ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Злобина Н.Е. Дело № 7-36/2021
РЕШЕНИЕ
18 февраля 2021 года город Липецк
Судья Липецкого областного суда Захаров Н.И., рассмотрев жалобу УУП ОП № 3 УМВД России по г. Липецку Лежникова В.А. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 11 декабря 2020 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Орлова С.С.,
УСТАНОВИЛ:
17 ноября 2020 года УУП ОП № 3 УМВД России по г. Липецку Лежниковым В.А. в отношении Орлова С.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно протоколу, 17 ноября 2020 года в 15 часов 55 минут Орлов С.С. находился в общественном месте по адресу: <адрес>, не использовал маску, закрывающую рот и нос, чем нарушил распоряжение администрации Липецкой области от 10 марта 2020 года № 102-р «О введении режима повышенной готовности на территории Липецкой области», пункт 1, подпункты «а» и «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», абзац 2 подпункта 1.6.5 пункта 1.6 постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области».
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 11 декабря 2020 года производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, УУП ОП № 3 УМВД России по г. Липецку Лежников В.А. просит восстановить срок на подачу жалобы и отменить постановление, настаивая на виновности Орлова С.С. и наличия в деле оснований для привлечения его к административной ответственности.
В жалобе критикуется вывод судьи об отсутствии обязанности граждан использовать защитные маски в общественных местах без массового скопления людей. При этом определяющее значение придается буквальному содержанию абзаца 2 подпункта 1.6.5 пункта 1.6 постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 № 159, обязывающего граждан при нахождении в общественных местах использовать маски, закрывающие рот и нос.
В судебное заседание участники производства по настоящему делу об административном правонарушении не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом и своевременно, причину неявки не сообщили.
Коль скоро в материалах дела отсутствуют доказательства получения должностным лицом Лежниковым В.А. копии постановления от 11 декабря 2020 года ранее чем 31 декабря 2020 года, то срок на подачу жалобы, отправленную в суд 11 января 2021 года, считается непропущенным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020года №417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением администрации Липецкой области от 10 марта 2020 года № 102-р в связи с угрозой распространения на территории Липецкой области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением администрации Липецкой области от 31 августа 2012 года № 358 «О Липецкой территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и признании утратившим силу некоторых постановлений администрации Липецкой области» с 10 марта 2020 года на территории Липецкой области введен режим повышенной готовности.
Постановлением администрации Липецкой области от 26 марта 2020года №159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области» (в редакции по состоянию на 17 ноября 2020 года) приняты следующие дополнительные меры по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV):
- возложена обязанность на граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
- возложена обязанность на органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию);
- возложена обязанность на граждан с 9 мая 2020 года при нахождении в общественных местах использовать маски, закрывающие нос и рот (подпункты 1, 2 подпункта 1.6, второй абзац подпункта 1.6.5 пункта 1.6).
Как видно из материалов дела, Орлову С.С. вменялось нахождение на улице по адресу: <адрес>, без использования маски, закрывающей рот и нос.
Вывод судьи об отсутствии состава административного правонарушения является правильным, и он основан на системном толковании нормативных актов, с учетом их действительного смысла.
Исходя из содержания приведенных выше норм, возложение на граждан обязанностей использовать в общественных местах защитные маски, а также соблюдать социальную дистанцию до других граждан, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, связано с необходимостью исключения или минимизации рисков заражения новой коронавирусной инфекцией других граждан.
При этом на органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, возложена обязанность обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Поскольку именно совместность пребывания людей в общественных местах, относящихся к территориям общего пользования (улицы, парки и т.п.), является фактором опасности, указанные выше обязанности в части использования защитных масок должны исполняться гражданами при одновременном нахождении в таких общественных местах других людей, которые могут быть подвергнуты заражению.
В случаях же одиночного (при отсутствии иных людей) нахождения гражданина в общественных местах, относящихся к территориям общего пользования, неиспользование защитной маски не образует состав административного правонарушения.
Кроме того, в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 26 марта 2020года №159 граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование) как при нахождении в здании, строении, сооружении, общественном транспорте, так и в иных общественных местах, в том числе на улице.
Соответственно, при применении по делам об административных правонарушениях второго абзаца подпункта 1.6.5 пункта 1.6 постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020года №159, предписывающего обязанность граждан при нахождении в общественных местах использовать маски, закрывающие нос и рот, необходимо проверять наличие в общественных местах, относящихся к территориям общего пользования, иных людей, подвергающихся риску заражения, не ограничиваясь формальным установлением одного лишь факта нахождения гражданина в общественном месте.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статьи 26.11 КоАП РФ).
Собранные доказательства, в числе которых письменные объяснения, фотографии, правильно признаны недостаточными для вывода о виновности Орлова С.С., поскольку они не подтверждают его нахождение на улице при одновременном наличии иных людей, подвергающихся риску заражения.
Выводы судьи по существу дела соответствуют установленным обстоятельствам, собранным доказательствам, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы жалобы, направленные на иное толкование закона, не могут повлечь отмену законного и обоснованного постановления судьи.
Кроме того, поскольку к моменту рассмотрения жалобы Липецким областным судом, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, срок давности привлечения Орлова С.С. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ по обстоятельствам совершения вмененного правонарушения истек, возможность в дальнейшем обсуждения вины Орлова С.С., и принятия решения о наличии в его действиях состава правонарушения, исключается.
Руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 11 декабря 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ в отношении Орлова С.С. оставить без изменения, жалобу УУП ОП № 3 УМВД России по г. Липецку Лежникова В.А. - без удовлетворения.
Судья Н.И. Захаров