Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1208/2023 от 05.07.2023

Дело № 2-1208/2023

61RS0013-01-2023-002336-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2023 года                             г. Красный Сулин,

Ростовской области

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи        Мищенко Е.В.,

при секретаре                 Орловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области к Ворона Татьяне Юрьевне, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной справки об <данные изъяты> и выписки из акта медицинского освидетельствования

у с т а н о в и л:

истец обратился в Гуковский городской суд с настоящим иском к Ворона Т.Ю. и ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО" Министерства труда и социальной защиты РФ по тем основаниям, что 18.03.2016 Ворона Т.Ю. обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), затем 10.05.2016 Ворона Т.Ю. обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии <данные изъяты> предоставив справку <данные изъяты> и выписку из акта освидетельствования гражданина, <данные изъяты> серии МСЭ-2015 от 14.03.2016, выданные Бюро филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО", согласно которым Ворона Т.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об <данные изъяты> и обоснованности получения социальных выплат, установлено, что в Единой автоматизированной вертикально интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с 2014 года, данные о прохождении медико-социальной экспертизы Ворона Т.Ю. отсутствуют, также, как и медико-экспертная документация на бумажном носителе, в связи с чем, Главное бюро МСЭ не имеет возможности подтвердить факт <данные изъяты> Таким образом, отсутствуют объективные данные, подтверждающие прохождение Ворона Т.Ю. медико-социальной экспертизы. Просит суд признать недействительной с момента выдачи справку об <данные изъяты> МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, <данные изъяты> серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО", согласно которым Ворона Т.Ю. <данные изъяты>

Определением Гуковского городского суда Ростовской области от 08.06.2023 дело передано по подсудности в Красносулинский районный суд Ростовской области.

В судебное заседание стороны не явились, истец и ответчик ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о слушании дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.

В судебное заседание ответчик Ворона Т.Ю. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом (л.д.75), с ходатайством об отложении слушания дела в суд не обращалась, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95 (действовавшими до 30.06.2022).

В соответствии с п. 2, п. 3 указанных Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно п. п. 5 и 6 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Классификация и критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1024н (действовавшим до 31 декабря 2019).

Согласно п. 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункт 19 Правил).

В соответствии с пунктом 28 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н (действовавшим до 13.06.2021), для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность гражданина (возможна копия) и заявления о предоставлении государственной услуги.

Кроме того, пунктом 31 Административного регламента установлено, что для проведения медико-социальной экспертизы также необходимо предоставить направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, либо справку об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.

Необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы условием, является выдача направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.

Пунктом 13 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Закона N 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона N 181-ФЗ Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 18.03.2016 Ворона Т.Ю. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда России с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

10.05.2016 Ворона Т.Ю. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В числе документов, представленных для назначения единовременной денежной выплаты и <данные изъяты> Ворона Т.Ю. представлена Справка об <данные изъяты> и Выписка из акта освидетельствования гражданина, <данные изъяты> серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которым Ворона Т.Ю. с <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ Ворона Т.Ю. назначена трудовая <данные изъяты> а с 18.03.2016 - ежемесячная денежная выплата.

В рамках проведения проверки законности получения социальных выплат, территориальным органом Пенсионного фонда России получен ответ на из ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Минтруда РФ от 07.09.2020 , согласно которому в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС), используемой с января 2014 года при проведении МСЭ, и в бумажном архиве бюро – филиала Учреждения сведения о проведении медико-социальной экспертизы, в том числе Ворона Т.Ю. – отсутствуют.

Из сообщения ГБУ РО «ЦГБ» <адрес> следует, что Ворона Т.Ю. на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы не направлялась.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес> сообщил, что Ворона Т.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обращалась за медицинской помощью в рамках ОМС в медицинские организации, лечение проходила только амбулаторно.

Как следует из отзыва на исковое заявление, ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России не располагает сведениями о направлении Ворона Т.Ю. для проведения медико-социальной экспертизы в 2016 году, и о прохождении 14.03.2016 медико-социальной экспертизы в бюро – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России. Отсутствуют сведения о ней и в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС), функционирующей с 2014 года.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что правила прохождения медико-социальной экспертизы Ворона Т.Ю. нарушены.

Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Каких-либо относимых и допустимых доказательств в опровержение указанных обстоятельств в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком Ворона Т.Ю. суду представлено не было.

В ходе судебного разбирательства ходатайство о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы для подтверждения наличия критериев для установления второй группы инвалидности Ворона Т.Ю. не заявлялось.

Медицинские документы ответчика Ворона Т.Ю. и индивидуальная программа реабилитации (ИПРА), которые могли бы подтвердить наличие у неё заболевания, являющегося основанием для <данные изъяты> без указания срока переосвидетельствования - суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что отсутствие указанных документов, отсутствие направления на медико-социальную экспертизу или отказа в таком направлении, а также документов, подтверждающих прохождение МСЭ (акты и протоколы проведения МСЭ) подтверждают выводы о незаконном получении Ворона Т.Ю. справки МСЭ.

После приостановления, а затем и прекращения выплат <данные изъяты>, Ворона Т.Ю. повторное медицинское освидетельствование не проходила, доказательств наличия у неё заболевания, свидетельствующего о необходимости и обоснованности <данные изъяты> суду не представила.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

Поскольку истец и ответчик ФКУ «Главное бюро МСЭ по РО» освобождены от уплаты госпошлины, суд в соответствии со ст.103 ГПК РФ, взыскивает с ответчика Ворона Т.Ю. в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить.

Признать недействительными с момента выдачи справку серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта освидетельствования гражданина, <данные изъяты> серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты РФ (ОГРН 1046163025710) об установлении Ворона Татьяне Юрьевне (СНИЛС ) <данные изъяты>

Взыскать с Ворона Татьяны Юрьевны в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Мищенко

Мотивированное решение изготовлено 18.08.2023.

2-1208/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской федерации
Ворона Татьяна Юрьевна
Суд
Красносулинский районный суд Ростовской области
Судья
Мищенко Елена Владимировна
Дело на сайте суда
krasnosulinsky--ros.sudrf.ru
05.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.07.2023Передача материалов судье
07.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2023Подготовка дела (собеседование)
21.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2023Дело оформлено
16.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее