УИД:18RS0015-01-2023-000041-07
Дело №2-116/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 13 апреля 2023 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Шадриной Г.А.,
при секретаре Балакиной С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права собственности муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на земельную долю, признанную в установленном порядке невостребованной,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (далее – Администрация Камбарского района) обратилась в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному Управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области (далее – МТУ Росимущества в УР и Кировской области) о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю ФИО1 и признании права собственности муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на земельную долю, признанную в установленном порядке невостребованной, площадью 6,76 га принадлежащую ФИО1, на основании свидетельства серии РФ – XXX №, в земельном участке с кадастровым номером №, расположенной по адресу: УР, <адрес>.
Свои требования истец мотивировал тем, что постановлением Администрации Камбарского района УР от 18.07.1996 № 243 гражданам, работающих в колхозе «Правда», на праве общей долевой собственности был предоставлен земельный участок общей площадью 2824 га сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории колхоза «Правда». В последующем при постановке земельного участка на кадастровый учет присвоен адрес: Удмуртская Республика, Камбарский район. Земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала, граница которого проходит по административным границам Камбарского района Удмуртской Республики, кадастровый №. На основании данного постановления 25.08.1996 ФИО1 было выдано свидетельство серии РФ-ХХХ № на земельную долю площадью 6,76 га.
Согласно справке о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла 11.08.2007.
Согласно справке Управления Территориального развития Администрации Камбарского района № 04 от 19.01.2023 ФИО1 на момент смерти была зарегистрирована по адресу: УР, <адрес> проживала одна.
Администрация Камбарского района подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности указанным гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех лет и более лет подряд либо собственник которых умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства и при этом никто их них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, и опубликовала этот список в газете «Камская новь» № 26 (8659) от 09.07.2022 и разместила на официальном сайте Администрации Камбарского района в сети «Интернет» по ссылке: http://www.kamrayon.ru/?bitrix_include_areas=Y&PAGEN_1=7&clear_cache=Y и информационных щитах, расположенных на территории МО «Михайловское».
11.10.2022 в 10-00 часов в с. Михайловка, ул. Юбилейная, д. 2а, СДК «Михайловский» было проведено общее собрание собственников невостребованных земельных долей на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Камбарский район, Михайловская сельская территория.
В связи с отсутствием кворума общего собрания, оно признано несостоявшимся, 17.11.2022 администрация Камбарского района, в силу пункта 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» самостоятельно утвердила список собственников невостребованных земельных долей, издав постановление № от 17.11.2022.
Земельная доля ФИО1 входит в список невостребованных земельных долей и возражений о включении его земельной доли в указанный список не поступило.
ФИО1 не передала земельную долю, находящуюся у нее в собственности на основании свидетельства в аренду и не распорядилась ею иным образом с момента возникновения права собственности (л.д. 5-6).
Определением суда от 20.03.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ФИО2 и ФИО3.
Истец Администрация Камбарского района о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, исковое заявление содержит просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик МТУ Росимущества в УР и Кировской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с приказом от 19.12.2016 № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее - Положение), согласно которому Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. В пункте 4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Полученные ответы нотариуса о том, что наследники с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались, не является безусловным доказательством того, что после смерти умершего собственника отсутствуют наследники, либо наследники не приняли наследство, в том числе фактически. Получение свидетельства о праве на наследство является правом наследников, а не обязанностью. Только лишь выморочное имущество, не указанное в ст. 1151 ГК РФ переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Истцом не учтено, что в порядке ст. 61 Основ законодательства о нотариате нотариус не извещал Межрегиональное территориальное управление об открытии наследства умершего собственника и о том, что оно является выморочным. Администрация МО "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" не извещала Межрегиональное территориальное управление о том, что на территории МО "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно как и о том, что спорная земельная доля перешла в собственность Российской Федерации. С учетом того, что Межрегиональное территориальное управление не было проинформировано ни со стороны нотариуса, ни со стороны администрации, Российская Федерация не имела возможности вступить в наследственные права, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на выморочную земельную долю, распорядиться данным земельным участком.
В списках лиц, имеющих права на земельные доли, опубликованные администрацией муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» Российская Федерация, как и Межрегиональное территориальное управление не указаны. Следовательно, Межрегиональному территориальному управлению не представлено право направить свои возражения в установленный законом срок, предназначенный для установления лиц, необоснованно включенных в список невостребованных земельных долей, тем самым администрация МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» нарушила порядок, установленный п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Российской Федерации стало известно о наличии земельной доли, имеющей признаки выморочного имущества, только со дня поступления в адрес Межрегионального территориального управления искового заявления. С этого момента не прошло трех и более лет, соответственно нет оснований приходить к выводу, о том, что Российская Федерация не распорядилась земельной долей в установленный законом срок.
