Решение по делу № 2-266/2021 ~ М-256/2021 от 19.05.2021

                                                                                                             Дело № 2-266/2021

УИД 74RS0033-01-2021-000367-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз                                                                        15 июня 2021 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретаре Юдиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Нагайбакского района Челябинской области Батраева Юрия Ивановича в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

и.о. прокурора Нагайбакского района Челябинской области Батраев Ю.И. обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» Нагайбакского района Челябинской области (далее МДОУ «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз»), администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, о возложении обязанности по оборудованию здания МДОУ «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, с. Фершампенуаз, ул. Блюхера, д. 40, автоматической пожарной сигнализации, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а при недостаточности средств у учреждения возложить данную обязанность на администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка требований безопасности в дошкольной образовательной организации, в ходе которой выявлено, что имеющаяся система автоматической пожарной сигнализации эксплуатируется ответчиком с превышением срока службы более 10 лет. Данные обстоятельства свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья воспитанников и сотрудников. Администрация Нагайбакского муниципального района является учредителем МДОУ «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» и несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности денежных средств.

В судебном заседании прокурор Нагайбакского района Васильев Б.С. поддержал требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласился.

Представитель ответчика администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области, представитель третьего лица отдела образования, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.

Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) закрепляет, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора, а также признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 3 и 6 Конвенции).

Конституция Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находятся под защитой государства (ст.ст. 2, 18, 20, 38, 41).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности также относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абз. 2 ст. 1); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абз. 4 ст. 1); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абз. 5 ст. 1).

В соответствии со ст. 54 Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ) системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

В соответствии с положениями ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» основные технические средства пожарной автоматики должны иметь средний кросс службы не менее 10 лет.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Пунктом 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены особенности правового положения казенных учреждений. Согласно п. 1 этой статьи казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7).

Судом установлено, что МДОУ «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» является дошкольной образовательной организацией, предметом деятельности которой является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Свою образовательную деятельность осуществляет в здании по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, с. Фершампенуаз, ул. Блюхера, д. 40.

Правовой статус МДОУ «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» усматривается из его Устава, согласно которому она является некоммерческой организацией, казенным учреждением. Учредителем является Нагайбакский муниципальный район, полномочия учредителя осуществляет администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области (п. 1.2, 1.3, 1.6 Устава).

В ходе проведенной прокуратурой Нагайбакского района проверки на предмет соблюдения требований безопасности в образовательной организации установлено, что система автоматической пожарной сигнализации эксплуатируется в здании МДОУ «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» с превышением срока службы более 10 лет.

Собственником здания является муниципальное образование Нагайбакский муниципальный район. Здание принадлежит образовательной организации на ограниченном вещном праве оперативного управления, полномочия собственника реализуются администрацией района.

Данные обстоятельства подтверждается материалами дела и не оспаривались представителем образовательной организации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что МДОУ «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» и администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области допустили ненадлежащее исполнение своих обязанностей по выполнению требований пожарной безопасности, не обеспечив здание образовательной организации системой автоматической пожарной сигнализации, не превышающей установленного срока службы.

Отсутствие в здании такой системы автоматической пожарной сигнализации не обеспечивает защищенность детей, их родителей (законных представителей) и работников организации от пожаров, эффективное управление и безопасную эвакуацию людей при пожаре, что свидетельствует о наличии угрозы их жизни и здоровью, и с учетом особой уязвимости несовершеннолетних детей, находящихся в таком месте их массового скопления, выявленные нарушения приводят к недопустимому риску для их безопасности, и требуют принятие мер по восстановлению безопасных условий обучения.

Суд считает, что срок, в который прокурор просит устранить выявленные нарушения, является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» Нагайбакского района Челябинской области, а при недостаточности средств у данного учреждения - на администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области, обязанность по оборудованию здания муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 с. Фершампенуаз» Нагайбакского района Челябинской области, расположенного по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, с. Фершампенуаз, ул. Блюхера, д. 40, автоматической пожарной сигнализацией, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года.

2-266/2021 ~ М-256/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нагайбакского района
Ответчики
администрация Нагайбакского района
МДОУ "Детский сад № 1 с. Фершампенуаз
Другие
Отдел образования администрации Нагайбакского муниципального района
Судья
Бикбова Мария Архиповна
Дело на сайте суда
nagaib--chel.sudrf.ru
19.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2021Дело оформлено
19.07.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее