Дело №2-249/2023 (12RS0009-01-2023-000358-09)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,
при секретаре судебного заседания Николаевой Г.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Морки
гражданское дело по иску Васильева О. М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл об установлении факта работы и включении периодов работы в стаж,
установил:
Истец Васильев О.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл об установлении факта работы и включении периодов работы в летнее каникулярное время в стаж работы, в обоснование требований указав, что во время школьных летних каникул в 1973-1979 годах он работал в колхозе «А.» Моркинского района Марийской АССР, в то время трудовые книжки не оформляли, в административном здании колхоза произошел пожар и вся документация сгорела, в связи с чем просит установить и включить указанные периоды работы в трудовой стаж на основании свидетельских показаний.
В судебном заседании истец Васильев О.М. исковые требования поддержал полностью, дал пояснения соответственно вышеизложенному.
Представитель ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл на рассмотрение дела не явился, надлежащим образом извещен, представил суду возражения, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на не достижение истцом возраста, с которого возможен прием на работу.
Выслушав истца, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ст. 60 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", действовавшего до 15 мая 1990 года, Совету Министров СССР поручалось издать на основе настоящего Закона Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
3 августа 1972 года постановлением Совета Министров СССР №590 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (действовавшего до 20 февраля 2020 года), которое предусматривало, что в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов (п. 108). При отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности получения их ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо ввиду отсутствия архивных данных недостающий для назначения пенсии стаж устанавливается комиссиями по назначению пенсий (п. 153) на основании показаний двух или более свидетелей (п. 118).
Согласно п. 3 Примерного Устава колхоза, утвержденного Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 28 ноября 1969 года N910 (действовавшего до 13 января 1989 года) членами колхоза могли быть граждане, достигшие 16-летнего возраста и изъявившие желание своим трудом участвовать в общественном хозяйстве колхоза. Прием в члены колхоза производился общим собранием колхозников по представлению правления колхоза в присутствии лица, подавшего заявление. Заявление о приеме в члены колхоза рассматривался правлением колхоза в месячный срок. На каждого члена колхоза велась "Трудовая книжка колхозника" единого образца.
Пунктом 24 указанного Примерного устава колхоза было закреплено, что все работы в общественном хозяйстве колхоза выполнялись личным трудом колхозников. Прием на работу специалистов и других работников со стороны допускалось лишь в тех случаях, когда в колхозе не было соответствующих специалистов или когда сельскохозяйственные и другие работы не могли быть выполнены в необходимые сроки силами колхозников.
В силу положений ст. 173 Кодекса законов о труде РСФСР, принятого в 1971 году, прием на работу лиц моложе шестнадцати лет не допускалось. В исключительных случаях, по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза, могли приниматься на работу лица, достигшие пятнадцати лет.
Таким образом, законодательством в оспариваемый период разрешался прием на работу в качестве рабочего или служащего и допускался прием в члены колхоза только с 16 летнего возраста. Между тем, документальное оформление работы в колхозе несовершеннолетнего работника, не достигшего 16 лет, могло расцениваться как нарушение закона со стороны работодателя, что и влекло с его стороны утаивание фактов привлечения такой категории работников к труду. Юридически значимым обстоятельством при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы на предприятии или в колхозе является наличие доказательств этой работы, а не возраст работника.
Истец Васильев О.М. родился ЧЧ.ММ.ГГГГ в д.Я. Моркинского района Марийской АССР, что подтверждено свидетельством о рождении II –ЕС №…..
С 1 сентября 1968 года по 14 июня 1976 года Васильев О.М. обучался в МОУ «Янситовская основная общеобразовательная школа» Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, что подтверждается приказами №… от 5 сентября 1968 года и №… от 14 июня 1976 года.
С 1 сентября 1976 года по 14 июля 1979 года Васильев О.М. обучался в профессионально-техническом училище №… п.Морки Марийской АССР, что подтверждается дипломом… №… и копией трудовой книжки.
Согласно записям похозяйственной книги деревни Я. за 1971-1979 годы Васильев О.М. с 1971 по 1979 годы проживал в д..Я по ул.Н. д….
Как следует из записей трудовой книжки колхозника … №… от 12 апреля 1987 года, в оспариваемый период Васильев О.М. был принят в члены колхоза «А.» 1 сентября 1976 года и исключен 12 апреля 1987 года, 1 августа 1979 года был принят на работу в колхоз «А.» в качестве тракториста, с 23 октября 1979 года по 1 ноября 1981 года служил в рядах Советской Армии, 20 ноября 1981 года принят на работу в качестве тракториста в колхоз «А.».
Согласно архивной справке №… от 24 апреля 2023 года архивные документы колхоза «А.» Моркинского района за период с 1979 года по 1983 годы на хранение в архив не поступали, подтвердить факт работы Васильева О.М. не представляется возможным.
8 ноября 1988 года в административном здании колхоза «А.» произошел пожар, огнем уничтожено здание со всей документацией и имуществом, находящийся в строении, что подтверждается информацией отдела ГПН Моркинского района и СПК СХА «А.» №… от 30 мая 2023 года. Архив и документы с 1 августа 1971 года по 31 декабря 1985 года в хозяйстве не сохранились.
Свидетели К., А., А., а также Я. в судебном заседании подтвердили, что Васильев О.М. с 12-летнего возраста во время летних каникул работал в колхозе «А.» разнорабочим: привлекали к заготовке сена, прополке картофеля, уборке зерна.
Факт работы свидетелей К., А. и А. в указанные периоды в колхозе подтвержден их трудовыми книжками.
Принимая во внимание показания свидетелей в качестве допустимых доказательств выполнения истцом работы в спорный период, учитывая, что письменные документы о трудовой деятельности истца утрачены по независящим от него обстоятельствам, а также невозможность документального подтверждения стажа работы во время летних каникул в 1973-1979 г.г., суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом суд считает необходимым отметить, что положениями ст. 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2002 года, было предусмотрено, что в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Статьей 97 указанного Закона определялось, что стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), указанный в ч. 1 ст. 89 Закона, мог устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясение, наводнение, ураган, пожар и т.п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускалось установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов по другим причинам (например, вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т.п.).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года, в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно п. 1 и 3 ст. 13 данного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. с 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждались документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могли устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе были утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускалось установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждалось.
Аналогичная норма установлена и в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01 января 2015 года.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До 1 января 2015 года действовали Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555 (далее Правила №555), с 1 января 2015 года вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительство Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015 (далее Правила №1015).
Как в п. 1 Правил №555, так и в п. 6 Правил №1015 указано, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с п. 28, 29 Правил №555 и п. 37, 38 Правил №1015 периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Следовательно, ограничение возможности зачета периода работы в стаж в зависимости от возраста гражданина законом не предусмотрено и в общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору, а в случае утраты документа возможно подтверждение трудового стажа свидетельскими показаниями. Ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, является нарушением прав, гарантированных Конституцией РФ, поэтому является недопустимым.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
решил:
Установить факт работы Васильева О. М., … года рождения, в колхозе «А.» Моркинского района Марийской АССР с 1 июня по 31 августа 1973 года, с 1 июня по 31 августа 1974 года, с 1 июня по 31 августа 1975 года, с 1 июня по 31 августа 1976 года, с 1 июня по 31 августа 1977 года, с 1 июня по 31 августа 1978 года, с 1 июня по 14 июля 1979 года.
Включить в страховой стаж Васильева О. М., 3 января 1961 года рождения, время работы в колхозе «А.» Моркинского района Марийской АССР с 1 июня по 31 августа 1973 года, с 1 июня по 31 августа 1974 года, с 1 июня по 31 августа 1975 года, с 1 июня по 31 августа 1976 года, с 1 июня по 31 августа 1977 года, с 1 июня по 31 августа 1978 года, с 1 июня по 14 июля 1979 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме в через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Э.Ш.Харисова
Решение в окончательной форме вынесено 14 июля 2023 года.