Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-68/2024 (2-354/2023;) ~ М-322/2023 от 21.12.2023

Гражданское дело ()

УИД 24RS0-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2024 года                                                                                   <адрес>

       Саянский районный суд <адрес> РФ в составе судьи Захаровой Л.В.,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,

представителя ответчика администрации <адрес> ФИО4, участвующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика ФИО1, участвующей посредством ВКС,

при секретаре ФИО5,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело () по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования <адрес> к ФИО1, администрации <адрес> о признании постановлений администрации <адрес> недействительными, признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок, признании отсутствующим право собственности на земельный участок, снятии с государственного кадастрового учета несуществующего объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ

       <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования <адрес>, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с иском к ФИО1, администрации <адрес> о признании постановлений администрации <адрес> недействительными, признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок, признании отсутствующим право собственности на земельный участок, снятии с государственного кадастрового учета несуществующего объекта недвижимости, мотивируя требования тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения администрацией <адрес> земельного и градостроительного законодательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка с кадастровым номером 24:33:4001003:129, расположенного по адресу: <адрес> обратилась ФИО1 По результатам рассмотрения заявления постановлением администрации <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ заявителю был предоставлен спорный земельный участок в безвозмездное пользование сроком на 5 лет, без проведения торгов. ДД.ММ.ГГГГ с заявителем был заключен договор о безвозмездном пользовании названным земельным участком, в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права безвозмездного пользования земельным участком. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес> -п спорный земельный участок был предоставлен ФИО1 в собственность за плату,ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен договор купли-продажи данного земельного участка. Действия по государственной регистрации прав в отношении спорного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Росреестра были приостановлены на основании того, что ФИО1, являясь собственником гаража площадью 24,7 кв.м. имеет исключительное право приобрести в собственность без проведения торгов земельный участок площадью 24,7 кв.м. На основании заявления администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация прав на данный земельный участок была прекращена.

       ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 в администрацию района поступило уведомление о планируемом строительстве жилого дома на предоставленном ей в безвозмездное пользование земельном участке; размещение объекта индивидуального строительства на земельном участке администрацией признано допустимым.

       ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подписала форму декларации об объекте недвижимости, согласно которой в 2021 г. она на спорном участке построила одноэтажный деревянный дом. ДД.ММ.ГГГГ заявителем были выполнены кадастровые работы по составлению технического плана здания, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района заявителем направлено уведомление об окончании строительства жилого дома. Впоследствии, на основании заявления, предоставленной выписки из ЕГРН о государственной регистрации права на жилой дом по адресу <адрес>, заявителю на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ был передан в собственность за плату земельный участок по указанному адресу, в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права ФИО1 на земельный участок.

       Прокурор считает, что сделки совершены с нарушением действующего законодательства: ФИО1 в отсутствие законных оснований получила на праве безвозмездного пользования земельный участок площадью 4,925 га, что в два раза превышает максимальный размер общей площади земельных участков, установленный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и по заниженной цене продажи земельного участка, без проведения торгов. Кроме того, действующее на момент заключения договора безвозмездного пользования законодательство не допускало возможность образования земельного участка с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок», код (2.2)) в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, индивидуальное жилищное строительство в указанной зоне запрещено законом. Таким образом, установление администрацией <адрес> вида разрешенного использования для спорного земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства.

       Кроме того, при проведении ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки по осмотру земельного участка и жилого дома по адресу <адрес> установлено, что земельный участок находится на территории бывшего совхоза «Колос», по периметру отсутствует ограждение, на земельном участке имеется сухая растительность, отсутствуют жилое здание, объекты незавершенного строительства, хозяйственные постройки, иные строения и сооружения, отсутствуют признаки начатого или оконченного строительства, видимых признаков обработки земли в пределах участка не имеется.

       Прокурор просит признать недействительными в силу ничтожности заключенные между администрацией <адрес> и ФИО1:

       - постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п о предоставлении ФИО1 земельного участка на праве безвозмездного пользования;

       - договор безвозмездного пользования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ;

        - постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п о предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность за плату;

       - договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ;

       - признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 24:33:4001003:129, расположенный по адресу <адрес>, категории «земли населенных пунктов», разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок);

       - применить последствия недействительности сделки и обязать ФИО1 возвратить администрации <адрес> спорный земельный участок, а администрацию <адрес> –возвратить ФИО1 денежные средства в сумме 110 233,81 рублей, полученные по сделке;

       - снять с государственного кадастрового учета несуществующий объект недвижимости жилой дом площадью 39,6 кв.м., с кадастровым номером 24:33:4001003:389, расположенный по адресу: <адрес>.

       В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, считает, что администрацией <адрес> при заключении договора безвозмездного пользования, были допущены нарушения требований закона <адрес> «О регулировании земельных отношений», так как данный закон ограничивает право гражданина иметь на праве собственности либо ином праве земельные участки общей площадью более 2,5 гектаров. ФИО1 был предоставлен земельный участок площадью почти 5 га, что в два раза превышает норму, предусмотренную законом, она не имела законных прав на этот земельный участок. Кроме того, при заключении договора купли-продажи выкупная цена должна определяться в соответствии с законом <адрес>, исходя из кадастровой стоимости земельного участка на дату совершения сделки. Вместе с тем, выкупная цена была определена неверно, то есть, из стоимости земельного участка явно ниже действительной кадастровой стоимости.

       Кроме того, при рассмотрении уведомления ФИО1 о планируемом строительстве, со стороны администрации <адрес> были грубо нарушены требования градостроительного законодательства, а именно, территориальная зона, в которой образован земельный участок –это зона сельскохозяйственного использования, в зоне сельскохозяйственного использования не допускается строительство объектов капитального строительства, тем более жилых домов, не предусматривает градостроительный регламент возможность возведения объектов капитального строительства. Тем не менее, администрация <адрес> выдает ответчику ФИО1 уведомление о том, что на этом участке, в этой зоне возможно размещение жилого дома, что являлось незаконным. Впоследствии, действия администрации <адрес> по принятию положительного решения о планируемом строительстве привели к тому, что на земельном участке по документам Росреестра имеется жилой дом, фактически жилого дома нет и не было.

       Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4 пояснил, что с исковым заявлением прокурора района согласны, просят иск удовлетворить.

       Ответчик ФИО1 пояснила, что признает исковые требования прокурора, обстоятельства приобретения земельного участка и строительства объекта недвижимости ей не известны, так как оформлением участка занимался ныне покойный гражданский муж. Согласна возвратить администрации района спорный земельный участок.

       Третье лицо – представитель ФИО2 федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. С учетом мнения участников процесса суд полагает рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

       Из представленных ФИО2 федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> пояснений следует, что в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о земельном участке с кадастровым номером 24:33:4001003:129, площадью 49 250 кв.м., видом разрешенного использования –для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес> зарегистрировано право собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Также, в ЕГРН имеется запись о жилом доме с кадастровым номером 24:33:4001003:389 площадью 39,6 кв.м. по адресу: Российская Федерация, <адрес> зарегистрировано право собственности ФИО1 на основании договора о безвозмездном пользовании от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования. Указывают, что если в резолютивной части судебного акта будет решен вопрос о наличии или отсутствии права, то такое решение является основанием для внесения записи в ЕГРН. Кроме того, Федеральный закон №218-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета, так, орган регистрации снимает с государственного кадастрового учета объект недвижимого имущества в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, с одновременным прекращением государственной регистрации прав (п.3 ч.3 ст.14 ФЗ №218-ФЗ). Существенным обстоятельством для рассмотрения данного дела является выяснение вопроса существования или гибели объекта недвижимости, с подтверждением данного факта соответствующими доказательствами.

       Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

      В соответствии со ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, предусмотренными гражданским и земельным законодательством.

       В соответствии с п.3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

       Как следует из положений п.1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное пользование, в собственность за плату и на основании гражданско-правовых договоров.

       Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (уполномоченный орган) в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9-11 настоящего Кодекса.

       В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона №137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

       В соответствии с пп.6 п.2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

       Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» определено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (пп.5 ст.4).

        Согласно п.3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га (25 000 кв.м).

       Норма регионального закона о максимальном размере общей площади земельных участков в 2,5 га действует с момента вступления в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

       Согласно п.5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ (в ред. ФЗ 194-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

       1)осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

       В соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пп.19 статьи).

       Из представленных материалов дела следует, что постановлением <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ из земель, государственная собственность на которые не разграничена был сформирован земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 49 250 кв.м. по адресу: <адрес>, территориальная зона- зона занятия объектами сельскохозяйственного назначения (СХ2), утверждена схема его расположения (л.д.16-18).

       ДД.ММ.ГГГГ образованный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, участку присвоен кадастровый , установлен вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д.23-27).

       ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> с заявлением обратилась ФИО1 (вх. ), в котором просила предоставить ей в безвозмездное пользование выше названный земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства.

       По результатам рассмотрения заявления постановлением администрации <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок с кадастровым номером 24:33:4001003:129, площадью 49 250 кв.м., расположенный в <адрес> без проведения торгов предоставлен ФИО1 в безвозмездное пользование, сроком на 5 лет; разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д.29).

       ДД.ММ.ГГГГ на основании пп.6 п.2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ, ст. 14.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» между администрацией <адрес> и ФИО1 заключен договор безвозмездного пользования , согласно которому администрация района без проведения торгов передает ФИО1 в безвозмездное пользование земельный участок из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», с кадастровым номером 24:33:4001003:129, площадью 49 250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.31-35).

       В Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права безвозмездного пользования земельным участком.

       В соответствии с положениями пп.1 п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период), в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

       1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

       2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

       Особенности, установленные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают после поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка опубликование извещения о его предоставлении в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления такого заявления (пункты 1 и 2). По смыслу пункта 5 этой статьи решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без торгов, в порядке, предусмотренном статьей 39.17 названного Кодекса, о чем указано в пункте 6 этой статьи.

       В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (пункт 7).

       Таким образом, из приведенных норм права следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для указанных целей без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.

       В соответствии с пунктами 4, 4.1 статьи 5 Устава Саянского муниципального района <адрес> муниципальные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования в общественно-политической газете <адрес> «Присаянье».

       Данные о предоставлении в редакцию газеты «Присаянье» администрацией <адрес> для опубликования извещения о предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 24:33:400:1003:129 в безвозмездное пользование, в материалах дела отсутствуют.

       В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения, в том числе, информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

       Доказательств опубликования администрацией <адрес> извещения о предоставлении спорного земельного участка на сайте www.torgi.gov.ru не представлено.

       Таким образом, из материалов дела следует, что при предоставлении ФИО1 права безвозмездного пользования спорным земельным участком постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п и заключении оспариваемого договора безвозмездного пользования спорным земельным участком в пользу ФИО1 уполномоченным органом местного самоуправления администрацией <адрес> был нарушен публичный порядок предоставления земельных участков, определенный статьей 39.18 Земельного кодекса РФ, предусматривающий информирование неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земельного участка и исключающий предоставление земельных участков вне конкурентных процедур при наличии более одного претендента на участок.

       При наличии иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок и подавших заявление, уполномоченный орган обязан приступить к процедуре проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.

       Между тем, наличие либо отсутствие иных претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.

       Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении ей в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства спорного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ, то есть, ранее чем в тридцатидневный срок после подачи заявления, в отсутствие публикации извещения, постановлением администрации <адрес> -п заявителю предоставлен спорный земельный участок.

       Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Не опубликовав извещение о предоставлении спорного земельного участка, администрация объективно не обеспечила возможность обращения лиц, потенциально заинтересованных в спрашивании земельного участка в безвозмездное пользование, тем самым, нарушила установленную законом процедуру предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ.