Выморочная земельная доля может быть признана невостребованной, если государство знало или должно было знать о перешедшей к нему по наследству земельной доле и сознательно не распорядилось ей на протяжении трех и более лет.
Полагает, что истец обязан доказать факт перехода имущества умерших собственников, как выморочного имущества в собственность Российской Федерации, факт того, что Российская Федерация знала о перешедшей к ней по наследству земельной доле и не распоряжалась ей на протяжении трех и более лет. Таких доказательств материалы дела не содержат.
Представитель ответчика считает, что Межрегиональное территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении иска просит отказать (л.д. 36-38).
Третьи лица ФИО2 и ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд не явились, просили рассмотреть без их участия, не возражали против удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено без участия сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из письменного отзыва - правильное наименование ответчика Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (МТУ Росимущества в Удмуртской Республики и Кировской области).
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
Согласно свидетельству на право собственности на землю серия РФ – ХXX УР:18:10 № регистрационная запись № от 15.09.1999 ФИО1, 1929 года рождения принадлежит земельный участок, общей площадью 6,76 га в общей долевой собственности колхоза «Правда» (л.д. 10-11).
Из представленных суду материалов следует, что ФИО1 право собственности на указанную земельную долю не зарегистрировала в установленном законом порядке.
В силу ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Как установлено, в судебном заседании, права на земельную долю, принадлежавшую ФИО1 не зарегистрированы в установленном законом порядке
Действовавшими до 27.01.2003 Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 № 96, невостребованные земельные доли определялись как земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.
Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.1996 № 337 было уточнено, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.
ФИО1 не передала в аренду, и не распорядилась иным образом в течение трех и более лет подряд с момента получения своей земельной долей.
Согласно п. 4 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу п. 5 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с п. 6 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п. 7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Из материалов дела следует, что администрацией Камбарского района был составлен список невостребованных земельных долей, в том числе указана доля, принадлежащая ФИО12. В газете «Камская новь» № (8659), которая является источником официального опубликования, от 09.07.2022 был опубликован список невостребованных земельных долей. Также список размещен на официальном сайте Администрации Камбарского района в сети «Интернет» по ссылке: http://www.kamrayon.ru/?bitrix_include_areas=Y&PAGEN_1=7&clear_cache=Y и информационных щитах, расположенных на территории МО «Михайловское» (л.д. 17)
В газете «Камская новь» № (8671) от 01.11.2022 опубликовано объявление о проведении общего собрания, назначенного на 11.10.2022 в 10 часов 00 минут (л.д. 18).
В соответствии с частями 5-7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
С момента публикации в газете «Камская новь» списка невостребованных земельных долей и до момента проведения общего собрания участников общей долевой собственности, признанного несостоявшимся, никто из граждан, указанных в списке невостребованных долей, письменных возражений в администрацию Камбарского района не направил, на общем собрании участников долевой собственности о необоснованности включения в список не заявил.
Из протокола собрания участников долевой собственности от 11.10.2022 следует, что данное собрание является неправомочным по причине отсутствия кворума (л.д. 27).
Постановлением администрации Камбарского района № 917 от 17.11.2022 утвержден список невостребованных земельных долей, в том числе указана земельная доля, принадлежащая ФИО1. Согласно информации Администрации Камбарского района, постановление № от 17.11.2022 «Об утверждении списка физических лиц, имеющих невостребованные земельные доли» была размещена с 17.11.2022 на официальном сайте муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в сети Интернет (л.д. 20-23).
С учетом изложенного, администрацией Камбарского района в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу в течение четырех месяцев и со дня опубликования истекли установленные сроки для обращения за оформлением права на земельную долю.
Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении администрацией муниципального образования установленного законодательством порядка признания земельных долей невостребованными.
Из актовой записи о смерти № от 13.08.2007 следует, что ФИО1 умерла 11.08.2007 (л.д. 35(оборот)).
Согласно справке № от 19.01.2023 выданной Управлением территориального развития Администрации Камбарского района, ФИО1 на момент смерти была зарегистрирована и проживала одна по адресу: УР, <адрес> (л.д. 24).
Судом достоверно установлено, что ФИО1 при жизни свои права на земельную долю в установленном законом порядке не зарегистрировала, не передала её в аренду, и не распорядилась иным образом в течение трех и более лет подряд с момента получения своей земельной доли.
Пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для приобретения наследства наследник должен его принять.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 218 ГК РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.ст. 1112, 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день его смерти. В состав наследства входят принадлежащие гражданину имущество.
В соответствии со ст.1153, 1154 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления о вступлении в наследство в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя.
Признается, если не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о вступлении в наследство, в частности, вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
По сообщению нотариуса нотариального округа Камбарский район Удмуртской Республики ФИО13 от 09.02.2023 установлено, что наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось (л.д. 34).
Пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ определено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
По информации Отдела ЗАГС Администрации МО «Муниципального округа Камбарский район Удмуртской Республики» от 12.02.2023 в архиве Отдела ЗАГС имеется записи о рождении детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, имеется актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ о заключении брака с ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ, записей о расторжении брака не имеется (л.д. 35).
Из актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 умер, сведений о регистрации на момент смерти на территории Удмуртской Республики нет (л.д. 42(оборот), 45(оборот)).
Из актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 умер 01.06.2006, сведений о регистрации на момент смерти на территории Удмуртской Республики нет (л.д. 42(оборот), 45(оборот)).
Из актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО14 (ФИО16) Н.Н. умерла, сведений о регистрации на момент смерти на территории Удмуртской Республики нет (л.д. 42(оборот), 45(оборот)).
Согласно информации миграционного пункта Отделения МВД России «Камбарское» от 09.03.2023 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: УР, <адрес>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по адресу: УР, <адрес> (л.д. 45).
В пункте 36 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Таким образом, наследников первой очереди и последующих очередей, фактически принявших наследство после смерти ФИО1 судом не установлено.
Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п. 2).
Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3).
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящее время полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432).
Выморочное имущество (за исключением жилых помещений), при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации в лице соответствующих органов (в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Перечисленные функции Росимущество реализует через свои территориальные управления.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020) "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Однако положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена п. 2 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Следовательно, МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в отношении земельной доли ФИО1, после смерти которого наследство никем не принято.
Применительно к возникшему спору земельная доля не была принята МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области как выморочная.
Так, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что спорное имущество принято в собственность Российской Федерации, в материалы дела ответчиком не представлено, отсутствуют данные о включении указанного имущества в реестр федерального имущества.
Таким образом, судом достоверно установлено, что после смерти ФИО1 Российская Федерация в лице её территориального органа - МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области (ранее - ТУ Росимущества в Удмуртской Республике) своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявило и не оформило, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировало, не выражало намерения распорядиться земельной долей и не использовало земельную долю по назначению более трёх лет подряд, что свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.
Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении указанной земельной доли в список невостребованных.
Из чего следует вывод, что МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило своих прав на указанную земельную долю.
Спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельства о праве на выморочное имущество налоговым органом не получены, следовательно, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 19.3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или муниципального, городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе до 1 января 2025 года обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона.
К доводам ответчика о том, что он не имел возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю, поскольку узнал о них только после получения искового заявления суд относится критически, поскольку Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными, уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Равно такая же обязанность не возлагается данным Федеральным законом, а также и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 и на нотариуса.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и является единым для всех заинтересованных лиц. Указанный порядок Администрацией Камбарского района был соблюден.
Данный порядок, не предусматривает обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети интернет списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными.
Законом Удмуртской Республики от 30.04.2021 № 41-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Камбарского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее - Закон) муниципальные образования, образованные на территории Камбарского района Удмуртской Республики, входящие в состав муниципального образования «Камбарский район» и наделенные статусом сельских поселений (в том числе МО «Михайловское») преобразованы путём их объединения во вновь образованное муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».
Согласно п. 4 указанного Закона, сельские поселения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, и муниципальное образование «Камбарский район» утрачивают статус муниципальных образований.
В силу ст. 3 Закона Муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником сельских поселений и муниципального образования «Камбарский район».
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права собственности муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на земельную долю, признанную в установленном порядке невостребованной, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (ОГРН 1211800021542) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (ОГРН 1091841004617) о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права собственности муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на земельную долю, признанную в установленном порядке невостребованной, - удовлетворить в полном объеме.
Прекратить право собственности на невостребованную земельную долю площадью 6,76 га, принадлежащей ФИО1, на основании свидетельства серии РФ-XXX УР:18:10 №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ в земельном участке с кадастровым номером №.
Признать право собственности муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю площадью 6,76 га, принадлежащей ФИО1, на основании свидетельства серии РФ-XXX УР:18:10 №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ в земельном участке с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда.
В окончательной форме решение принято 17 апреля 2023 года.
Председательствующий Г.А.Шадрина