Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 октября 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1834/2019 по административному исковому заявлению Шепелева В.В., Новичкова В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
с участием представителя административных истцов по доверенности Паладьева М.А.,
у с т а н о в и л:
Шепелев В.В., Новичков В.А. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4030 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2016 года в размере 4 396 730 рублей.
В обоснование заявленных требований Шепелев В.В., Новичков В.А. указали, что являются сособственниками названного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков земельного налога.
В судебном заседании Паладьев М.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представила письменные пояснения.
Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Шепелевым В.В., Новичковым В.А.. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Шепелеву В.В., Новичкову В.А. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4030 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под нежилые строения и прилегающую территорию, расположенного по адресу ориентира: <адрес>.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 28 апреля 2016 года в размере 8 495 441 рубль 50 копеек.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административные истцы, являясь сособственниками указанного выше земельного участка, имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, 12 сентября 2019 года Шепелев В.В., Новичков В.А. обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административные истцы представили отчет об оценке рыночной стоимости №, выполненный 02 сентября 2019 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Логика» ФИО1
Указанным отчетом рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 28 апреля 2016 года в размере 4 396 730 рублей. Согласно статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 28 апреля 2016 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.
Отчет содержит сведения о заказчике и оценщике, о допущениях и ограничительных условиях, использованных при проведении оценки, о применяемых стандартах оценочной деятельности, принципах оценки.
Наиболее эффективным использованием земельного участка оценщик признал его использование в качестве производственно-складского объекта.
Определение величины рыночной стоимости произведено в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж.
В рамках сравнительного подхода оценщиком отобрано 4 объекта-аналога – земельные участки под промышленную застройку, расположенные в г. Самара, площадью от 1000 кв. м до 20000 кв. м., т.е. сопоставимые по ценообразующим факторам с объектом оценки. Описание объектов-аналогов приведено на странице 39 отчета.
Оценщиком выбраны элементы сравнения и по каждому из них выявлены отличия объекта оценки с объектами-аналогами.
Вводя для сглаживания различий между объектом оценки и объектами-аналогами корректировки на местоположение, на площадь, торг, учитывая все допущения и ограничительные условия, оценщик определил рыночную стоимость спорного земельного участка в рамках сравнительного подхода в размере 4 396 730 рублей.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2016 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка в размере, определённом отчетом об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 12 сентября 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Шепелева В.В., Новичкова В.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4030 кв. м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2016 года в размере 4 396 730 рублей.
Датой обращения Шепелева В.В., Новичкова В.А. в суд считать 12 сентября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 4 октября 2019 года.