Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-54/2019 (2-1014/2018;) ~ М-836/2018 от 11.12.2018

Дело № 2 – 54/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«22» января 2019 года           с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Рочевой В.С., с участием истца Минахметовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минахметовой Т.А. к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению бесплатно в собственность земельного участка, о признании за многодетной семьей право на бесплатное получение в собственность земельного участка, об обязании поставить многодетную семью на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

установил:

Минахметова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Корткеросский». С учетом уточнения и дополнения просит признать незаконным решение ответчика об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; признать за её многодетной семьей право на бесплатное получение в собственность земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности; обязать поставить её многодетную семью на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В обоснование требований указано, что семья истца является многодетной, проживает в <адрес> с <дата> г. по настоящее время в деревянном доме <дата>. постройки, расположенном по адресу: <адрес>. Истец и члены её семьи не имеют земельных участков, ранее предоставленных в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование либо в пожизненное наследуемое владение. <дата> она обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении муниципальной услуги с целью постановки на учёт граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков с собственность бесплатно для индивидуального жилищного строитeльcтва. <дата> истцу отказано в предоставлении данной муниципальной услуги, чему послужило превышение нормы площади жилых помещений, принадлежащих членам семьи на праве договора социального найма на <...> Не согласившись с уведомлением об отказе истец повторно <дата> обратилась с письменным заявлением в администрацию района о постановке её многодeтной семьи на учет в целях получения земельного участка в собственность бесплатно, для индивидуального строительства, на которое мотивированного ответа не получила до настоящего времени. Считает, что оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных законом, в том числе ст. 28 Земельного кодекса РФ, не имелось.

Истец Минахметова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Дополнительно пояснила, что жилое помещение, принадлежащее ее семье на праве долевой собственности, непригодным для проживания не признано, статус малоимущей семья не имеет. На земельных участках, предоставленных в аренду ей и ее супругу на праве аренды, жилые строения не возведены.

Администрация МР «Корткеросский» надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила. В отзыве на иск указано о несогласии с ним.

Третье лицо Изъюров Е.А. надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, сообщил телефонограммой о согласии с требованиями супруги.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено судом, что <дата> истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, как гражданам, имеющих трех и более детей, в соответствии с Законом Республики Коми от <дата> N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".

Письмом ХХХ от <дата> истец уведомлена ответчиком об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по причине обеспеченности жилым помещением каждого из членов семьи сверх учетной нормы на 0,5 кв.м.

Не согласившись с решением администрации района, истец <дата> вновь направила в адрес ответчика заявление о принятии на учет многодетную семью в целях предоставления в собственность земельного участка бесплатно, на который <дата> дан ответ о безосновательности очередного обращения и прекращения переписки по данному вопросу.

В судебном заседании истец настаивала на требовании о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, отраженном в уведомлении от <дата>.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс РФ установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1).

В силу п.6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно

Льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, проживающим в <адрес>, установлен Законом Республики Коми от <дата> N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (далее Закон ХХХ-РЗ).

С. 5 Закона ХХХ-РЗ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами и законами Республики Коми, а также в случаях, определенных в чч. 2, 2-1 - 2-3 настоящей статьи. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей.

Согласно ч. 3 ст. 5 вышеуказанного Закона (в редакции на момент возникновения спора) земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в ч. 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в соответствии с настоящим Законом в собственность гражданам бесплатно для указанных целей. Земельные участки предоставляются гражданам в границах муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, на территориях которых они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, или в случаях, указанных в абз. 3 ч. 3 и ч. 4 настоящей статьи, - на территориях иных муниципальных образований в Республике Коми.

Условие об отсутствии у граждан земельных участков, переданных им по договору аренды, установленное абз. 1 ч. 3 ст. 5, не применяется в отношении граждан, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 5, а также при предоставлении земельных участков в случаях, предусмотренных чч. 2-2 - 2-3 ст. 5 Закона № 59-РЗ, а именно: гражданам, имеющим трех и более детей и имеющим переданные им по договору аренды для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, такие земельные участки по желанию данных граждан предоставляются однократно в собственность бесплатно при условии наличия у указанных граждан прав, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на жилые дома, возведенные на этих земельных участках.

С учетом ч. 1 ст. 5(1) Закона N 59-РЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми или органом местного самоуправления в Республике Коми (далее - уполномоченный орган) в пределах их компетенции в порядке, установленном стст.39.14 - 39.17 Земельного кодекса РФ, т.е. без проведения торгов.

Из системного толкования указанных правовых норм следует, что право граждан, имеющих трех и более детей, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома бесплатно предусмотрено законодателем именно с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их права на жилое помещение.

Нормами Закона N 59-РЗ (ч. 3.1 ст. 5) установлено, что нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются, в том числе, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законодательством в собственность бесплатно возникает однократно у многодетной семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий и не имеющей земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющей земельных участков, ранее предоставленных в собственность бесплатно для указанных целей. Нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий является обязательным условием для включения администрацией района в список граждан на предоставление земельного участка.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 4 и 5 ст. 50 данного кодекса учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом

Решением Совета сельского поселения «Корткерос» от 21.04.2011 № II-24/2 "Об установлении учетной нормы жилого помещения на одного человека и нормы предоставления площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 11 кв. м. общей площади на одного человека.

Из материалов дела следует, что истец Минахметова Т.А. состоит в браке с Изъюровым Е.А., у супругов трое несовершеннолетних детей - ФИО2, ФИО1 и ФИО3 Семья зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Таким образом, семья истца является многодетной семьей, проживающей на территории муниципального образования сельского поселения «Корткерос».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости от <дата> общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет <...> кв.м. и принадлежит на праве общей долевой собственности Минахметовой Т.А. (1/8 доля), ФИО1, (1/8 доля) ФИО2 (5/8 доли), Изъюрову Е.А. (1/8 доля).

Соответственно, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца приходится более учетной нормы, установленной Решением Совета сельского поселения «Корткерос» от <дата> № II-24/2 "Об установлении учетной нормы жилого помещения на одного человека и нормы предоставления площади жилого помещения", на 0,1 кв.м. или на 0,02 кв.м. на каждого члена семьи истца.

Иных жилых помещений у истца и членов ее семьи не имеется.

Кроме того, судом установлено, что в пользовании супругов имеются два земельных участка, а именно: земельный участок с кадастровым номером - ХХХ и общей площадью <...>., предоставленный администрацией района Минахметовой Т.А. в аренду на срок с <дата> по <дата> в <адрес> по договору аренды от <дата>, которым установлено целевое назначение - «для ведения личного подсобного хозяйства»; земельный участок с кадастровым номером - ХХХ и общей площадью <...> кв.м., предоставленный администрацией района Изъюрову Е.А. в аренду на срок с <дата> по <дата> в <адрес> по договору от <дата> с разрешенным использованием - «для ведения личного подсобного хозяйства».

Как пояснила истец и подтверждается выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество, на данных участках каких-либо жилых строений, на которые истец и члены ее семья имеют зарегистрированные права собственности, не возведено.

С учетом данных обстоятельств семья истца по смыслу приведенных выше положений пп. 3 и 3.1 ст. 5 Закона N 59-РЗ не относится к числу нуждающихся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования действующего законодательства ответчиком соблюдены и, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Доводы истца о необоснованности отказа администрации суд принять не может ввиду следующего.

Основанием для отказа, как указано ранее, явилась обеспеченность жилым помещением каждого из членов семьи сверх учетной нормы. При этом, в уведомлении содержится ссылка на п.2 ч. 3.1 ст. 5 Закона № 59-РЗ 3-1, определяющий критерий нуждаемости граждан в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.

П. 2 ч. 7 ст. 5(1) Закона № 59-РЗ предусматривает возможность отказа уполномоченным органом в рассмотрении заявления и документов в случае, если документы, представленные в соответствии с чч. 2, 3 и 9 ст. 5(1) указанного закона, не подтверждают право гражданина на бесплатное предоставление земельного участка.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 5(1) уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления к нему заявления и документов, предоставленных в соответствии с чч. 2, 3 и 9 настоящей статьи, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (в рассматриваемом случае - обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов).

Поскольку нуждаемость граждан в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий (то есть без торгов), в том числе ввиду обеспеченности собственниками жилых помещений или членами их семьи на одного члена семьи менее учетной нормы, является одним из оснований для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, решение об отказе в предоставлении земельного участка семье истца является обоснованным.

Ссылка истца ст. 28 Земельного кодекса РФ является неправомерной, поскольку данная статья утратила силу с 01.01.2015.

Наличие иных основания для предоставления многодетной семье истца земельного участка в собственность бесплатно из материалов дела не усматривается, истцом не доказано.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

отказать Минахметовой Т.А. в удовлетворении иска к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании незаконным решения от <дата> об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков; о признании за многодетной семьей Минахметовой Т.А. права на получение в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; об обязании поставить многодетную семью Минахметовой Т.А. на учет в целях предоставления земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                  Федотова М.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.01.2019.

2-54/2019 (2-1014/2018;) ~ М-836/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Минахметова Татьяна Альбертовна
Ответчики
Администрация МР "Корткеросский"
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Федотова Марина Владимировна
Дело на странице суда
kortsud--komi.sudrf.ru
11.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2018Передача материалов судье
13.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2019Судебное заседание
28.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2019Дело оформлено
29.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее