Производство№ 2-8913/2021
УИД 28RS0004-01-2021-012448-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щедриной О.С.,
при секретаре Данилове Е.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора МА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюпрокурора города Благовещенска, действующего в интересах ВС и несовершеннолетних ГГ, РГ, к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании права на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании включить в список граждан, жилые помещения которых признаны аварийными и подлежащими сносу в результате чрезвычайной ситуации, и предоставить выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска, действуя в интересах ВС и несовершеннолетних ГГ, РГ, обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в котором указал, что ВС вместе со своими несовершеннолетними детьми ГГ и РГ проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, принадлежащем на праве собственности истцу.
С 26.05.2021 г. в Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения указанному жилому дому был причинен вред, приведший к непригодности жилого дома для проживания, что установлено актом обследования от 03.09.2021 г.
Заключением межведомственной комиссии от 03.09.2021 г. жилой дом по ул. *** г. Благовещенска, признан аварийным и подлежащим сносу.
Уведомлением Министерства социальной защиты Амурской области от 27.09.2021 г. ВС и членам ее семьи отказано в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ввиду того, что несовершеннолетним ГГ и РГ принадлежат по 1/4 доли каждому в праве собственности на иное жилое помещение, расположенное по адресу: ***, общей площадью 11,3 кв.м.
Вместе поскольку размер принадлежащих несовершеннолетним детям долей в указанном жилом помещении (2,8 кв.м. на каждого) меньше установленной постановлением мэра г. Благовещенска от 12.04.2005 г. № 977 нормы предоставления жилого помещения, выделение долей жилого помещения в натуре не представляется возможным, что свидетельствует о невозможности использования помещения для проживания.
На основании изложенного, просит суд:
- признать за ВС ГГ, РГ право на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в результате признания жилого помещения, расположенного по адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу, предусмотренной Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 г. № 596;
- обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить ВС, ГГ, РГ в список граждан, жилые помещения которых признаны аварийными и подлежащими сносу в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области в соответствии с Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 г. № 596;
- обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ВС, ГГ, РГ выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
- обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивала.
Истец ВС, представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, а также представители третьих лиц – администрации г. Благовещенска, Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Главного управления МЧС России по Амурской области, третье лицо ГГ - будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в него не явились. Представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Остальные лица о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в их отсутствие не представили, своей позиции по заявленным требованиям не выразили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, при состоявшейся явке.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ВС на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 51,5 кв.м., расположенный по адресу: ***
Согласно акту обследования помещения от 03.09.2021 г. № 55 и заключению от 03.09.2021 г. № 55 Городской межведомственной комиссией выявлены основания для признания жилого помещения по адресу: ***, непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации вследствие поднятия воды на 0,1 выше уровня пола – намокание фундамента и гниль, нарушена вертикальность стен, просадка пола, повреждения внутренней отделки помещения, повреждения печи, прогиб перекрытия.
В этой связи, ВС обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении ей и ее несовершеннолетним детям ГГ и РГ выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Уведомлением от 27.09.2021 г. № 06-25/9089 Министерство социальной защиты населения Амурской области отказало истцу и членам ее семьи в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на том основании, что в собственности у несовершеннолетних ГГ и РГ имеется жилое помещение, расположенное по адресу: ***, сведения о непригодности для проживания которого не представлены.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 г. № 94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает территорию, в том числе г. Благовещенска и Благовещенского района.
В соответствии с Постановлением администрации г. Благовещенска от 22.06.2021 г. № 2330 на территории г. Благовещенска был установлен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Порядок условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации и в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи устанавливается законодательством Российский Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. «б», п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.10.2019 г. № 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями», трансферты предоставляются на следующие цели - предоставление выплат гражданам, указанным в подп. «г» п. 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Согласно п. 1.3 Постановления Правительства Амурской области от 22.10.2019 г. № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области» (далее - Правила от 22.10.2019 г. № 596), право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
В соответствии с п. 1.4 названных Правил выплаты, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.
Согласно п. 1.6 Правил от 22.10.2019 г. № 596 размер выплаты на приобретение или строительство жилого помещения рассчитывается исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Амурской области, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на дату утверждения губернатором области перечней в соответствии с п. 4 Федеральных правил.
В соответствии с положениями ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
В силу ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Из смысла вышеназванных норм права, следует, что выплата на приобретение или строительство жилого помещения осуществляется в случае отсутствия в собственности лица жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Гражданские права и обязанности в соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникают, в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как установлено судом и подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости, в собственности ВС иные жилые помещения отсутствуют, за ГГ и РГ зарегистрировано право собственности на 1/4 долю за каждым в жилом помещении, расположенном по адресу: Амурская ***, комната 6, площадью 11,3 кв.м.
Постановлением мэра г. Благовещенска от 12.04.2005 г. № 977 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. на одного члена семьи.
Учитывая, что площадь долей в жилом помещении, принадлежащих несовершеннолетним ГГ и РГ, равна 5,65 кв.м. (по 2,8 кв.м. каждому), то есть менее установленной учетной нормы, суд считает, что принадлежащие несовершеннолетним доли в праве общей собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская ***, комн. 6, невозможно использовать по целевому назначению (для проживания несовершеннолетних) ввиду их незначительности и невозможности выделения в натуре.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, оценив их также на предмет относимости и допустимости, как того требуют положения ст.ст.59,60 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт того, что на момент введения в действие чрезвычайной ситуации введенной Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 г. № 94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» в собственности ВС и несовершеннолетних ГГ и РГ не имелось иных пригодных для постоянного проживания жилых помещений.
Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты называемых "социально не защищенных" категорий граждан, перечисленных в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в том числе в области материнства и детства.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Доказательств необходимости ограничения прав и свобод истцов на получение мер социальной поддержки, как пострадавших от чрезвычайной ситуации в целях достижения названных публичных интересов и указания на такую возможность в федеральном законе, материалы дела не содержат.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что стороной истца представлено достаточно доказательств тому, что решение Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении ВС и членам ее семьи выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, оформленное в виде уведомления от 27.09.2021 г. № 06-25/9089, принято по формальным основаниям, не связанным с действительными обстоятельствами причинения истцам вреда, нарушения их права собственности пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, являющегося, по существу единственным жильем для истцов, что фактически умаляет права истцов на получение мер социальной поддержки.
Принимая во внимание, что материалами дела подтвержден факт того, что находящееся в собственности ВС жилое помещение по адресу: Амурская ***, пострадало в период чрезвычайной ситуации и признано непригодным для проживания, в связи с чем, отказом органа государственной власти субъекта РФ в предоставлении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения существенно нарушаются права истца и членов ее семьи на защиту от чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о необходимости признания за ВС и несовершеннолетними ГГ и РГ права на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в результате признания жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская ***, непригодным для проживания, предусмотренной Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденными постановлением правительства Амурской области от 22.10.2019 г. № 596.
В соответствии с п. 10 Правил от 22.10.2019 г. № 596 в течение 5 рабочих дней со дня принятия комиссией решения о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения министерств формирует список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результат чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области, по форме согласно приложению № 3 к Федеральным правилам (далее - Список) и направляет его на согласование в территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Росреестра в соответствии с пунктом 18 Федеральных правил. В течение 3 рабочих дней со дня получения сведений о согласовании Списка от всех согласующих в соответствии с абзацем первым настоящего пункта органов министерство представляет его губернатору Амурской области на утверждение.
Таким образом, исходя из того, в ходе рассмотрения дела установлено наличие совокупности предусмотренных Правилами от 22.10.2019 г. № 596 условий, позволяющих получить истцу компенсационные выплаты, суд считает необходимым возложить на Министерство социальной защиты населения Амурскойобласти обязанность включить ВС, ГГ, РГ в список граждан, жилые помещения которых признаны аварийными и подлежащими сносу в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области в соответствии с Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденными постановлением правительства Амурской области от 22.10.2019 г. № 596.
Согласно п. 2.16 Правил от 22.10.2019 г. № 596 средства выплаты на приобретение или строительство жилого помещения перечисляются министерством на специальный счет заявителя в течение 5 рабочих дней со дня получения министерством от заявителя документов и сведений, указанных в п. 2.11 настоящих Правил.
На основании изложенного, суд считает необходимым возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести ВС, ГГ, РГ выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая срочность государственной помощи, оказываемой пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Благовещенска, действующего в интересах ВС и несовершеннолетних ГГ, ГГ– удовлетворить.
Признать за ВС, ГГ, РГ право на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в результате признания жилого помещения, расположенного по адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу, предусмотренной Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить ВС, ГГ, РГ в список граждан, жилые помещения которых признаны аварийными и подлежащими сносу в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области в соответствии с Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ВС, ГГ, РГ выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.С. Щедрина
В окончательной форме решение изготовлено 09.11.2021 г.