Решение
Именем Российской Федерации
14 августа 2024 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,
при секретаре Веденеевой В.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Кировского района города Саратова Запольской Ю.Е.,
представителя ответчика администрации <адрес> МО «<адрес>» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», Администрации муниципального образования «<адрес>», обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Авангард», обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жилсервис», о возложении обязанности привести в соответствие требованиям законодательства детское игровое и спортивное оборудование, включении в реестр муниципальной собственности детского игрового и спортивного оборудования,
установил:
заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», Администрации муниципального образования «<адрес>», обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Авангард», обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жилсервис», о возложении обязанности привести в соответствие требованиям законодательства детское игровое и спортивное оборудование, включении в реестр муниципальной собственности детского игрового и спортивного оборудования, мотивируя свои требования следующим.
Установлено, что на территории <адрес> по следующим адресам находится детское игровое оборудование, не соответствующее требованиям законодательства: <адрес>; <адрес>; <адрес>, около <адрес>.
В ходе проверки установлено, что около <адрес> расположена детская игровая площадка, которая не соответствует предъявляемым требованиям ФИО5 52169-2012 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», а именно зоны приземления ребенка не оборудованы ударопоглащающим покрытием; на качелях использованы жесткие элементы подвеса; в песочнице отсутствует достаточное количество песка; элементы оборудования из металла не защищены от коррозии, имеется ржавчина;
Также произведен осмотр детской игровой площадки, расположенной около <адрес> в ходе которого установлено, что зоны приземления ребенка не оборудованы ударопоглащающим покрытием; на качелях использованы жесткие элементы подвеса.
Также установлено, что детское игровое оборудование, расположенное около домов № и № по <адрес> не соответствует требованиям законодательства, а именно зоны приземления ребенка необорудованы ударопоглащающим покрытием; на качелях использованы жесткие элементы подвеса.
Указанные детские игровые и спортивные площадки не огорожены, доступ кигровому оборудованию имеет неопределенное количество граждан, в том числе, несовершеннолетних.
Ненадлежащее содержание детских площадок, несоответствие их требованиям ГОСТ могут привести к получению травм детьми, играющими на указанных детских площадках, повлечь иные неблагоприятные последствия для здоровья несовершеннолетних.
Согласно информации Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» земельные участки, по адресам: <адрес>; <адрес> 95, на которых располагается указанное игровое оборудование, не образованы, государственная собственность на данные земельные участки не разграничена.
Детская игровая площадка, расположенная по адресу: <адрес>, размещена в горницах земельного участка с кадастровым номером 64:48:030209:78, зарегистрированные права в отношении указанного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
С учетом изложенного заместитель прокурора района просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>», администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>» принять меры, направленные на включение в реестр муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» детского игрового и спортивного оборудования, расположенного по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, около <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>», администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>» привести в соответствие с требованиями законодательства детское игровое испортивное оборудование, расположенное по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, около <адрес>.
По ходатайству представителя истца в качестве соответчиков по делу также привлечены ООО УК «Авангард» и ООО УК «Жилсервис».
Помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> МО «<адрес>» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требования прокурора, дав пояснения аналогичные по содержанию представленным возражениям.
Иные лица участвующие в деле судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом причины неявки суду неизвестны.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии неявившихся лиц извещенных надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора <адрес>, представителя администрации <адрес> МО «<адрес>» исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории <адрес> по следующим адресам находится детское игровое оборудование, не соответствующее требованиям законодательства: <адрес>; <адрес>; <адрес>, около <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрен, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктами 20, 25 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность за организацию обустройства мест массового отдыха населения и благоустройства территории городского округа, содержание и благоустройство детских игровых и спортивных площадок возлагается на муниципальный орган и должна осуществляться с соблюдением требований государственных стандартов и включать в себя ежегодный основной осмотр, регулярное обслуживание и ремонтные работы.
В соответствии с Решением Саратовской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О положениях о территориальных структурных подразделениях администрации муниципального образования «<адрес>», администрация <адрес> МО «<адрес>» является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «<адрес>», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «<адрес>» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории <адрес> в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
Так, в соответствии с п.п. 2.1.9. Положения об администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» одной из основных задач администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» является, в том числе, организация благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «<адрес>».
Согласно Методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденным Приказом Минстроя России N 897/пр № от ДД.ММ.ГГГГ, граждане являются участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры), и в отдельных случаях участвуют в выполнении работ по благоустройству, однако формирование технического задания на благоустройство территорий, проведение торгов, выбор подрядчиков, осуществление финансирования работ по благоустройству и их приемка возложены на органы местного самоуправления (пункт 1.5); проектирование, строительство, содержание и эксплуатацию площадок различного функционального назначения рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями по охране и поддержанию здоровья человека (пункт 2.7); рекомендуется обеспечить закупку таких горок, качелей, игрового качалок, каруселей, канатных дорог, игровых комплексов (городков), в том числе при выборе песочниц, игровых домиков, лабиринтов, которые имеют сертификат соответствия требованиям Технического регламента Евразийского экономического союза; предусмотреть у приобретаемого оборудования наличие сертификатов соответствия требованиям национальных стандартов Российской Федерации (ФИО5) (пункты 4.3.2, 4.3.7).
В соответствии с ФИО5 52301-2013 Национальный стандарт. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Общие требования, утвержденным и введенным Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами (п. 4.1); оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей (п. 4.2).
В случае если безопасная установка оборудования не завершена, ударопоглощающее покрытие не выполнено или техническое обслуживание не может обеспечить безопасность, запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (п. 4.3); перед вводом в эксплуатацию предусмотрены осмотр и проверка оборудования (п. 6.4); на оборудование должна быть нанесена маркировка, обозначающая требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (п. 7.8). Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 1176-7:2008. Все приведенные национальные стандарты в части оборудования зоны приземления действуют в нормативном единстве с ФИО5 52169-2012.
В соответствии с Национальным стандартом ФИО5 52167-2012. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования, утвержденным и введенным Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, на качелях запрещается применять жесткие элементы подвеса. В качестве гибких элементов подвеса качелей должны использоваться канаты и цепи по ФИО5 52169-2012.
Согласно п. 6.2 ФИО5 52301-2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ.2 ФИО5 52169-2012 для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглащающее покрытие.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ.9 ФИО5 52169-2012 устанавливаются следующие ударопоглащающие покрытия в зонах приземления: рыхлая почва, торф с разрешенным размером частиц 20-80, древесная кора (5-30), древесная стружка (5-30), песок (0,2-2), гравий (2-8).
Пунктом 4.3.7 ФИО5 52169-2012 установлено, что наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается.
В соответствии с п. 4.3.8 ФИО5 52169-2012 наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается.
Также в ходе проверки установлено, что около <адрес> расположена детская игровая площадка, которая не соответствует предъявляемым требованиям ФИО5 52169-2012 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», а именно зоны приземления ребенка не оборудованы ударопоглащающим покрытием; на качелях использованы жесткие элементы подвеса; в песочнице отсутствует достаточное количество песка; элементы оборудования из металла не защищены от коррозии, имеется ржавчина;
Произведен осмотр детской игровой площадки, расположенной около <адрес> в ходе которого установлено, что зоны приземления ребенка не оборудованы ударопоглащающим покрытием; на качелях использованы жесткие элементы подвеса.
Также установлено, что детское игровое оборудование, расположенное около домов № и № по <адрес> не соответствует требованиям законодательства, а именно зоны приземления ребенка не оборудованы ударопоглащающим покрытием; на качелях использованы жесткие элементы подвеса.
В нарушение требований п. 6.2. ФИО5 52301-2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт вышеперечисленного спортивного и игрового оборудования эксплуатантом (владельцем) надлежащим образом не осуществляется.
Кроме того, в нарушение требований п. 7.5. ФИО5 52301-2013 на всех вышеперечисленных площадках отсутствуют информационные таблички или доски, которые должны содержать правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; наименование и адрес эксплуатирующей организации, ФИО и номера телефонов ответственных за техническое состояние спортивной площадки, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования.
Указанные детские игровые и спортивные площадки не огорожены, доступ к игровому оборудованию имеет неопределенное количество граждан, в том числе, несовершеннолетних.
Ненадлежащее содержание детских площадок, несоответствие их требованиям ГОСТ могут привести к получению травм детьми, играющими на указанных детских площадках, повлечь иные неблагоприятные последствия для здоровья несовершеннолетних.
