61RS0017-01-2021-004554-96
дело № 2-250/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Зверево Ростовской области 17 февраля 2022 г.
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко М.Л.,
при секретаре Иньковой Н.С.,
с участием помощника прокурора г. Зверево Араян М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Зверево к Меньшакову Андрею Юрьевичу, ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, третьи лица ГУ ПФР по Ростовской области, УСЗН Администрации г. Зверево о признании недействительными со дня выдачи справку медико-социальной экспертизы и выписку из акта освидетельствования об установлении инвалидности
,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Зверево Ростовской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Меньшакову Андрею Юрьевичу, ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, третьи лица ГУ ПФР по Ростовской области, УСЗН Администрации г. Зверево, по тем основаниям, что Меньшаков А.Ю. не проходил медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 - филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Согласно справке Бюро № 30 - филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации серии МСЭ-2015 № 1592464 от 10.11.2016 и выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № 1592464 от 10.11.2016 Меньшакову А.Ю. установлена третья группа инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания. Согласно представленным сведениям ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы Меньшакова А.Ю. в учреждении отсутствуют. В базе данных Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системы (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы также отсутствует. Согласно сведениям МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково и МБУЗ «ЦГБ» г. Зверево Меньшаков А.Ю. в службу медико-социальной экспертизы не направлялся. На основании изложенного, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), прокурор просил суд признать недействительными с момента выдачи вышеуказанные справку и выписку из акта медицинского освидетельствования об установлении инвалидности.
В судебном заседании помощник прокурора г. Зверево Араян М.С. заявленные прокурором исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить в полном объеме.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим способом, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, и оценив их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95.
В соответствии с п.п. 2, 3 указанных Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п.п. 5 и 6 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Классификация и критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1024н.
Согласно п. 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункт 19 Правил).
В соответствии с пунктом 28 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. N 59н, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность гражданина (возможна копия) и заявления о предоставлении государственной услуги.
Кроме того, пунктом 31 Административного регламента установлено, что для проведения медико-социальной экспертизы также необходимо предоставить направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, либо справку об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.Необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы условием, является выдача направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Пунктом 13 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Закона N 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 0.11.2016 Меньшакову А.Ю. установлена впервые третья группа инвалидности, бессрочно, по общему заболеванию, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 № 1592464 от 10.11.2016.
Как следует из отзыва на исковое заявление ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, сведениями о прохождении 10.11.2016 Меньшаковым А.Ю. медико-социальной экспертизы в бюро № 30 – филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации учреждение не располагает. Отсутствуют дело медико-социальной экспертизы (акт, протокол) Меньшакова А.Ю., а также сведения о нем в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС). Справка серии МСЭ-2015 № 1592464 от 10.11.2016 об установлении Меньшакову А.Ю. третьей группы инвалидности впервые без указания срока переосвидетельствования выдана в отсутствие законных к тому оснований.
Согласно сведениям МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково и МБУЗ «ЦГБ» г. Зверево – Меньшаков А.Ю. в службу медико-социальной экспертизы не направлялся.
Направление на МСЭ Меньшаков А.Ю. не получал, медико-экспертные документы в службе МСЭ отсутствуют, справка серии МСЭ-2015 № 1592464 от 10.11.2016 об установлении второй группы инвалидности, бессрочно, получена без проведения медико-социальной экспертизы и оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности, что нельзя расценить как формальные (процедурные) нарушения.
После прекращения выплат пенсии по инвалидности Меньшаков А.Ю. повторное медицинское освидетельствование не проходил, доказательств наличия у него заболевания, свидетельствующего о необходимости и обоснованности установления инвалидности, суду не представил.
Медицинские документы ответчика и индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которые могли бы подтвердить наличие у него заболевания, являющегося основанием для установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования - суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что отсутствие указанных документов, отсутствие направления на медико-социальную экспертизу или отказа в таком направлении, а также документов, подтверждающих прохождение МСЭ (акты и протоколы проведения МСЭ) подтверждают выводы о незаконном получении Меньшаковым А.Ю. справки МСЭ, без проведения освидетельствования.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что правила прохождения медико-социальной экспертизы Меньшаковым А.Ю. нарушены, а требования прокурора о признании недействительными справки и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении Меньшакову А.Ю. третьей группы инвалидности – подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Поскольку прокурор подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по данному исковому заявлению в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, в силу ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчиков Меньшакова А.Ю. и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей за требования неимущественного характера, по 150 рублей с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Зверево удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 - филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации серии МСЭ-2015 № 1592464 от 10.11.2016 и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № 1592464 от 10.11.2016 об установлении Меньшакову Андрею Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, третьей группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания.
Взыскать с Меньшакова Андрея Юрьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через постоянное судебное присутствие в г. Зверево Красносулинского районного суда Ростовской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 22.02.2022.
Судья М.Л. Самойленко