Шадрин Д.М. обратился в Щучанский районный суд Курганской области с иском (с последующим уточнением исковым заявлением) к Администрации города Щучье Курганской области, Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, указывая, что 22.01.2021 года между ним и ответчиком Администрацией города Щучье был заключен трудовой договор № б/н, в соответствии с которым истец был принят на работу к ответчику на должность внешнего совместителя слесарем по обслуживанию газовой котельной на 0,5 ставки в Администрацию города Щучье Курганской области с окладом 8 814 руб. 78 коп., что подтверждается дополнительным соглашением к трудовому договору от 21.06.2022 года. 11.01.2023 года приказом № истец Шадрин Д.М. был уволен на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией предприятия. Истец считает свое увольнение незаконным, поскольку до момента увольнения он дважды получал уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации (05.08.2022, 06.10.2022). Истец не нарушил трудовой распорядок, его не уведомляли после 06.12.2022 года о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, уволив без его ведома (ст. пункта 1 части 1 статьи 81 ТК). Расчет при увольнении не произведен. Документы на руки не выданы. Согласно пункту 4.1. дополнительного соглашения к трудовому договору от 21.06.2022 года № б/н размер денежного содержания истца составляет 8 814 руб. 78 коп. Размер средней заработной платы, исчисленный в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса с учетом всех предусмотренных системой оплаты труда видов выплат, составляет 8 814 руб. 78 коп. За время вынужденного прогула с 12.01.2023 по 06.04.2023 года, а всего - 61 день, взысканию в пользу истца подлежит 24 959 руб. 37 коп.
Просил восстановить его на работе в Администрации города Щучье Курганской области в должности слесаря по обслуживанию газовой котельной на 0,5 ставке и взыскать с Администрации города Щучье в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 12.01.2023 по 20.04.2023 в размере 31 506 руб. 09 коп.
Истец в судебном заседании дал пояснения согласно изложенным выше доводам. Просил разрешить спор в пределах заявленных им уточненных исковых требований от 20.04.2023.
Представитель ответчика Администрации города Щучье Курганской области в лице руководителя ликвидационной комиссии Евстигнеевой И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Щучанского муниципального округа Курганской области по доверенности Бывакин А.Э., он же представитель по доверенности третьего лица Финансового управления Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области в судебном заседании полагал необходимым истцу в иске отказать в полном объеме, по обстоятельствам, что истцом без уважительных причин пропущен месячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в просительной части иска какие-либо требования к Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области не заявляет, Администрация Щучанского муниципального округа Курганской области не является правопреемником Администрации города Щучье в части перехода трудовых прав и обязанностей.
Определением Щучанского районного суда Курганской области от 07.04.2023 в соответствии со ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение «Городской территориальный отдел» Управления по развитию территории Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области, представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещал и не просил об отложении дела, письменных возражений на исковое заявление суду не представлял.
Суд, заслушав доводы явившихся сторон и представителя третьего лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым истцу в иске отказать за необоснованностью, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в своей совокупности, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 39 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В данном случае законных оснований для выхода за пределы заявленных истцом требований у суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В соответствии с ч. 3 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Приказ № р-л от 11.01.2023 о расторжении трудового договора с Шадриным Д.М. по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ вынесен Администрацией города Щучье 11.01.2023. В судебном заседании Шадрин Д.М. признавал, что с данным приказом он был ознакомлен под роспись 11.01.2023.
С исковым заявлением о восстановлении на работе Шадрин Д.М. обратился в суд 16.02.2023, через общественную приемную.
В судебном заседании истец указал, что причиной пропуска срока для обращения в суд с требованием о восстановлении на работе, он пропустил по уважительной причине, в период с 06.02.2023 по 14.02.2014 он болел, находился в стационаре в ГБУ «Межрайонная больница № 8», в обоснование этому представил суду электронный листок нетрудоспособности №. Также полагал, что работодатель во внесудебном порядке восстановит его на работе в прежней должности.
В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Суд принимает во внимание совокупность обстоятельств не позволивших Шадрину Д.М. своевременно обратиться в суд за разрешением спора об увольнении, а также не продолжительность пропуска такого срока и, полагает возможным восстановить ему этот срок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из буквального толкования части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров предусмотрена статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Таким образом, увольнение по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации является законным тогда, когда работодателем соблюден порядок увольнения по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в частности, работник уведомлен о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. При этом уведомление о предстоящем увольнении в связи ликвидацией организации составляется в письменном виде, в нем указывается о ликвидации организации, фамилия, имя, отчество и адрес местожительства конкретного работника, которому направляется уведомление, планируемая дата увольнения работника. Уведомление вручается лично работнику под роспись, а также может быть направлено по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. Уведомление должно быть вручено не менее чем за два месяца до увольнения. Срок увольнения по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит исчислению с момента ознакомления работника с уведомлением о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации. То есть уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации является одной из гарантий, которая позволяет предупрежденному работнику в течение указанного срока осуществить поиск другой работы. Работник считается надлежащим образом предупрежденным о предстоящем увольнении, если имеется его подпись об ознакомлении с этим уведомлением. Если работник отказывается поставить подпись, то оформляется соответствующий акт об отказе, составление такого акта предусмотрено нормами Трудового кодекса Российской Федерации. При этом несоблюдение работодателем порядка увольнения по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в данной части в случае спора о законности увольнения работника с работы по названному основанию влечет признание судом увольнения незаконным.
Анализ п. 2 ст. 180 ТК РФ свидетельствует о том, что предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращение численности или штата работников организации должно состояться не менее чем за два месяца до увольнения. Таким образом, само увольнение может последовать позднее истечения двухмесячного срока, и сам двухмесячный срок не является пресекательным в данном случае, повторного уведомления о предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случае пропуска двухмесячного срока не требуется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом (распоряжения) о приеме работника на работу №-л от 22.01.2021 Главы города Щучье Дорошенко Ю.В. в хозяйственную группу Администрации города Щучье на должность слесаря по обслуживанию газовой котельной был принят Шадрин Д.М.
22.01.2021 между Администрацией города Щучье Курганской области в лице Главы города Щучье Дорошенко Ю.В. (работодатель) и Шадриным Д.М. (Работник) был заключен трудовой договор № б/н, в соответствии с которым Работодатель предоставляет Работнику работу по должности слесаря по обслуживанию газовой котельной на 0,5 ставки. Работник осуществляет работу в структурном подразделении Работодателя Хозяйственная группа. Работа у Работодателя является для Работника: по внешнему совместительству. Настоящий трудовой договор заключен на неопределенный срок, с испытательным срок 3 мес.
В соответствии с Законом Курганской области от 29.12.2021 № 178 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Щучанского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование – Щучанский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области», преобразованы путем объединения поселения, входящие в состав Щучанского района Курганской области, в том числе: город Щучье Щучанского района Курганской области. Днем создания вновь образованного муниципального образования является день вступления в силу настоящего закона. Настоящий закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
В течение года со дня вступления в силу настоящего закона устанавливается переходный период.
В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования и проведение организационных мероприятий, связанных с преобразованием муниципальных образований, с распределением расходов местных бюджетов в порядке, определяемом соглашением между органами местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований и органами местного самоуправления муниципального образования Щучанского района Курганской области (ст. 5 Закона).
Решением Думы Щучанского муниципального округа Курганской области № 11 от 12.05.2022 утверждено Положение о порядке правопреемства органов местного самоуправления Щучанского муниципального округа Курганской области, в соответствии с которым Администрация Щучанского муниципального округа Курганской области является правопреемником, в том числе Администрации МО города Щучье по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления.
Решением Думы Щучанского муниципального округа № 72 от 15.08.2022 создана Администрация Щучанского муниципального округа Курганской области с правами юридического лица. Утверждено Положение о порядке правопреемства органов местного самоуправления Щучанского муниципального округа, которым определен порядок правопреемства органов местного самоуправления Щучанского муниципального округа Курганской области по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления Щучанского района Курганской области, в том числе города Щучье Щучанского района Курганской области.
Решением Думы Щучанского муниципального округа № 68 от 16.08.2022 принят Устав Щучанского муниципального округа Курганской области.
Решением Думы Щучанского муниципального округа № 89 от 21.09.2022 создано Финансовое управление Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области и утвержденного Положением о нем, в соответствии с которым оно является правопреемником Администрации города Щучье в части вопросов, касающихся исполнения ими полномочий финансового органа публичного образования.
Решением Думы Щучанского муниципального округа № 37 от 08.06.2022 Администрация города Щучье ликвидирована, утверждены ликвидационная комиссия и руководитель ликвидационной комиссии, утвержден порядок и сроки ликвидации Администрации города Щучье.
Руководителем ликвидационной комиссии Администрации г. Щучье является Евстигнеева И.А.
В соответствии с решением Думы Щучанского муниципального округа Курганской области от 02.03.2023 № 33 «О правопреемстве органов местного самоуправления Щучанского муниципального округа Курганской области» правопреемником Администрации города Щучье является Администрация Щучанского муниципального округа Курганской области.
МКУ «Городской территориальный отдел» Управления по развитию Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области наделено статусом юридического лица, вместе с тем является одним из структурных подразделений Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области, а главным распорядителем денежных средств является Финансовое управление Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области.
Правопреемство в области трудовых отношений вышеназванным решением не определены.
Согласно уведомления работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от 06.10.2022 №, подписанного ликвидатором Администрации города Щучье Евстигнеевой И.А., работнику Шадрину Д.М. 06.10.2022 года вручено письменное уведомление о расторжении с ним трудового договора в связи с ликвидацией организации. Дата увольнения (последний рабочий день) – 06 декабря 2022 года.
Приказом № р-л от 11.01.2023 «О расторжении трудового договора» руководителя ликвидационной комиссии Администрации города Щучье Евстигнеевой И.А., прекращено действие трудового договора с внешним совместителем, слесарем по обслуживанию газовой котельной Шадриным Д.М. с 11.01.2023, на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (с ликвидацией предприятия). С приказом работник Шадрин Д.М. ознакомлен под роспись.
Согласно информации, представленной руководителем ликвидационной комиссии Администрации города Щучье Евстигнеевой И.А. от 14.03.2023 №, задолженность по заработной плате (с учетом компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) Шадрину Д.М. составляет 34 931,32 руб. (октябрь 2022 – 6 668,78 руб.; ноябрь 2022 – 7 668,78 руб.; декабрь 2022 – 7 668,77 руб.; январь 2023 – 12 924,99 руб.).
Требование о взыскании задолженности по заработной плате за данные периоды трудовой деятельности истцом суду не заявлялось.
Уведомление истца 06.10.2022 о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации нельзя признать недействительным. И то обстоятельство, что истец продолжал работать по истечению двухмесячного срока, юридического значения не имеет, последующее уведомление о предстоящем увольнении было бы излишним.
При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что истцу до фактического расторжения с ним трудового договора до 11.01.2023 насчитывалась заработная плата по занимаемой должности в соответствии трудовым договором.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушений трудовых прав со стороны работодателя в связи с расторжением трудового договора с работником по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах, исковые требования истца удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Шадрина Дмитрия Михайловича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, выданный УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) о восстановлении на работе в Администрации города Щучье Курганской области в должности слесаря по обслуживанию газовой котельной на 0,5 и взыскании с Администрации города Щучье Курганской области среднего заработка за время вынужденного прогула с 12.01.2023 по день вынесения решения суда - 20.04.2023 года, оставить без удовлетворения за необоснованностью.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение месяца, с момента составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 24.04.2023 года.
Судья: подпись
Копия верна Судья: Ю.М. Симонов