Согласно информации Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» земельные участки, по адресам: <адрес>; <адрес> 95, на которых располагается указанное игровое оборудование, не образованы, государственная собственность на данные земельные участки не разграничена.
Детская игровая площадка, расположенная по адресу: <адрес>, размещена в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:030209:78, зарегистрированные права в отношении указанного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Полномочия собственника в отношении спорного земельного участка осуществляет орган местного самоуправления в лице его исполнительно-распорядительного органа - администрации.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание земельного участка и детского игрового оборудования, расположенного на нем, являются администрация муниципального образования «<адрес>» и администрация <адрес> муниципального образования «<адрес>».
Указанные выше нарушения не допустимы, так как неограниченный доступ к такому игровому оборудованию создает угрозу безопасности жизни и здоровью детей. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности, поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой, к которой должно уделяться наиболее пристальное внимание.
Ненадлежащее содержание детских площадок, несоответствие их требованиям ГОСТ могут привести к получению травм детьми, играющими на указанных детских площадках, повлечь иные неблагоприятные последствия для здоровья несовершеннолетних.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на ответчиках администрации <адрес> МО «<адрес>» и администрации МО «<адрес>» лежит обязанность по принятию мер, направленных на включение в реестр муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» детских площадок, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, около <адрес>, в порядке, предусмотренном Положением о муниципальной казне муниципального образования "<адрес>", утвержденным решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 25-246.
Также поскольку судом установлено, что детское игровое и спортивное оборудование на детских площадках по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>, около <адрес>, находится в неисправном состоянии, что сторонами не оспаривается, суд приходит к выводу, что на ответчике - администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», как балансодержателя детских, спортивных, дворовых площадок на территории <адрес>, лежит обязанность привести в соответствие с требованиями законодательства указанное детское игровое и спортивное оборудование.
В связи с изложенным исковые требования о возложении на администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность привести в соответствие с требованиями законодательства детское игровое и спортивное оборудование, расположенное по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>, около <адрес>, удовлетворению не подлежат.
Также не подлежат удовлетворению требования заместителя прокурора района к ООО УК «Авангард» и ООО УК «Жилсервис», поскольку согласно данным представленным комитетом по управлению имуществом <адрес> спортивное и игровое оборудование по адресам: <адрес>, около <адрес> не находится на территории принадлежащей многоквартирному дому по указанному адресу. Относительно площадки по адресу: <адрес>, требования прокурором не предъявляются.
Доводы представителя администрации <адрес> МО «<адрес>», о том, что согласно реестру объектов (прилагается) по адресу: <адрес> оборудование имеется. По данным кадастровой карты площадка по адресу: <адрес>, находится на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030120:31, шляющимся придомовой территорией указанного дома. Управляющей компанией является ООО «УК Авангард». По данным кадастровой карты площадка по адресу: <адрес>, находится на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030209:44, являющимся придомовой территорией указанного дома. Управляющей компанией является ООО «Жилсервис». Таким образом, благоустройство придомовой территории и установка детской площадки в границах земельного участка относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений многоквартирных домов вправе самостоятельно организовать обустройство детской площадки на придомовой территории, при этом обязанность по её содержанию и обеспечению безопасности при использовании возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. По имеющимся в администрации района сведениям указанные выше детские площадки обустроены жильцами многоквартирных домов суд находит несостоятельными поскольку они противоречат ответу данному комитетом по управлению имуществом <адрес> на запрос прокурора района. Площадка по адресу: <адрес> предметом заявленных исковых требований не является.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>», администрацию муниципального образования "<адрес>" обязанность принять меры, направленные на включение в реестр муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» детского игрового и спортивного оборудования, расположенного по адресам: <адрес>;
<адрес>; <адрес>, около <адрес>.
Возложить на администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>» обязанность привести в соответствие с требованиями законодательства детское игровое и спортивное оборудование, расположенное по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, около <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «<адрес>» в части обязанности привести в соответствие с требованиями законодательства детское игровое и спортивное оборудование, расположенное по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, около <адрес>, отказать.
В удовлетворении требований заместителя прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Авангард», обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жилсервис» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Н. Еремина