Дело № 2-1652/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Элиста 29 июля 2020 года
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Согдановой Е.Е.,
при секретаре Козловой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения федерального законодательства,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга обратился в суд с указанным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» (далее - ООО «Спецавтохозяйство», Общество), мотивируя следующим. Прокуратурой г. Элисты в ходе осуществления надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены факты нарушения санитарных норм со стороны ООО «Спецавтохозяйство». В 2019 г. прокуратурой г. Элисты проведена проверка соблюдения ООО «Спецавтохозяйство» законодательства об отходах производства и потребления. Установлено, что основанными видами деятельности Общества в области обращения с отходами являются: удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; удаление и обработка твердых отходов; сбор мусора, хлама, отбросов и отходов; сбор и удаление строительного мусора; уничтожение отходов методом сжигания и другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение и запахивание отходов; обработка и уничтожение опасных отходов, включая очистку загрязненной почвы; сбор и обработка прочих отходов; сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз; иные виды деятельности. Общество эксплуатирует единственный в Республике Калмыкия полигон г. Элисты, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) на основании приказа Росприроднадзора от 07.07.2015 г. № 552 Основной объем отходов IV и V классов опасности, транспортирование отходов I-IV классов опасности, обработка отходов III-IV классов опасности, размещение отходов IV класса опасности. Лицензия представлена бессрочно. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 4.4. СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» ООО «Спецавтохозяйство» установлено ограждение только с южной стороны полигона, по периметру полигона ограждения отсутствуют. В нарушение п. 4.3 СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на выезде из полигона ТБО ООО «Спецавтохозяйство» отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов. В нарушение п. 4.2 СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» территория хозяйственной зоны полигона ТБО не имеет твердого покрытия. Отсутствие ограждения по всей территории мусорного полигона негативным образом влияет на окружающую среду. Так, в результате сильных порывов ветра мусор разлетается по степи, тем самым образовывая стихийную свалку. По результатам проверки 28.06.2019 г. прокуратурой в адрес ООО «Спецавтохозяйство» внесено представление о нарушении федерального законодательства. Однако до настоящего времени ответчиком нарушения не устранены. Деятельность Общества приводит к загрязнению окружающей природной среды и создает длительное время угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также свидетельствует о непринятии мер по охране окружающей среды. Бездействие Администрации г. Элисты в части выполнения требований законодательства об охране окружающей среды нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, а также ставит под угрозу экологическую безопасность на территории города. Просит возложить на ООО «Спецавтохозяйство» в кратчайшие сроки с момента вступления решения в законную силу обязанность устранения выявленных нарушений федерального законодательства, в частности: установить ограждение по периметру всей территории полигона твердых бытовых отходов; установить контрольно- дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов; установить твердое покрытие на территории полигона твердых бытовых отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Чуб А.В. уточнил исковые требования, просил возложить на ООО «Спецавтохозяйство» в срок до 01.06.2021 г. обязанность установить контрольно- дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России.
Представитель ответчика ООО «Спецавтохозяйство» Тюльтинов Э.Б. в суд не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие, обязался от имени общества установить дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов до 01.06.2021 г.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РК в суд не явился. В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.03.2016 г. № 66 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в использовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Положениями части 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и подлежат регистрации и опубликованию в порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст.ст. 38, 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. № 16 введены в действие санитарные правила «СанПиН 2.1.7.1038-01, 2.1.7 Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», которые являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
Согласно п. 4.3 СанПин 2.1.71038-01 по требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
Как установлено судом и следует из материалов дела в 2019 г. прокуратурой г. Элисты проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления ООО «Спецавтохозяйство», основанными видами деятельности которой в области обращения с отходами являются: удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; удаление и обработка твердых отходов; сбор мусора, хлама, отбросов и отходов; сбор и удаление строительного мусора; уничтожение отходов методом сжигания и другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение и запахивание отходов; обработка и уничтожение опасных отходов, включая очистку загрязненной почвы; сбор и обработка прочих отходов; сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз; иные виды деятельности.
ООО «Спецавтохозяйство» эксплуатирует единственный в Республике Калмыкия полигон г. Элисты, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) на основании приказа Росприроднадзора от 07.07.2015 г. № 552 Основной объем отходов IV и V классов опасности, транспортирование отходов I-IV классов опасности, обработка отходов III-IV классов опасности, размещение отходов IV класса опасности. Лицензия представлена бессрочно.
В ходе прокурорской проверки установлен ряд нарушений федерального законодательства, допущенных ООО «Спецавтохозяйство». В том числе в нарушение п. 4.3 СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на выезде из полигона ТБО ООО «Спецавтохозяйство» отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов.
По результатам проверки прокуратурой г. Элисты 28.06.2019 г. в адрес ООО «Спецавтохозяйство» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, а также Управлением Роспотребнадзора по РК вынесено предписание № 131/07 от 17.12.2019 г.
Вместе с тем, до настоящего времени ООО «Спецавтохозяйство» выявленные нарушения федерального законодательства об отходах производства и потребления не устранены (акт от 23.07.2020 г.).
Как установлено судом и следует из письма начальника ТО «Центральный» Управления Роспотребнадзора по РК в Целинном, Ики-Бурульском, Приютненском, Кетченеровском районах и г. Элисте № 08-07-00/09-112-2020 от 04.06.2020 г. срок исполнения предписания должностного лица об устранении выявленных нарушений при проведении плановой проверки № 131/07 от 17.12.20196 г. по ходатайству ООО «Спецавтохозяйство» в части установления на выезде из полигона ТБО контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов продлен до 01.06.2021 г.
Проанализировав положения вышеназванных норм права, суд приходит к выводу, что ответчиком не исполняются требования федерального законодательства об отходах производства и потребления. Деятельность Общества по участию в организации сбора и вывоза отходов не соответствует требованиям действующего законодательства, что приводит к загрязнению окружающей природной среды и создает длительное время угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также свидетельствует о непринятии мер по охране окружающей среды. Бездействие ответчика в части выполнения требований законодательства об охране окружающей среды нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, а также ставит под угрозу экологическую безопасность на территории города.
При таких данных суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора г. Элисты о возложении на ООО «Спецавтохозяйство» обязанности устранить выявленные нарушения федерального законодательства являются законными и обоснованными, в связи с чем считает необходимым возложить на ответчика обязанность в срок до 01.06.2021 г. установить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора г. Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» обязанность устранить нарушение федерального законодательства: установить контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России, в срок до 01 июня 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Е. Согданова