РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2023 года город Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Никитиной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Семеновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3787/2023 по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре к Адамовой М. Б. о взыскании незаконно полученной ежемесячной выплаты,
установил:
Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что по результатам рассмотрения заявления Адамовой М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением ГУ-УПФР в <адрес> ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 8250 рублей с ДД.ММ.ГГГГ, как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет - Адамовым А. М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., по отношению к которому Адамова М.Б. является родителем. В течение выплаты пособия его размер увеличивался.
Адамова М.Б. была ознакомлена с основаниями назначения, прекращения осуществления ежемесячной выплаты в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, о назначении ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - Адамовым А.М., в котором указала, что получателем пенсии, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является, что она предупреждена о необходимости в течение пяти дней сообщить в ПФР, в том числе и о назначении ей пенсии независимо от её вида и размера и о наступлении других обстоятельств, влекущих за собой прекращение осуществления ежемесячной выплаты (п.4 заявления от ДД.ММ.ГГГГ), а также, была предупреждена о том, что ежемесячная выплата, производится к назначенной нетрудоспособному гражданину Адамову А.М. пенсии (п.4.2 заявления от ДД.ММ.ГГГГ). Адамова М.Б. подтвердила достоверность сведений, указанных в заявлении и ознакомление с положениями пункта 4 заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поставив в данном заявлении свою подпись. На дату подачи Адамовой М.Б. заявления от ДД.ММ.ГГГГ, о назначении ежемесячной выплаты, и принятия по нему решения, по информации, содержащейся в базах данных ОПФР по ХМАО-Югре, она получателем пенсии не являлась.
ДД.ММ.ГГГГ законным представителем Адамова А.М. - Адамовой М.Б., в ГУ- ОПФР в <адрес> подано заявление нетрудоспособного гражданина о прекращении осуществления ухода за ребенком-инвлидом с ДД.ММ.ГГГГ. Осуществление ежемесячной выплаты Адамовой М.Б., прекращено с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ-ОПФР в <адрес> в Клиентскую службу в <адрес> ОПФР по <адрес> направлен запрос выплатного дела Адамовой М.Б., в связи подачей ею заявления о переезде на новое место жительства в <адрес> ХМАО-Югра. Распоряжением ОСФР по ХМАО-Югре выплатное дело Адамовой М.Б. поставлено на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения контрольных мероприятий в марте 2021 года Управлением ПФР в <адрес> установлен факт назначения ГУ-ОПФР по <адрес> Адамовой М.Б. пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, о котором она не сообщила при подаче в ГУ-ОПФР в <адрес> заявления от ДД.ММ.ГГГГ, о назначении ежемесячной выплаты и в котором указала, что пенсия ей не назначалась, а при проверке по учетам ОПФР по ХМАО-Югре, при подаче заявления Адамовой М.Б., она получателем пенсии не значилась. В связи с этим, Государственным учреждением - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ханты - <адрес> - Югре, вынесен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии, данная переплата поставлена на учет.
Ежемесячная выплата назначается лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, при этом получателем является нетрудоспособное лицо, однако данные обстоятельства не освобождают ответчика от обязанности возместить излишне полученные выплаты в случае назначения ему пенсии.
В силу системного толкования вышеприведенных норм действующего законодательства РФ, регулирующего основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты, правовым основанием для отказа в её назначении является, в том числе, и наличие факта назначения ухаживающему лицу пенсии.
Таким образом, Адамова М.Б. при подаче ею заявления от ДД.ММ.ГГГГ (о назначении ежемесячной выплаты) указала, что-получателем пенсии не является, не сообщив о факте назначения ей пенсии с 1998 года, данный факт по учетам ОПФР по ХМАО-Югре в 2015 году выявить не представилось возможным, неправомерно получила ежемесячную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая была перечислена до выявления ПФР факта получения ею пенсии. Общая сумма задолженности составляет 659782 руб. 26 коп.
В судебном заседании представитель истца участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Ответчик Адамова М.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в представленном отзыве выражено несогласие с заявленными требованиями. Так, указано, что противоправных действий ею не совершалось, она полагала, что является добросовестным получателем пенсии. При назначении выплаты она предупреждалась лишь о необходимости извещения пенсионного органа о факте трудоустройства. Текст заявления от ДД.ММ.ГГГГ ей не оглашался, она его подписала по указанию сотрудников ПФ, которые указывали ей на пункты, где необходимо поставить подпись. Текст заявления ей не оглашался, она лишь расписалась в указанном ей месте. Поскольку с 2013 года у нее плохое зрение, сама не имела возможности ознакомиться с текстом заявления. Также просила учитывать ее материальное положение и пропуск истцом срока исковой давности обращения в суд.
Представитель Отделения СФР по <адрес> участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ГУ-УПФ РФ по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре. С ДД.ММ.ГГГГ изменено наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре.
В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ Адамова М.Б. обратилась в ГУ-УПФ РФ в <адрес> ХМАО-Югры с заявлением о назначении ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом - Адамовым А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В заявлении отражено, что Адамова М.Б. не является получателем пенсии в соответствии с законодательством РФ. Также в заявлении указано, что Адамова М.Б. предупреждена о том, что ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду (инвалиду с детства 1 группы) пенсии, а также о необходимости в течение 5 дней извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления ежемесячной выплаты, в том числе о назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.
Согласно справке ГУ-УПФ в <адрес> ХМАО-Югры № от ДД.ММ.ГГГГ Адамова М.Б. получателем трудовой пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, по старости, государственной пенсии, ежемесячной денежной выплаты не является.
Решением ГУ-УПФ РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Адамовой М.Б. с ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная выплата в размере 8250 рублей, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом.
На основании заявления Адамовой М.Б. о прекращении ухода за ребенком-инвалидом от ДД.ММ.ГГГГ выплата прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведенных ГУ-УПФ РФ в <адрес> в марте 2021 года контрольных мероприятий установлено, что Адамова М.Б. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по инвалидности в ГУ ОПФР по <адрес>, о чем не сообщила при обращении с заявлением о назначении выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом.
Учитывая изложенное, ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФ РФ в <адрес> вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии №.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсионных и социальных выплат № от ДД.ММ.ГГГГ размер излишней выплаты в пользу Адамовой М.Б. за период с мая 2015 года по ноябрь 2020 года составил 659782,26 рублей.
Как следует из ответа истца на запрос суда, единая база получателей пенсий и иных социальных выплат в ОСФР отсутствует.
Согласно материалам пенсионного дела, Адамова М.Б. с ДД.ММ.ГГГГ действительно назначена пенсия по инвалидности на основании решения Южно-Сухокумского УСЗН ОСЗН от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> Адамова М.Б. являлась получателем пенсии по инвалидности, в том числе в период с мая 2015 года по ноябрь 2020 года.
Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" (далее - Указ Президента РФ от 26.02.2013 № 175) установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: с 01.01.2013 в размере 5500 рублей родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) по уходу за ребенком-инвалидом; с 01.07.2019 - 10000 рублей.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 26.02.2013 № 175 предусмотрено, что размер ежемесячных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок установления и осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 (далее – Правила).
В силу п. 2 Правил ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - лицо, осуществляющее уход), независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Согласно п. 3 Правил Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.
Ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента РФ от 26.02.2013 № 175 ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы.
Перечень представляемых в орган, осуществляющий назначение и выплату пенсии, документов для назначения ежемесячной компенсационной выплаты установлен пунктом 5 Правил, среди которых - справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась (в редакции, действовавшей на дату написания заявления).
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты, одно из которых - назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера (подпункт "в"), что корреспондирует пунктам 1 и 4 Указа.
Как следует из содержания Указа, его действие направлено на установление ежемесячных компенсационных выплат неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним и является мерой социальной защиты.
Как разъяснено в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.02.2021 № АКПИ20-923 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 5, подпункта "в" пункта 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397, выплаты носят компенсационный, а не дополнительный характер и по своей правовой природе являются одной из мер социальной поддержки трудоспособных лиц, осуществляющих ввиду необходимости уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода (в виде заработка, пенсии и др.).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
Следовательно, требование о неполучении пенсии лицом, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, вытекает из норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. В силу статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
Как следует из заявления Адамовой М.Б. о назначении выплаты от ДД.ММ.ГГГГ, своей подписью она подтвердила, что не является получателем пенсии в соответствии с законодательством РФ. О получении пенсии по инвалидности по месту прежнего жительства в ПФ РФ по <адрес> Адамова М.Б. не сообщила.
Доказательств того, что Адамова М.Б. не могла прочитать подписываемое заявление, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено, в связи с чем суд отклоняет довод ответчика о том, что содержание подписанного ею заявления ей неизвестно.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорная выплата получена ответчиком незаконно.
Разрешая заявленное стороной ответчика ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Материалами дела подтверждено, что выплаты ответчику, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, прекращены с ДД.ММ.ГГГГ, сведения о том, что ответчик является получателем пенсии по инвалидности стали известны истцу ДД.ММ.ГГГГ. С исковым заявлением истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ (дата передачи искового заявления в отделение почтовой связи).
При установленных обстоятельствах, суд полагает подлежащими взысканию выплаты за 3 года, предшествующие обращению в суд, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что, при руководстве историей выплат, составит 135000 рублей, из расчета: 15000 руб.*9 мес., где 15000 рублей – размер ежемесячной выплаты, 9 мес. – период выплат с ДД.ММ.ГГГГ (за март 2020 года) по ДД.ММ.ГГГГ (ноябрь 2020 года).
Учитывая, что пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске, суд отказывает во взыскании с ответчика денежных средств за период с мая 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ, что составит 524782,26 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 3900 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре к Адамовой М. Б. о взыскании незаконно полученной ежемесячной выплаты – удовлетворить частично.
Взыскать с Адамовой М. Б. в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре излишне выплаченные 135000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Адамовой М. Б. в бюджет г. Сургута государственную пошлину в размере 3900 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца с подачей жалобы через Сургутский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 19.07.2023.
Судья Л.М. Никитина