Дело №2-2482/2023
УИД 18RS0003-01-2023-000311-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2023 г. г.Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска
в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Хариной О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панфилова А.А., действующего за несовершеннолетнюю Панфилову А.А., к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л
Панфилов А.А. обратился в суд в интересах несовершеннолетней Панфиловой А.А. с иском к Администрации г.Ижевска о предоставлении благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь. Исковые требования мотивированы тем, что Панфилов А.А. является законным представителем (отцом) ребенка-инвалида Панфиловой А.А, <дата> года рождения, имеющего заболевание, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Панфилова А.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> которое принадлежит на праве собственности Панфиловой Е.Г. Кроме Панфилова А.А., Панфиловой А.А., Панфиловой Е.Г. (его жены и матери Панфиловой А. в указанной квартире площадью 32,3 кв.м. проживает еще несовершеннолетняя дочь Панфилова К.А., <дата> года рождения.
Панфилов А.А. и члены его семьи (дочь Панфилова А.А, дочь Панфилова К.А., жена Панфилова Е.Г.) признаны Управлением ЖКХ Администрации г.Ижевска малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, однако, до настоящего времени жилое помещение Панфиловой А.А. не предоставлено.
В судебном заседании истец Панфилов А.А. поддержал исковые требования, уточнил размер жилого помещения – просил предоставить жилое помещение не менее 39,9 кв.м. из расчета Панфилова А.А., он как лицо, которое осуществляет за ней уход, и с учетом права на дополнительную площадь.
Представитель ответчика Берестов С.В, действующий по доверенности, в судебном заседании по существу иск не признал, пояснил, что с необходимыми медицинскими справками истец к ним не обращался.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Панфилов А.А. является законным представителем (отцом) ребенка-инвалида Панфиловой А.А, <дата> года рождения (л.д.16), имеющей заболевание, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, осуществляет за ней уход (л.д 7, 19, 20).
Панфилова А.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> которое принадлежит на праве собственности Панфиловой Е.Г. Кроме Панфилова А.А., Панфиловой А.А., Панфиловой Е.Г. (его жены и матери Панфиловой А.) в указанной квартире площадью 32,3 кв.м. проживает еще несовершеннолетняя дочь Панфилова К.А., <дата> года рождения (л.д.12).
Панфилов А.А. и члены его семьи (дочь Панфилова А.А, дочь Панфилова К.А., жена Панфилова Е.Г.) признаны Управлением ЖКХ Администрации г.Ижевска малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий (приказ Управления ЖКХ Администрации г.Ижевска от 17.12.2021 г. № 167/10-02 – л.д.8-10).
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В ч.2 ст.51 ЖК РФ установлено, что Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В постановлении Правительства РФ от 29.11.2012 г. № 987н указано, что в перечень хронических заболеваний, указанных в п.4 ч. 1 ст.51 ЖК РФ, входит <данные изъяты> Панфиловой А.А. (справка БУЗ УР «Детская городская поликлиника №6 МЗ УР» от 28.04.2023).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Панфилова А.А. является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч.4 ст.51 ЖК РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.51 ЖК РФ), что составляет в г.Ижевск 13,3 кв.м. (решение городской Думы г.Ижевска УР от 28.07.2005 г. № 349).
В соответствии с ч.2 ст.58 ЖК РФ Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч.7 ст.57 ЖК РФ).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав граждан указанных в ней категорий.
К такой категории граждан, как установлено судом, относится несовершеннолетняя Панфилова А.А., являющаяся ребенком-инвалидом, которая в силу малолетнего возраста и состояния здоровья нуждается в круглосуточном уходе и опеке, которые не могут быть обеспечены в случае её самостоятельного проживания.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. N 4-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в связи с жалобой ряда граждан указал, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (чч. 1 и 2 ст. 38).
Действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378), в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.
Исходя из изложенного выше, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. N 4-П признал п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Кроме того, Панфилов А.А. в иске ссылается на то, что Панфилова А.А. на основании постановления Правительства РФ № 991н от 30.11.2012 г. имеет право на дополнительную жилую площадь, т.к. имеет диагноз <данные изъяты> Справкой БУЗ УР «Детская городская поликлиника №6 МЗ УР» от 28.04.2023 подтверждено и право Панфиловой А.А. на дополнительную жилую площадь.
Таким образом, площадь жилого помещения, которое должно быть предоставлено Панфиловой А.А., составляет: 13,3х2 (норма предоставления на 2 человек – Панфилова А.А. и с учетом ее малолетнего возраста и нуждаемости в постоянном постороннем уходе на одного из родителей+ право на дополнительную площадь)= 39,9 кв.м.
Приведенными нормами на ответчика возложена обязанность по учету и предоставлению жилья нуждающимся лицам, в том числе, и при наличии у них тяжелых форм хронических заболеваний. В связи с этим исковые требования подлежат удовлетворению – в размере не менее 39,9 кв.м с учетом изложенных выше обстоятельств.
руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования Панфилова А.А., действующего за несовершеннолетнюю Панфилову А.А., к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Ижевска вне очереди предоставить в пользование Панфилова А.А., Панфиловой А.А. на условиях социального найма благоустроенное применительно к условиям г.Ижевска жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте г.Ижевска, размером общей площади не менее 39,9 кв.м.
На решение может быть подана апелляционные жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 июля 2023.
Председательствующий судья Кузнецова Н.В.