Санкт-Петербург
Дело № 2-548/22 24 января 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации,
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга, в составе
председательствующего судьи И. В. Яровинского,
при секретаре Н. Н. Залетовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по иску Жебова И. Г. к МА МО «Шувалово-Озерки», администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Предъявив иск к ответчику МА МО «Шувалово-Озерки», истец указывал, что 10.09.2020, около 15 часов, истец поставил свой автомобиль «Форд», регистрационный знак №, у <адрес>, без нарушения правил стоянки, в обычном для истца месте;
в тот же день, около 18 часов, истец обнаружил значительные повреждения автомобиля, обусловленные падением дерева;
постановлением от 13.09.2020 в возбуждении уголовного дела по факту повреждения автомобиля было отказано, с указанием на то, что автомобиль был поврежден упавшим деревом;
в соответствии с выполненным по заказу истца заключением № 18047 от 11.09.2020 специалиста ООО «Северо-западный региональный центр независимых экспертиз», стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила 400 389 рублей;
из ответов от 31.10.2020, 26.12.2020 ответчика – администрации Выборгского района Санкт-Петербурга следует, что упавшее дерево находилось в аварийном состоянии, и подлежало немедленному сносу; зеленые насаждения, в состав которых входило упавшее дерево, относятся к ведению ответчика – МА МО «Шувалово-Озерки»;
с учетом привлечения к участию в деле, в качестве соответчика, администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, требования истца следует считать солидарными.
Ссылаясь на указанное, истец просил взыскать с ответчиков:
возмещение ущерба, в размере 400 389 рублей;
возмещение расходов по оплате услуг по составлению заключения, в размере 6 000 рублей;
возмещение расходов по оплате оформления доверенности, в размере 1 940 рублей;
возмещение расходов по оплате услуг представителя, в размере 40 000 рублей.
В отзыве ответчик МА МО «Шувалово-Озерки» против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на следующее:
В соответствии с п. п. 9 п. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", в полномочия органов местного самоуправления входит организация благоустройства территории муниципального образования, в соответствии с законодательством в сфере благоустройства, включающая, в том числе:
содержание, в том числе – уборку, территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения (включая элементы благоустройства), защита зеленых насаждений на указанных территориях;
содержание внутриквартальных территорий, в части обеспечения ремонта покрытий, расположенных на внутриквартальных территориях, и проведения санитарных рубок (в том числе, удаление аварийных, больных деревьев и кустарников) на территориях, не относящихся к территориям зеленых насаждений в соответствии с законом Санкт-Петербурга;
порядок проведения санитарных рубок регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2008 N 743 "О Порядке рубки и(или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге";
согласно п. 1.1 Порядка, он определяет порядок рубки (или) пересадки а также – любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, расположенных, в том числе, на территориях зеленых насаждений общего пользования, а также на земельных участках, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, или на земельных участках, собственность на которые не разграничена;
рубка или пересадка производится на основании специального разрешения – порубочного билета, выдаваемого Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга;
перед получением порубочного билета должно быть проведено обследование зеленых насаждений;
согласно п. 2.2 Порядка, порядок проведения обследования зеленых насаждений, по результатам которого производятся санитарные рубки, реконструкция зеленых насаждений, а также – удаление аварийных, больных деревьев и кустарников, утверждается Комитетом;
распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 22.01.2014 № 5-р утвержден Порядок проведения обследования зеленых насаждений, по результатам которого производятся санитарные рубки (в том числе – удаление аварийных, больных деревьев и кустарников), согласно которому обследование зеленых насаждений организуется по письменным обращениям физических и юридических лиц, которые несут бремя содержания соответствующих зеленых насаждений;
в соответствии с абзацем 3 п. 7 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга относится только содержание территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, за счет средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга; исчерпывающий перечень таких территорий зеленых насаждений содержится в приложении 4 к Закону Санкт-Петербурга от 08.10.2007 N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования";
таким образом, к полномочиям муниципальных образований Санкт-Петербурга не относится бремя содержания иных территорий зеленых насаждений, которые не установлены Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", а потому и бремя содержания зеленых насаждений, произрастающих на таких территориях;
упавшее на автомобиль истца дерево произрастало на территории, входящей в состав земель общего пользования (и не относящейся к территориям зеленых насаждений общего пользования местного значения), на участке, находящемся в собственности Санкт-Петербурга; не стояло на балансе местной администрации, в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения не входит;
в соответствии с п. 3.10.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга",
содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, относятся к полномочиям администрации района Санкт-Петербурга;
таким образом, бремя содержания зеленых насаждений на территории. Где произрастало упавшее на автомобиль истца дерево, лежит на администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, которая и является надлежащим ответчиком по данному делу;
администрация Выборгского района Санкт-Петербурга была обязана инициировать обследование зеленых насаждений на данном земельном участке Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга, и выдачу местной администрации порубочного билета, в случае признания того или иного дерева подлежащим санитарной рубке (в том числе – удаление аварийных, больных деревьев и кустарников), тем самым, предотвратить падение дерева на автомобиль истца и причинение ущерба;
доказательства аварийности упавшего дерева, и, следовательно, необходимости санитарной рубки, в материалах дела отсутствуют.