       Данные обстоятельства повлекли за собой нарушение прав и законных интересов граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

       Как установлено пунктом 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

       Поскольку принятое органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ постановление -п о предоставлении ФИО1 без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:33:400:1003:129 общей площадью 49 250 кв.м. в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы граждан в области использования земель, суд полагает признать данное постановление администрации <адрес> незаконным.

       Более того, как установлено пунктом 14 абз. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

       Кроме того, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан за плату, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.

       В соответствии с п.1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.

       В соответствии с пп.6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса РФ.

       В соответствии с п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

       Также, условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого земельного участка

       Кроме того, как установлено подпунктом 5 и 8 пункта 1 ст. 1 ЗК РФ принципами земельного законодательства являются: единство судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости, а также целевое использование земель, согласно которому правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

       Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых, уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, к таким случаям относятся случаи несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 14), случаи превышения площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, площади, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на 10 процентов (п.25).

       Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ -ЭС15-11394 от ДД.ММ.ГГГГ, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению, исходя из его функционального использования, исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимости. Собственник здания или сооружения, расположенного на публичном земельном участке, вправе приватизировать его в границах и площади, определенных, исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом участке здания или сооружения. При этом размер участка, предоставленного под строительство объектов недвижимости, может не совпадать с размером участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, поскольку данные цели различны (определение Конституционного Суда РФ -О от ДД.ММ.ГГГГ).

       В совокупности, вышеуказанные положения закона, указывают на то, что собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка в размерах, занятых объектом недвижимости и необходимых для его использования, но площадь такого земельного участка определяется исходя из его функционального использования, исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.

       Кроме того, в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (п.1). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением установленных федеральным законом случаев, когда границы земельных участков могут пересекать границы территориальных зон (п.2 статьи). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п.3 ст.85 ЗК РФ).

       Градостроительный регламент, согласно п.9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ- это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

       При этом пп.2 п.1 ст. 40, ст. 42, п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ устанавливают требования о безусловном исполнении градостроительных регламентов и возможности осуществления строительства новых объектов недвижимости только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

       Приведенные нормы права, обеспечивают обязательность соблюдения правового режима земельных участков и исполнения градостроительных регламентов, закрепляют принципы земельного и градостроительного законодательства об использовании земель, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пп.8 п.1 ст. 1 ЗК РФ) и об осуществлении строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (п.4 ст.2 ГрК РФ).

       Указанные принципы земельного и градостроительного законодательства об использовании земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории реализованы в ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, согласно п.2 ч.10 которой уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления направляет застройщику Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

       В силу п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений.

       В соответствии с ч.2 и 2.1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, п.2 ст. 85 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

       Таким образом, законодатель связывает возможность возведения индивидуального жилого дома с фактом установления в градостроительном регламенте для земельного участка видов разрешенного использования, предусматривающих индивидуальное жилищное строительство в соответствующей территориальной зоне.

       В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др). К объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

       С учетом положений п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

       Таким образом, предоставление земельного участка собственнику здания, сооружения в соответствии с разрешенным использованием предполагает соответствие как целям использования земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, так и их площадей.

       Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> от ФИО1 поступило Уведомление (вх. 77) о планируемом строительстве объекта индивидуального строительства - жилого дома площадью 48 кв.м. на земельном участке, ранее предоставленном ей на основании договора о безвозмездном пользовании от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка общей площадью 49 250 кв.м., с кадастровым номером 24:33:4001003:129 по адресу <адрес>, отступы от границ земельного участка определены схемой (л.д.55-57).

       По результатам рассмотрения поступившего уведомления о планируемом строительстве, администрация уведомила ФИО1 (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что параметры планируемого объекта индивидуального жилищного строительства признаны соответствующими предельным параметрам; размещение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке признано допустимым.

       ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подписала форму декларации об объекте недвижимости, согласно которой на земельном участке по адресу <адрес> построила одноэтажный деревянный дом (л.д.63).

