Д. № 2-591/2024
89RS0013-01-2024-000933-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июля 2024 года г. Губкинский ЯНАО
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Скусинец Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кадып-оол А.А.,
с участием: прокурора Пищ Т.Д., действующего на основании поручения прокурора Пуровского района,
представителя ответчика Дорохиной Р.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пуровского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о возложении обязанности принять меры по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песчаного грунта <адрес> № для обустройства и рекультивации земель на <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что ООО «РН-Пурнефтегаз» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год осуществляло разведку и добычу песчаного грунта на вышеуказанном месторождении на основании лицензии №. В соответствии с приказом Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО от 25 января 2022 года № 0169 действие права ответчика пользования недрами на основании указанной лицензии прекращено, в связи с истечением ее срока. В нарушение положений п. 9 ст. 22, ст. 26, 35 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» по истечении срока действия лицензии ответчиком необходимые работы по ликвидации горных выработок в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом не произведены, соответствующие акты о ликвидации горных выработок не оформлены, с Департаментом природных ресурсов и экологии ЯНАО не согласованы. В связи с выявленными нарушениями закона ДД.ММ.ГГГГ прокурором ответчику внесено представление об их устранении, однако нарушения закона не устранены, в связи с чем прокурор обратился с настоящим иском.
В судебном заседании прокурор Пищ Т.Д., действующий по поручению прокурора Пуровского района, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Дорохина Р.А. в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 55-56), в соответствии с которым указано, что ответчиком приняты меры по ликвидации горной выработки, ответчиком разработан и согласован проект рекультивации земель, технический проект ликвидации горной выработки. При этом проведение работ в срок, заявленный прокурором, не соответствует согласованному и утвержденному проекту.
Третье лицо Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно экологической доктрине Российской Федерации, сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 4 от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).
Пунктами 1, 2, 10 ч. 1 ст. 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Согласно ст. 11 Закона о недрах, лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 названного Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона о недрах основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «РН-Пурнефтегаз» зарегистрирован в качестве юридического лица и осуществлял разведку и добычу песка на месторождении <адрес> на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-33).
На основании приказа Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № право пользования недрами, предоставленное ООО «РН-Пурнефтегаз» по лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, прекращено с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).
Согласно ч. 1 ст. 19.1 Закона о недрах, пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан, в том числе обеспечить ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 26 Закона о недрах, горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами. У лица, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, сохраняются не исполненные им ранее или ненадлежаще исполненные обязательства пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения.
Частью 6 приведенной статьи установлено, что консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий – пользователей недр.
При этом ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в ст. 37, 38 Закона о недрах (органы геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года № 297-П утверждено Положение о Департаменте природных ресурсов и экологии ЯНАО, пунктом 1.1.209 которого к полномочиям Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО отнесено подписание акта о ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Порядок согласования технических проектов ликвидации и консервации горных выработок осуществляется на основании Правил подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 года № 2127.
Согласно п. 8, пп. «в» п. 11 данных Правил, проектная документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
В связи с тем, что срок действия лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, у ООО «РН-Пурнефтегаз» имелась обязанность по проведению всех мероприятий по ликвидации горной выработки до указанной даты.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона по истечении срока действия лицензии № необходимые работы по ликвидации горных выработок ответчиком не произведены.
В связи с выявленными нарушениями закона прокурором Пуровского района генеральному директору ООО «РН-Пурнефтегаз» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об их устранении (л.д. 36-38).
В ответе на представление прокурора ответчиком указано на наличие разработанного и согласованного Департаментом природных ресурсов проекта рекультивации земель «<адрес>» со сроком выполнения работ по ДД.ММ.ГГГГ, на начало проведение рекультивационных работ земельных участков в 2023 году (л.д. 39-40).
В подтверждение указанных доводов представителем ответчика в судебном заседании представлен проект рекультивации земель «<адрес>» со сроком выполнения работ по рекультивации – июль 2024 года, а также Технический проект на ликвидацию объекта «Ликвидация горной выработки «<адрес>» со сроком поведения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые согласованы Департаментом природных ресурсов и экологии ЯНАО (л.д. 59-65, 67-79, 66, 80).
Вместе с тем, согласно информации Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО акт о ликвидации и консервации горной выработки на месторождении <адрес> в <адрес> ЯНАО на подписание не поступал (л.д. 50-51).
ООО «РН-Пурнефтегаз», получая лицензию № на право пользование недрами, было извещено о сроке окончания действия лицензии, следовательно, должно было рассчитывать сроки для предоставления на согласование в Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО технического проекта ликвидации и консервации горной выработки, связанных с пользованием недрами в отношении участка недр местного значения на месторождении, а также акта о ликвидации и консервации горной выработки, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении участка недр местного значения на месторождении.
Указанное бездействие ответчика в части выполнения данных мероприятий свидетельствует о нерациональном использовании недр, что противоречит основополагающим принципам природоохранного законодательства, а также законодательства о недрах, и является недопустимым.
Учитывая вышеизложенное, с учетом пояснений стороны ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «РН-Пурнефтегаз» о возложении обязанности принять меры по ликвидации горной выработки.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, поскольку перечисленные в исковом заявлении нарушения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и недропользования, а также права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории ЯНАО, на благоприятную окружающую среду.
При установленных по делу обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При определении срока, в течение которого решение суда подлежит исполнению, суд учитывает наличие разработанных и согласованных ответчиком Проекта рекультивации земель и Технического проекта на ликвидацию объекта, в соответствии с которыми установлены сроки окончания работ по рекультивации нарушенных земель и ликвидации горной выработки, а также характер и объем действий, которые необходимо выполнить ответчику, а также возможность проведения работ по ликвидации горной выработки, в связи с чем полагает необходимым установить срок для устранения нарушений законодательства до 31 декабря 2024 года в соответствии с утвержденными проектами, полагая данный срок разумным и достаточным с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение дел судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ) подлежит зачислению в бюджет городских округов.
Учитывая, что прокурор на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, с ответчика в доход бюджета городского округа <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей за неимущественное требование.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (ИНН 8913006455) в срок по 31 декабря 2024 года принять меры по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песчаного грунта из <адрес> № для обустройства и рекультивации земель <адрес> в рамках лицензии №, путем проведения на основании утвержденного (согласованного) проекта работ и предоставления в Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО документации, подтверждающей приведение горной выработки в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, сохранность месторождений, горной выработки, для подписания акта о ее ликвидации.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (ИНН 8913006455) в доход бюджета городского округа города Губкинский ЯНАО государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня, следующего за днем его изготовления в полном объеме.
Председательствующий: подпись Е.В. Скусинец
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2024 года.
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи _________________________________________________________(наименование должности работника суда, инициалы, фамилия)«____»______________________20___ г. |