В отзыве ответчик – администрация Выборгского района Санкт-Петербурга указывала, что не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому иску, поскольку:
зеленые насаждения, растущие во дворе у <адрес>, не относятся к зеленым насаждениям общего пользования, так как не утверждены Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2007 N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования";
вместе с тем, в соответствии с п. п. 9 п. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", содержание внутриквартальных территорий, в части обеспечения ремонта покрытий, расположенных на внутриквартальных территориях, и проведения санитарных рубок (в том числе – удаление аварийных, больных деревьев и кустарников) на территориях, не относящихся к территориям зеленых насаждений в соответствии с Законом Санкт-Петербурга, относится к полномочиям внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга;
согласно п. 1.7 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, внутриквартальная территория – территория, расположенная за границами красных линий внутри квартала, а в случае отсутствия красных линий – ограниченная по периметру многоквартирными домами, включая газон по периметру многоквартирного дома (границами земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома), и (или) общественными зданиями, находящаяся в общем пользовании граждан, и обеспечивающие ее функционирование внутриквартальные проезды, подходы к зданиям, газоны, ограждения и другие элементы благоустройства;
таким образом, территория у <адрес> на которой произрастало упавшее дерево, относится к внутриквартальной территории, и ответственность за его содержание несет местная администрация.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал; представитель ответчиков против удовлетворения обращенных к своим доверителям требований возражали, поддержав доводы отзывов.
Третьи лица – ООО «Жилкомсервис № 1 Выборгского района», Комитет финансов Санкт-Петербурга, представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 2 той же статьи, под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п. 2 той же статьи, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно абзацу 3 пункта 7 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", содержание территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения производится органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга за счет средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относятся: озеленение территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, в том числе организацию работ по компенсационному озеленению, осуществляемому в соответствии с законом Санкт-Петербурга, содержание, включая уборку, территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, в том числе расположенных на них элементов благоустройства, ремонт объектов зеленых насаждений и защиту зеленых насаждений в границах указанных территорий; проведение паспортизации территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения на территории муниципального образования, включая проведение учета зеленых насаждений искусственного происхождения и иных элементов благоустройства, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования местного значения; организация санитарных рубок, а также удаление аварийных, больных деревьев и кустарников в отношении зеленых насаждений общего пользования местного значения; создание (размещение) объектов зеленых насаждений на территориях зеленых насаждений общего пользования местного значения.
В соответствии с п. 2 Раздела I Порядка проведения обследования зеленых насаждений, по результатам которого производятся санитарные рубки (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников), утвержденным распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 22.01.2014 N 5-р, целью обследования зеленых насаждений является выявление зеленых насаждений, которые подлежат санитарной рубке.
П. 6 Раздела II данного Порядка предусматривает, что обследование зеленых насаждений производится по визуальным признакам: по качественному состоянию зеленых насаждений; по наличию отклонений в развитии, положении, строении ствола и кроны; по наличию и степени поражения опасными инфекционными болезнями и вредителями; по наличию признаков аварийности.
В соответствии с п. 7 Раздела II Порядка, по результатам проведения визуального обследования зеленых насаждений принимается одно из следующих решений: решение о необходимости проведения санитарной рубки; решение о необходимости проведения санитарной рубки с возможностью замены санитарной рубки на санитарно-оздоровительные мероприятия в случаях, предусмотренных пунктом 7.2 Порядка; решение об отсутствии необходимости проведения санитарной рубки зеленых насаждений, в отношении которых проводилось обследование.
Применительно к рассматриваемому случаю, факт падения дерева 10.09.2020 на принадлежащий истцу автомобиль «Форд», регистрационный знак №, у <адрес>, с достаточной полнотой и достоверностью подтвержден постановлением от 13.09.2020 об отказе в возбуждении уголовного дела.
Согласно заключению № 18047 от 17.09.2020, выполненному специалистом ООО «Северо-западный региональный центр независимых экспертиз», стоимость восстановительного ремонта принадлежащего истцу автомобиля «Форд», регистрационный знак №, применительно к последствиям падения дерева, составила 400 389 рублей.
Названное заключение ответчиками не опровергнуто, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" соответствует, и принято судом в качестве достоверного доказательства размера причиненного истцу ущерба.
При таких обстоятельствах, суд находит, что, в силу прямого указания ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", именно МА МО «Шувалово-Озерки» должна была своевременно выявить и ликвидировать аварийное дерево, падение которого повредило автомобиль истца.
Следовательно, с ответчика МА МО «Шувалово-Озерки», за счет средств казны муниципального образования, в пользу истца взыскивается возмещение ущерба, в размере 400 389 рублей, возмещение судебных расходов по оплате заключения, в размере 6 000 рублей,
В силу ст. 98 ГПК РФ, ст. 333-19 НК РФ, с ответчика МА МО «Шувалово-Озерки» в пользу истца взыскивается возмещение расходов по уплате государственной пошлины, в размере 5 935 рублей 76 копеек, а также, с учетом разумных пределов, предусмотренных ст. 100 ГПК РФ, возмещение расходов по оплате услуг представителя, в размере 25 000 рублей, включая сюда и расходы на оформление доверенности.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░-░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ «░░░░░░░░-░░░░░░», ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 400 389 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 5 935 ░░░░░░ 76 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 25 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ 04.03.2022