Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1150/2024 (2-4758/2023;) ~ М-3768/2023 от 10.11.2023

КОПИЯ

Дело № 2-1150/2024

24RS0017-01-2023-004612-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2024 года                                                                             г. Красноярск

    Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

    председательствующего судьи Алексеевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гафаровой Я.Д.,

при участии старшего помощника прокурора Кнор А.И.,

при участии:

- истца Радионовой Т.И.,

- представителя ответчиков Бугаркова В.Г.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Радионовой Татьяны Ивановны к Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, территориальному органу Росздравнадзора по Красноярскому краю о признания действий (бездействия) незаконными, компенсации морального вреда,

    УСТАНОВИЛ:

Радионова Т.И. обратилась в суд с иском к Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, территориальному органу Росздравнадзора по Красноярскому краю о признания действий (бездействия) незаконными, компенсации морального вреда. Требования мотивированны тем, что истец с 02.02.2022 по 16.02.2022 перенесла <данные изъяты>, находилась на изоляции по месту своего проживания. В период изоляции бригада медицинской помощи КГАУЗ КМБ № 5 истца не посещала, медицинскую помощь не оказывала. Для защиты своих прав истец обратилась в Красноярскую краевую прокуратуру с целью оказания содействия для проведения экспертизы качества оказания медицинской помощи по полису ОМС, где у нее приняли обращение, которое в дальнейшем перенаправили в Министерство здравоохранения. До настоящего времени истцу от ответчика не поступил мотивированный ответ с полной информацией относительно проведения экспертизы оценки качества оказания медицинских услуг. На основании изложенного, истец просит признать отказ ответчиков в проведении экспертизы качества оказания медицинских услуг за период с 02.02.2022 по 16.02.2022 незаконным, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Истец Радионова Т.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что нарушены ее права и законные интересы в части назначения экспертизы оценки качества оказания медицинской помощи, также была допущена волокита в части ответов на ее обращения в различные органы, в связи с чем она была вынуждена обратиться в прокуратуру. Считает, что ее права нарушены, как со стороны Министерства здравоохранения, так и со стороны ответчика.

Представитель ответчиков Бугарков В.Г. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, дополнительно пояснил, что Федеральная служба в сфере здравоохранения, территориальный орган Росздравнадзора по Красноярскому краю не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку не проводят экспертизу качества оказания медицинской помощи. Экспертиза качества оказания медицинских услуг проведена страховой компанией, если истец не согласна с результатами экспертизы страховой компании, то она вправе обратиться в территориальный орган для проведения дополнительной экспертизы, однако в данном случае такого обращения нет, о нарушении прав истца ответчик до обращения ничего не знал.

Представители третьих лиц КГАУЗ КМБ № 5. ООО «Страховая компания «Ингосстрах-М», ТФОМС КК, министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, месте, времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Заслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу положений ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.

Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в единый реестр экспертов качества медицинской помощи.

Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими заключениями по формам, установленным Федеральным фондом.

По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи в случае, если медицинская помощь оказана застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования. Эксперты территориального фонда должны соответствовать требованиям, установленным частями 5 и 7 настоящей статьи.

По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи Федеральный фонд, территориальный фонд и (или) страховая медицинская организация в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, информируют застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Таким образом, экспертизу качества медицинской помощи проводят следующие организации: страховая медицинская организация, территориальный фонд ОМС, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в частности, является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 248-ФЗ, сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.

Согласно ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 248-ФЗ, при рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности.

В силу п. 1 ст. 66 Федерального закона № 248-ФЗ, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным, в том числе, п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ.

Согласно пп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», установлено, что в 2022-2024 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом № 248-ФЗ и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.

В соответствии с п. 4 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 № 1048, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности.

В силу ч.ч 6, 7 п. 2 ч. 8 ст. 66 Федерального закона № 248-ФЗ сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемые к ним документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

По результатам рассмотрения сведений о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемых к ним документов не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или об отказе в согласовании его проведения.

Основанием для отказа в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может быть: отсутствие оснований для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

В силу статей 1064, 1068 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Как следует из ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании положений ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, или нарушающие его личные неимущественные права.

Как следует из ч. 2 ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда.- определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из разъяснений, изложенных в п.п. 12,13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (ст. 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 03.02.2022 по 16.02.2022 Радионова Т.И. наблюдалась в поликлинике с диагнозом - <данные изъяты>. Ей проведены исследования мазка на <данные изъяты>, результат отрицательный. Согласие на оказание медицинской помощи при лечении <данные изъяты> находится в медицинской карте амбулаторного пациента.

По результатам КТ от 21.04.2022 данных на пневмонию на момент исследования не выявлено, поствоспалительные изменения в обоих легких.

<данные изъяты>

В Территориальный орган Росздравнадзора по Красноярскому краю 13.04.2023 (вх. ) от истца поступило обращение по факту ненадлежащего оказания медицинских услуг в КГАУЗ «КМБ № 5».

20.04.2023 Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю в адрес КГАУЗ «КМБ № 5» направлен запрос о предоставлении информации по обращению истца.

По результатам проведенного анализа поступившей информации, установлено что 02.05.2023 в КГАУЗ «КМБ № 5» проведено служебное расследование, по результатам которого установлены вышеуказанные обстоятельства.

20.04.2023 Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края перенаправлено обращение Радионовой Т.И. для проведения экспертизы качества оказанной ей медицинской помощи.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края 25.04.2023 перенаправил рассмотрение обращения Истца в страховую медицинскую организацию ООО СК «Ингосстрах-М» для проведения экспертизы качества оказанной ей медицинской помощи, о чем Радионова Т.И. была извещена.

Письмом от 22.05.2023 истец уведомлена о том, что сроки рассмотрения ее обращения продлены до 26.06.2023 в связи с тем, что ООО «СК «Ингосстрах М» организовано проведение внеплановой экспертизы качества медицинской помощи в указанной в обращении медицинской организации, проводится ЭКМП по предоставленной медицинской документации.

В ответе от 26.06.2023 страховая организация ООО СК «Ингосстрах-М» указала, что согласно экспертному заключению врача-терапевта при анализе медицинской документации КГАУЗ «КМБ № 5» выявлены нарушения, дающие основание применить финансовые санкции, предусмотренные ст. 41 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

17.05.2023 в Территориальный орган Росздравнадзора по Красноярскому краю от истца вновь поступило обращения по факту ненадлежащего оказания медицинских услуг в КГАУЗ «КМБ № 5».

25.05.2023 и 15.06.2023 Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю в адрес КГАУЗ «КМБ № 5» направлен запрос о предоставлении информации по обращению истца.

<данные изъяты>

На приеме у врача-терапевта 28.02.2023, при предъявлении жалоб на кашель, истцу назначено дополнительное обследование. На повторном приеме врача-терапевта 13.03.2023 на момент осмотра, а также по результатам проведенного обследования, показаний для направления Истца на консультацию врача-пульмонолога не установлено, состояние признано удовлетворительным. Однако, по просьбе Истца выдано направление к врачу-пульмонологу КГБУЗ «Краевая клиническая больница».

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ на приеме врача-терапевта поликлиники КГАУЗ «КМБ » даны рекомендации по лечению и образу жизни, выписаны льготные лекарственные препараты для профилактики рецидивов <данные изъяты> болезни, дальнейшего лечение хеликобактерной инфекции. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ проведено холтеровское мониторирование ЭКГ, результаты будут интерпретированы врачом после проведения исследования.

ДД.ММ.ГГГГ при взаимодействии с врачом в телефонном режиме жалоб на патологию органов бронхо-легочной системы истец не предъявляла.

В ответе на обращение Радионовой Т.И. от 13.07.2023 Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю указаны вышеизложенные факты, а также указано на то, что результаты экспертизы будут направлены в адрес истца.

ДД.ММ.ГГГГ ООО СК «Ингосстрах-М» в адрес истца направлены результаты проведения экспертизы качества оказания медицинской помощи.

Таким образом, судом установлено, что страховой компанией ООО СК «Ингосстрах-М» проведена проверка качества оказания медицинской помощи истцу Радионовой Т.И., по результатам которой выявлены нарушения, дающие основание применить финансовые санкции, предусмотренные ст. 41 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Также как следует из материалов дела, на все обращения Радионовой Т.И. уполномоченными органами были даны ответы в установленный законодательством срок.

Суд учитывает довод ответчика о том, что Федеральная служба в сфере здравоохранения, территориальный орган Росздравнадзора по Красноярскому краю не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку в их полномочия не входит проведения проверки экспертизы качестве оказания медицинских услуг, данную экспертизу проводит страховая медицинская организация, территориальный фонд ОМС или Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчиком не допущено.

Таким образом, анализ установленных обстоятельств по делу, в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами позволяют суду прийти к выводу, что исковые требования истца являются необоснованными и подлежат отклонению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых Радионовой Татьяны Ивановны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> края, паспорт гражданина РФ: ) к Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (ИНН 7710537160), территориальному органу Росздравнадзора по Красноярскому краю (ИНН 2460073298) о признания действий (бездействия) незаконными, компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий                                                                Л.В. Алексеева

Решение суда изготовлено в окончательной форме 11.07.2024.

Копия верна:

Судья                                                                                               Л.В. Алексеева

2-1150/2024 (2-4758/2023;) ~ М-3768/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Радионова Татьяна Ивановна
Ответчики
ТО Росздравнадзора по Красноярскому краю
Другие
Прокуратура Красноярского края
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярска
Судья
Алексеева Любовь Владимировна
Дело на странице суда
geldor--krk.sudrf.ru
10.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.12.2023Предварительное судебное заседание
26.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.02.2024Предварительное судебное заседание
02.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.04.2024Предварительное судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
11.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее