Судья: Балова А.М. гр. дело № 33 - 11729/2023
(номер дела суда первой инстанции 2 – 497/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
24 октября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего судьи – Чирковой И.Н.
судей – Навроцкой Н.А., Топтуновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Лещевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Самарской области, МВД России на решение Самарского районного суда г. Самары от 17 июля 2023 года,
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 17 июля 2023 года в части удовлетворения исковых требований Кадыркуловой Насибы Сайфуллаевны об обязании ГУ МВД России по Самарской области назначить пенсию за выслугу лет отменить и постановить в данной части новое решение, которым:
В удовлетворении исковых требований Кадыркуловой Н.С. об обязании ГУ МВД России по Самарской области назначить пенсию за выслугу лет - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Балова А.М. гр. дело № 33 - 11729/2023
(номер дела суда первой инстанции 2 – 497/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего судьи – Чирковой И.Н.
судей – Навроцкой Н.А., Топтуновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Лещевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Самарской области, МВД России на решение Самарского районного суда г. Самары от 17 июля 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кадыркуловой Н.С. удовлетворить частично.
Обязать ГУ МВД России по Самарской области назначить Кадыркуловой Н.С. (паспорт <данные изъяты>, выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года) пенсию за выслугу лет с <данные изъяты> года.
В удовлетворении исковых требований Кадыркуловой Н.С., предъявленных к Военному комиссариату Самарской области, отказать.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Чирковой И.Н., пояснения представителя ГУ МВД России по Самарской области, МВД РФ - Андреева Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Кадыркуловой Н.С. против доводов апелляционной жалобы, пояснения представителя Военного комиссариата Самарской области - Никитина А.А. относительно доводов жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кадыркулова Н.С. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет.
В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она является пенсионером национальной гвардии Республики Таджикистан, уволена с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с должности старшей медицинской сестры приемного отделения воинской части <данные изъяты> в звании старший прапорщик медицинской службы. До <данные изъяты> года истица являлась получателем пенсии в Республике Таджикистан. В <данные изъяты> года она фактически переехала на постоянное проживание в Российскую Федерацию по программе добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. ДД.ММ.ГГГГ года истица получила паспорт гражданина РФ и была постоянно зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в ГУ МВД России по Самарской области в пенсионный отдел с целью назначения пенсии по выслуге лет, на что ДД.ММ.ГГГГ года был получен ответ, что правовых оснований для назначения пенсии в соответствии с Законом и Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ года не имеется. После этого истица обратилась в Военный комиссариат Самарской области с целью назначения пенсии по выслуге лет, также было истребовано пенсионное дело из Республики Таджикистан. На обращение истицы Военный комиссариат Самарской области ДД.ММ.ГГГГ года отказал ей в назначении пенсии по линии Министерства обороны, сославшись на Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, ввиду того, что национальная гвардия Республики Таджикистан отнесена к подведомственности МВД Республики Таджикистан, рекомендовав обратиться в ГУ МВД России по Самарской области.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, уточнив исковые требования, просила обязать ответчиков назначить ей пенсию за выслугу лет с <данные изъяты> года.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились ГУ МВД России по Самарской области, МВД РФ в апелляционной жалобе, поданной представителем по доверенности, просят решение суда отменить с принятием нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Кадыркуловой Н.С. к ГУ МВД России по Самарской области отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции из материалов дела установлено, что старшая медсестра приемного отделения воинской части <данные изъяты> Кадыркулова Н.С. в звании старший прапорщик медицинской службы освобождена от занимаемой должности и уволена в запас Вооруженных Сил Республики Таджикистан в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, что подтверждается приказом командующего национальной гвардией Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно приказу командира воинской части <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ года, Кадыркулова Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ года исключена из списка личного состава и при сдаче должности выведена из всех видов снабжения воинской части.
Из представленного суду удостоверения, выданного ДД.ММ.ГГГГ года командующим национальной гвардией Республики Таджикистан, следует, что Кадыркулова Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ года является получателем пенсии за выслугу лет.
Кадыркулова Н.С. является гражданкой РФ, паспорт гражданина РФ выдан ГУ МВД России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года.
По сообщению национальной гвардии Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ года выплата пенсии Кадыркуловой Н.С. была прекращена с <данные изъяты> года.
ДД.ММ.ГГГГ года Кадыркулова Н.С. обратилась в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением вх. ДД.ММ.ГГГГ с целью назначения ей пенсии за выслугу лет в связи с переездом в Самарскую область, в связи с чем, просила запросить ее пенсионное дело.
В ответ на ее обращение ГУ МВД России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ года направило сообщение № об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24.12.1993 года, Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года, поскольку Соглашениями от 24.12.1993 года и от 15.05.1992 года, иными международными правовыми актами на Министерства внутренних дел сторон Соглашений обязанность пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших перед увольнением службу в структурных подразделениях других министерств и ведомств государств Содружества, не входящих в систему органов внутренних дел и внутренних войск МВД (в частности, национальной гвардии Республики Таджикистан), при переезде их на постоянное жительство из одного государства в другое не возлагается. В Законе РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» не поименованы лица, проходившие службу в национальных гвардиях других государств, и договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении названных лиц не заключались. Правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами МВД России бывших военнослужащих иных органов и учреждений, в том числе Кадыркуловой Н.С., не имеется.
На обращение Кадыркуловой Н.С. по вопросу назначения пенсии от Министерства обороны РФ Военный комиссариат Самарской области ДД.ММ.ГГГГ года сообщил об отсутствии у нее права для назначения пенсии от Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в связи с чем, рекомендовано обратиться в ГУ МВД России по Самарской области.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 с учетом положений Соглашений от 15.05.1992 года и от 24.12.1993 года о пенсионном обеспечении в соответствии с законодательством государств-участников территории проживания, пришел к выводу о наличии правовых оснований для назначения Кадыркуловой Н.С. пенсии за выслугу лет ГУ МВД России по Самарской области, и об отказе в удовлетворении исковых требований Кадыркуловой Н.С., предъявленных к Военному комиссариату Самарской области, и, принимая во внимание, что выплата пенсии Кадыркуловой Н.С. в Республике Таджикистан была прекращена с <данные изъяты> года обязал ГУ МВД России по Самарской области назначить истцу пенсию за выслугу лет с <данные изъяты> года.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований Кадыркуловой Н.С. по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Армения являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Как следует из ответа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № вопрос назначения пенсии Кадыркуловой Н.С. по линии Минобороны России может быть рассмотрен при условии подтверждения компетентными органами Республики Таджикистан вхождения Национальной гвардии Республики Таджикистан в состав вооруженных сил этого государства. (л.д.71-72).
В ответе Национальной гвардии Республики Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что согласно статьи Закона Республики Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ года № «О национальной гвардии Республики Таджикистан» Национальная гвардия Республики Таджикистан является самостоятельным воинским формированием специального назначения, находящимся в непосредственном подчинении Президента Республики Таджикистан – Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Республики Таджикистан и выполняет служебные и военные задачи, установленные настоящим Законом.
Национальная гвардия Республики Таджикистан в военное время является войсковым резервом быстрого реагирования Президента Республики Таджикистан – Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Республики Таджикистан и при выполнении возложенных на не задач по защите суверенитета и территориальной целостности Республики Таджикистан от посягательств взаимодействует с Вооружёнными Силами Республики Таджикистан. (л.д.96)
Из справки Аппарата Министра обороны Республики Таджикистан следует, что согласно статьи 5 Закона Республики Таджикистан «О Вооруженных Силах Республики Таджикистан» Национальная гвардия Республики Таджикистан в военное время входит в состав Вооруженных Сил Республики Таджикистан. (л.д. 117)
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Кадыркуловой Н.С., предъявленных к Военному комиссариату Самарской области, поскольку Национальная гвардия Республики Таджикистан не входит в состав Вооруженных Сил Республики Таджикистан.
Вместе с тем, поскольку Национальная гвардия Республики Таджикистан самостоятельным воинским формированием специального назначения, находящимся в непосредственном подчинении Президента Республики Таджикистан и не относится к службе в органах внутренних дел Республики Таджикистан, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания за истцом права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, нельзя признать законным. Данные выводы суда противоречат положениям статьей 1 и 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I и Соглашения от 24 декабря 1993 года, поскольку в приведенной выше статье 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I лица, проходившие службу в Национальной гвардии других государств, не названы. Договор (соглашение) между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников Национальной гвардии не заключался, поэтому правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел, в связи с переездом на постоянное жительство в Российскую Федерацию не имеется.
Судебная коллегия признает ошибочным вывод суда первой инстанции со ссылкой на положения статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I о возложении на ГУ МВД России по Самарской области обязанности по назначению Кадыркуловой Н.С. пенсии за выслугу лет с <данные изъяты> года, как на орган, уполномоченный осуществлять пенсионное обеспечение сотрудникам органов внутренних дел.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.
Таким образом, приведенной правовой нормой определено, в отношении каких лиц Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет пенсионное обеспечение: это лица, имеющие право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, и они названы в статье 1 данного Закона. К таким лицам Кадыркулова Н.С. не относится.
Учитывая, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в Национальной гвардии государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права при установлении наличия у Кадыркуловой Н.С. права на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в связи с чем выводы суда об удовлетворении исковых требований Кадыркуловой Н.С. нельзя признать правомерными.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку такие нарушения были допущены судом первой инстанции, судебная коллегия полагает, что решение суда в части удовлетворения исковых требований Кадыркуловой Н.С. об обязании ГУ МВД России по Самарской области назначить пенсию за выслугу лет подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Кадыркуловой Н.С. к ГУ МВД России по Самарской области о назначении пенсию за выслугу лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 17 июля 2023 года в части удовлетворения исковых требований Кадыркуловой Насибы Сайфуллаевны об обязании ГУ МВД России по Самарской области назначить пенсию за выслугу лет отменить и постановить в данной части новое решение, которым:
В удовлетворении исковых требований Кадыркуловой Н.С. об обязании ГУ МВД России по Самарской области назначить пенсию за выслугу лет - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 октября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: