Дело №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
27 июля 2020 года п. Кугеси
Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Егорова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Павловой Н.В., жалобу администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чебоксарского района Чувашской Республики от 15.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации Чебоксарского района Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо администрация Чебоксарского района Чувашской Республики признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
На указанное постановление мирового судьи администрация Чебоксарского района Чувашской Республики подана жалоба на предмет его отмены и прекращения производства по делу.
В жалобе указано, что администрация Чебоксарского района Чувашской Республики не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ; в действиях администрации Чебоксарского района Чувашской Республики отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ; административным органом не была соблюдена процедура проведения контрольного мероприятия, что повлекло выдачу незаконного предписания.
Представитель администрация Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком действия на один год без права передачи полномочий другому лицу, доводы жалобы поддержала по изложенным основаниям, просила жалобу удовлетворить.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проверив доводы указанной жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей лицом единолично. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу требований ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Также ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Пунктом 16.1 названного выше Постановления разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административном правонарушении).
Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 названной статьи.
Из материалов дела следует, что Управлением ГИБДД МВД по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Чебоксарского района Чувашской Республики выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений требований ст.ст. 12, 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением совета Министров – Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 13.1, 13.2, 13.5, 13.6, 13.7 Технического регламента Таможенного союза ТР № «Безопасность автомобильных дорог», п. 6.2.1., 6.2.3, 6.2.4 ФИО3 50597-2017. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах администрации Чебоксарского района Чувашской Республики следовало сообщить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).
Указанное предписание получено администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ.
Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по состоянию на 16 час. 55 мин. ДД.ММ.ГГГГ указанное предписание не исполнено (л.д. 13).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики к административной ответственности по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации Чебоксарского района Чувашской Республики был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.
Ранее, постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики привлечена к административной ответственности по ст. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность администрации Чебоксарского района Чувашской Республики подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении; представлением; актом контрольной проверки, иными материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, вопреки доводам жалобы, мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела.
Довод жалобы о том, что администрация необоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку уполномоченным органом по содержанию дорог является ООО «СК «Алсер Строй», с которым администрация заключила муниципальный контракт № на выполнение всего комплекса работ и услуг на 2020-2021 гг. по содержанию автомобильных дорог в Чебоксарском районе Чувашской Республики, не влечет отмену обжалуемого по делу судебного акта.
Согласно п. 1 и 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Устава Чебоксарского района Чувашской Республики к вопросам местного значения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Чебоксарского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Чебоксарского района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения.
Вывод мирового судьи о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Довод жалобы о том, что причиной неисполнения представления должностного лица в установленный в нем срок явились обстоятельства независящие от администрации, поскольку устранение нарушений, указанных в представлении, зависело от действий ООО «СК «Алсер Строй» по устранению выявленных нарушений, выводы мирового судьи не опровергает и не может служить основанием для освобождения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, администрацией не представлено доказательств того, что были предприняты все необходимые меры для своевременного исполнения представления органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Администрация не была лишена возможности обратиться к должностному лицу с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения представления с момента его получения, однако соответствующим правом до истечения срока исполнения, установленного должностным лицом, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, не воспользовалась. Заключение муниципального контракта № с ООО «СК «Алсер Строй» на выполнение всего комплекса работ и услуг на 2020-2021 гг. по содержанию автомобильных дорог в Чебоксарского района Чувашской Республики не исключает наличие объективной стороны в действиях администрации Чебоксарского района Чувашской Республики административного правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.
Данный довод жалобы проверен мировым судьей и обоснованно признан несостоятельным.
Факт направления администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики уведомлений и предписаний об устранении выявленных нарушений в адрес ООО «СК «Алсер Строй» не свидетельствуют о том, что привлеченным к ответственности юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение в установленный срок выданного предписания.
Доводы жалобы о нарушении административным органом процедуры проведения контрольного мероприятия, что, по мнению автора жалобы, повлекло выдачу незаконного предписания, основаны на субъективном ошибочном толковании заявителем норм закона, не опровергают установленные обстоятельства и выводы о виновности администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в совершении вмененного административного правонарушения и не могут являться правовым основанием к отмене обжалуемого постановления.
Данные доводы жалобы были проверены мировым судьей при рассмотрении дела и обоснованно отвергнуты.
Законность выдачи предписания администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики в установленном законом порядке не обжаловалась.
Действительно, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного контрольным органом.
При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ № было обжаловано в установленном законом порядке.
Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, отвечающих требованиям ч. 1 ст. 29.10 и ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ.
Административное наказание назначено администрации Чебоксарского района Чувашской Республики с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуемого постановление вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. 29.11, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 28 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Чебоксарского района Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Судья А.В. Егорова