Дело № 2-1190/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2023 года пос. ж. д. ст. Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л. В.,
с участием помощника прокурора Артамонова М. Н.,
представителя ответчика - главы Хакимуллина Р. Р.,
при секретаре Галлямовой Э.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в зале № гражданское дело по исковому заявлению Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,
установил:
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в обоснование указав следующее.
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании сведений, представленных Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (долее Приволжское управление Ростехнадзора), проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в деятельности Исполнительного комитета <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет).
Установлено, что на территории <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан расположено одно ГТС в <адрес> (кадастровый №, находящееся в собственности <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан. Однако проведенной проверкой выявлено, что Исполнительным комитетом поселения не принимаются достаточные меры по обеспечению его безопасности, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Так, природоохранной прокуратурой установлено невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон «О безопасности ГТС»); постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений»; Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение вышеуказанных требований органом местного самоуправления поселения не исполнены следующие обязанности собственника ГТС:
- обеспечить проведение регулярных обследований ГТС (ст. 9 Федерального закона «О безопасности ГТС»);
- произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений (ст. 8 Федерального закона «О безопасности ГТС»; п. 4 ст. 3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»).
На основании выявленных нарушений действующего законодательства в адрес Исполнительного комитета ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона.
Однако указанное в акте прокурорского реагирования требование о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений до настоящего времени органом местного самоуправления поселения не исполнено.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О безопасности ГТС» обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. И Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, ущемляет права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просит обязать Исполнительный комитет <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность ГТС (кадастровый №), а именно в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
- провести регулярное обследование ГТС;
- произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;
- при подтверждении актом регулярного обследования необходимости декларирования безопасности ГТС обеспечить представление декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11200 № 1892 «О декларировании безопасностей гидротехнических сооружений».
В судебном заседании помощник Казанского межрайонного природоохранного прокурора Артамонов М. Н. иск поддержал.
Представитель ответчика Исполнительного комитета <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в лице главы Хакимуллин Р. Р. иск признал.
Представитель третьего лица Приволжского управления Федерально службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явился, извещен.
В силу ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд признание представителем ответчика Исполнительного комитета <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в лице главы Хакимуллиным Р. Р. иска принимает, это прав и интересов участников дела, других лиц не нарушает, требованиям законодательства не противоречит, иск основан на требованиях Федеральных законов и на материалах дела.
Таким образом, имеются все основания для вынесения судом решения об удовлетворении иска Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
Признание иска представителем ответчика Исполнительного комитета <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в лице главы Хакимуллиным Р. Р. принять.
Иск Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет <адрес> Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность гидротехнического сооружения (кадастровый №), а именно в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
- провести регулярное обследование ГТС;
- произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;
- при подтверждении актом регулярного обследования необходимости декларирования безопасности ГТС обеспечить представление декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11200 № «О декларировании безопасностей гидротехнических сооружений».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со изготовления полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Полное мотивированное решение изготовлено 16 августа 2023 года.
Судья: подпись
Копия верна, подлинное решение подшито в деле № 2-1190/2023 находящемся в производстве Высокогорского районного суда Республики Татарстан:
Судья: Л. В. Кузнецова