Дело № 2-2650/2023
УИД 22RS0015-01-2023-003319-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 23 октября 2023 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Токаревой Ж.Г.,
при секретаре Калашниковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Первомайского района Алтайского края к Крюковене Т.В. о признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Первомайского района Алтайского края обратилась в суд с вышеуказанным иском, просили признать право собственности Крюковене Т.В. на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР отсутствующим.
Исковые требования мотивировали тем, что в соответствии со сведениями ЕГРН ответчику принадлежит на праве собственности вышеуказанный земельный участок общей площадью 531 372 кв.м, имеющий адресные ориентиры: АДРЕС АДРЕС, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для общего пользования (улицы, проезды), регистрационная запись 22:22:001-22/001/006/2015-1050/6 от ДАТА.
Образование принадлежащего ответчику участка произведено в соответствии с проектом генерального плана строительства расширения п.Новый Березовского сельсовета, утвержденного постановлением администрации Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР, проекта планировки жилого массива «Александрова Слобода» п.Новый Первомайского района Алтайского края, согласно которым указанная территория предназначена для общего пользования (улицы, проезды).
В соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Пунктом 8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
По мнению истца, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером 22:33:040801:4572 общей площадью 531 372 кв.м относится к землям общего пользования, он не может принадлежать на праве собственности Крюковене Т.В.
10.03.2023 ответчику было направлено уведомление в добровольном порядке отказаться от права собственности на спорный земельный участок, которое до настоящего времени не исполнено. В связи с чем вынуждены обратиться с иском в суд.
Представитель истца Дударев А.В. в судебном заседании исковые требования полностью поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик Крюковене Т.В. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика Семибокова А.А. в судебном заседании представила письменные возражения по иску, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, надлежаще извещены, в заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения участников процесса, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Крюковене Т.В. (ранее – Серегиной Т.В.) принадлежит земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, с адресом: Российская Федерация, АДРЕС, площадью 531 372 кв.м.
28.04.2017 Серегина Т.В. сменила фамилию на Крюковене после заключения брака, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака.
Право собственности ответчика Крюковене Т.В. на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 09.11.2015 с указанием категории земель: земли населенных пунктов – осуществление жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры.
Основанием возникновения права собственности ответчика на вышеуказанный земельный участок является договор купли-продажи от 25.02.2014, заключенный между Яшиным С.В. и Серегиной Т.В.
По состоянию на 17.07.2023 (дата выписки из ЕГРН) земельный участок имеет категорию – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для общего пользования (улицы, проезды), кадастровую стоимость – <данные изъяты> руб.
В отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР установлены ограничения и обременения:
- 11.05.2023 на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Алтайского района ГУФССП по Алтайскому краю № 109846227/2286 от 10.05.2023;
- 23.08.2022 на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Алтайского района ГУФССП по Алтайскому краю № 102908208/2286 от 20.08.2022;
- 23.08.2022 на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Алтайского района ГУФССП по Алтайскому краю № 102907937/2286 от 20.08.2022;
- 15.01.2019 Алтайским районным судом Алтайского края по делу № 2а-534/2018 определение о применении мер предварительной защиты от 24.12.2018;
- 09.11.2015 с 30.12.2014 на неопределенный срок на основании Постановления Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации".
- 09.11.2015 с 30.12.2014 на неопределенный срок на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон";
- 09.11.2015 с 30.12.2014 на неопределенный срок на основании Постановления Совета Министров СССР от 26.03.1984 № 255 «Об утверждении Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт».
Из схемы земельного участка № НОМЕР следует, что данный участок фактически представляет собой сеть дорог.
Как следует из кадастрового паспорта указанного земельного участка, сведения о данном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости 26.07.2013, при постановке участка на кадастровый учет участок имел вид разрешенного использования – осуществление жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры, кадастровая стоимость участка НОМЕР составляла НОМЕР руб.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Первомайского района от 17.09.2014 № 2133 «Об изъятии земельных участков, принадлежащих Серегиной Т.В., для муниципальных нужд» было принято решение: для муниципальных нужд и в целях выделения коридора для прокладки ЛЭП-0,4 кВ, с размещением объектов электроснабжения КТП-10/0,4 кВ в п. Новый Первомайского района Алтайского края изъять путем выкупа земельные участки, принадлежащие на праве собственности Серегиной Т.В.: земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС; земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС АДРЕС.
Письмом от 19.09.2014 Серегина Т.В., действуя через представителя Шестакова Р.В., сообщила в администрацию Первомайского района о своем согласии на изъятие указанных земельных участков до истечения одного года с момента получения уведомления об изъятии, при этом просила рассмотреть возможность предоставления ей других земельных участков взамен изымаемых (согласно приложению), с зачетом их стоимости в выкупную цену.
20.09.2014 составлен протокол заседания комиссии администрации Первомайского района, согласно которому решался вопрос о равноценности земельных участков, подлежащих изъятию и планируемых для предоставления Серегиной Т.В. В протоколе указан состав земельных участков, планируемых передаче Серегиной Т.В., в количестве 23 единиц, общей стоимостью <данные изъяты> руб. Решением комиссии постановлено рекомендовать администрации Первомайского района вынести постановление о предоставлении Серегиной Т.В. земельных участков взамен изымаемых с зачетом их стоимости в выкупную цену и заключить договор о передаче в собственность равноценных земельных участков.
Постановлением администрации Первомайского района от 22.09.2014 № 2144 решено предоставить в собственность Серегиной Т.В. равноценные земельные участки (в количестве 23 единиц), общей площадью 389 031 кв.м., взамен изымаемых земельных участков для муниципальных нужд, с зачетом их стоимости в выкупную цену; комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям подготовить соответствующий договор, гражданке Серегиной Т.В. обеспечить государственную регистрацию договора.
В письме от 07.10.2014 администрация Первомайского района предложила представителю Серегиной Т.В. явиться в администрацию для подписания договора о передаче земельных участков взамен изымаемых.
Постановлением администрации Первомайского района от 19.01.2015 № 26 решено для муниципальных нужд изъять путем выкупа земельные участки, принадлежащие на праве собственности Вазирову М.А.: НОМЕР, НОМЕР.
Решением Новоалтайского городского суда от 09.06.2015, вступившим в законную силу 10.07.2015, из чужого незаконного владения Вазирова М.А. в пользу Серегиной Т.В. истребованы земельные участки НОМЕР, НОМЕР.
Постановлением администрации Первомайского района от 02.11.2015 № 1891 решено для муниципальных нужд изъять путем выкупа земельный участок, принадлежащий на праве собственности Серегиной Т.В.: № НОМЕР; отменить постановление от 19.01.2015 № 26 «Об изъятии земельных участков, принадлежащих Вазирову М.А., для муниципальных нужд».
Постановлением администрации Первомайского района от 21.06.2016 № 938 «Об изъятии земельного участка, принадлежащего Серегиной Т.В., для муниципальных нужд» решено изъять путем выкупа для муниципальных нужд, в целях выделения коридора для прокладки ЛЭП-0,4 кВ, с размещением объектов электроснабжения КТП-10/0,4 кВ в п. Новый Первомайского района Алтайского края земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 531 372 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС по направлению на восток, принадлежащий на праве собственности Серегиной Т.В.
Данным постановлением от 21.06.2016 № 938 отменены: постановление администрации Первомайского района от 02.11.2015 № 1891, постановление администрации Первомайского района от 19.01.2015 № 26, постановление администрации Первомайского района от 22.09.2014 № 2144.
Администрацией Первомайского района было подготовлено соглашение о выкупе земельного участка для муниципальных нужд от 23.06.2016, условиями которого был предусмотрен выкуп у Серегиной Т.В. земельного участка НОМЕР за <данные изъяты> руб.
24.06.2016 администрация Первомайского района направила в адрес Серегиной Т.В. постановление от 21.06.2016 № 938 и соглашение о выкупе земельных участков для муниципальных нужд от 23.06.2016 с просьбой подписания соглашения.
15.08.2016 в администрацию района поступило письменное предложение Серегиной Т.В. об изменении условий указанного соглашения: об установлении выкупной цены участка НОМЕР в размере <данные изъяты> руб., о составлении трехстороннего соглашения с участием ПАО «МРСК Сибири».
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что указанные договоры о выкупе земельных участков между администрацией АДРЕС и ФИО6 заключены не были, поскольку условия о выкупной цене не согласованы между сторонами.
Как следует из представленных документов, ДАТА в муниципальном образовании Березовский сельсовет Первомайского района проведены публичные слушания, в том числе, по вопросу изменения вида разрешенного использования участков НОМЕР, НОМЕР с «осуществление жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры» на «под общественное использование объектов капитального строительства».
Постановлением администрации Березовского сельсовета от ДАТА НОМЕР изменен вид разрешенного использования земельных участков НОМЕР, НОМЕР на «под общественное использование объектов капитального строительства».
19.12.2016 в муниципальном образовании Березовский сельсовет Первомайского района проведены публичные слушания, в том числе, по вопросу изменения вида разрешенного использования участков НОМЕР, НОМЕР с «под общественное использование объектов капитального строительства» на «для общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных переходов, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм».
Постановлением администрации Березовского сельсовета от ДАТА НОМЕР изменен условно разрешенный вид использования земельных участков НОМЕР, 22:33:040801:4518 на «для общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных переходов, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм».
Из представленных документов следует, что 19.12.2016 Серегина Т.В. обращалась в администрацию Березовского сельсовета с заявлением о внесении изменений в формулировку проведения публичных слушаний 19.12.2016, о замене формулировки на: «Изменение условного вида разрешенного использования земельных участков: земельный участок, кадастровый НОМЕР, категория земель: земли населенных пунктов - осуществление жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры; земельный участок, кадастровый НОМЕР, с «осуществление жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры» на «для общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных переходов, скверов и т.д.)».
Письмом главы Березовского сельсовета от 20.01.2017 № 49 Серегиной Т.В. сообщено, что замечания и предложения по вопросам, подлежащим вынесению на публичные слушания, рассматриваются в срок не позднее трех дней до проведения слушаний. Данная процедура Серегиной Т.В. нарушена, т.к. заявление ею было подано 19.12.2016, после проведенных публичных слушаний.
Письмом главы Березовского сельсовета от 20.01.2017 № 48 Серегиной Т.В. сообщено, что оповещение о публичных слушаниях осуществляется путем размещения соответствующего сообщения в газете «Первомайский вестник» и на официальном интернет-сайте муниципального образования. Иного порядка уведомления не установлено.
Решением Новоалтайского городского суда от 29.08.2017, вступившим в законную силу 04.04.2018, Крюковене Т.В. было отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации Первомайского района Алтайского края, Администрации Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края, АО «Сетевая компания «Алтайкрайэнерго» о признании незаконными действий и постановлений, решения об изменения кадастровой стоимости земельных участков, об обязании произвести выкуп земельных участков, об определении размера выкупной цены земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 22:33:040801:4572.
При рассмотрении вышеуказанного иска по апелляционной жалобе Крюковене Т.В. в Алтайском краевом суде администрацией Первомайского района 02.04.2018 был предоставлен ответ на запрос суда апелляционной инстанции, из которого следует, что фактическое изъятие земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР, НОМЕР не производилось. По состоянию на 21.06.2016 у администрации района имелась заинтересованность в изъятии земельного участка с кадастровым номером НОМЕР путем выкупа, но поскольку между администрацией района и собственником земельного участка не было достигнуто соглашение, постановление об изъятии земельного участка от 21.06.2016 № 938 не было реализовано. Процедура принудительного изъятия вышеуказанного земельного участка не инициировалась, необходимость принудительного изъятия указанных земельных участков отсутствует. Администрация района не располагает сведениями о работах, проводимых на территории указанных земельных участков, а также о расположении на них ЛЭП, заявления о получении разрешения на строительство ЛЭП в границах земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР, НОМЕР в администрацию Первомайского района Алтайского края не поступали.
23.03.2020 администрацией Первомайского района в адрес ответчика направлено уведомление № 233/П/1047 о даче согласия на передачу земельного участка на безвозмездной основе в муниципальную собственность.
В мае 2020 г. в адрес Крюковене Т.В. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд от 30.04.2020, в котором предлагалось установить стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР – <данные изъяты> рубль. Также указывалось о готовности истца обсуждать предложения по перераспределению (обмену) земельных участков.
10.03.2023 в адрес ответчика истцом направлено уведомление № 233/ПОГ/1068 с предложением добровольного отказа от права собственности на спорный земельный участок.
В соответствии с ч.1 ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ч.2 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);
3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);
3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
5) реквизиция (статья 242);
6) конфискация (статья 243);
7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;
8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;
9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.
Часть 1 ст.238 ГК РФ предусматривает, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (ч.2 ст.238 ГК РФ).
Статьей 279 ГК РФ предусмотрено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
При этом согласно ч.2 ст.279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч.3 ст.279 ГК РФ).
Согласно ч.5 ст.279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (ч.6 ст.279 ГК РФ).
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации введена глава VII.1. «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд», а также внесены изменения в иные статьи данного Кодекса.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, предъявление иска о признании права отсутствующим возможно лишь в том случае, когда права истца не могут быть защищены путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. Требование о признании отсутствующим зарегистрированного права носит исключительный характер и применимо в строго ограниченных случаях при невозможности использовать иные способы защиты права.
Ссылка истца в обоснование иска на установление законодательного запрета на приватизацию земельных участком в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги и др. объекты), не может быть принята судом во внимание и основана на выборе неверного способа защиты права.
Как установлено в судебном заседании и не оспорено сторонами, право собственности Крюковене Т.В. на спорный земельный участок возникло на основании возмездной сделки – договора купли-продажи земельного участка от 25.02.2014, заключенного между Яшиным С.В. и Серегиной Т.В.
Из вышеуказанных норм закона, а именно ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что условия выкупа земельных участков при их изъятии у собственника для муниципальных нужд определяются соглашением между собственником и органом местного самоуправления, а в случае не достижения такого соглашения – судом по иску органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии, либо организации, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии.
Таким образом, суд приходит к выводу, что удовлетворение исковых требований администрации о признании права собственности Крюковене Т.В. на спорный земельный участок отсутствующим без определения и выплаты выкупной цены приведет к нарушению права собственности ответчика.
При указанных обстоятельствах суд признает необоснованными требования истца о признании права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР отсутствующим, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Первомайского района Алтайского края к Крюковене Т.В. о признании права собственности отсутствующим оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Ж.Г.Токарева