       ДД.ММ.ГГГГ был составлен технический план на объект капитального строительства. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направила в администрацию <адрес> Уведомление об окончании строительства объекта индивидуального строительства на земельном участке, предоставленном в безвозмездное пользование (вх. 167) (л.д.65-67).

       Уведомлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлена о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 24:33:4001003:129 по адресу <адрес> края требованиям законодательства о градостроительной деятельности (л.д.68).

       Согласно выписки Росреестра ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании технического плана здания, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73) и договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировала право собственности на жилой дом, площадью 39,6 кв.м., год завершения строительства 2021, расположенном на спорном земельном участке по адресу: <адрес> (л.д.72-73).

       Данное обстоятельство подтверждается сведениями Роскадастра, в том числе техническим планом здания, имеющимися в материалах дела.

       ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию <адрес> (вх.) о предоставлении ей в собственность за плату спорного земельного участка с кадастровым номером 24:33:4001003:129 по адресу <адрес> края как собственнику вновь построенного здания- жилого дома с кадастровым номером 24:33:4001003:389, 2021 года постройки, общей площадью 39,6 кв.м., количество этажей 1, расположенного на данном земельном участке.

       Постановлением <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен в собственность за плату испрашиваемый земельный участок.

       ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и ФИО1 был заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указанного земельного участка, в соответствии с условиями которого администрация района передает в собственность ФИО1 спорный земельный участок ка к собственнику жилого дома, возведенного на участке, а покупатель покупает в собственность земельный участок с кадастровым номером 24:33:4001003:129, площадью 49 250 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по цене 49 176 рублей 12 копеек.

       ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на предоставленный земельный участок (л.д.104).

       В данном случае является очевидной явная несоразмерность площади предоставленного ФИО1 спорного земельного участка (49 250 кв.м.) площади жилого дома (39,6 кв.м.), которая превышает в 1 243 раза.

       То есть, ФИО1, в отсутствие законных оснований, при отсутствии обоснования необходимости использования всей площади испрашиваемого земельного участка, получила в собственность спорный земельный участок.

       Кроме того, на момент образования земельного участка (ноябрь 2018 г.) согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, действовавшему на момент образования спорного земельного участка, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , сельскохозяйственное использование включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 – 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

       Таким образом, действующее на момент заключения договора безвозмездного пользования земельным участком законодательство не допускало возможность образования земельного участка с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок, код 2.2) в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, индивидуальное жилищное строительство в указанной зоне запрещено законом.

       Установление администрацией <адрес> вида разрешенного использования для спорного земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства.

       Как предусмотрено частью 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

       В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего в спорный период), частью 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

       Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

       Судом установлено, что в 2021 году строительство жилого дома на спорном земельном участке с кадастровым номером 24:33:4001003:129 по адресу <адрес> не велось, к строительству жилого дома ФИО1 и иные третьи лица не приступали, жилой дом на спорном земельном участке отсутствует, что подтверждается документально.

       Отсутствие жилого дома по указанному адресу подтверждается информацией Саянского РЭС Россети Сибирь от ДД.ММ.ГГГГ о том, что не было заявлений о выдаче договора на технологическое присоединение и технических условий по адресу жилого дома, расположенного <адрес> (л.д.83).

       Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района организована выездная проверка с целью осмотра земельного участка, а также жилого дома по адресу <адрес>.

       В результате осмотра установлено, что земельный участок расположен на территории бывшего совхоза «Колос». По периметру участка отсутствует ограждение, на земельном участке имеется сухая растительность, жилое здание, объекты незавершенного строительства, хозяйственные постройки, иные строения и сооружения отсутствуют, признаки начатого либо оконченного строительства также отсутствуют, видимых признаков обработки (вспашка, фрезерование и т.п.) земли в пределах участка не имеется.

       Данное обстоятельство подтверждается актом визуального осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным фотоматериалом (л.д.84, 85-86).

       Также, в соответствии с информацией администрации Межовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в администрацию сельсовета заявление о присвоении адресного хозяйства земельному участку не поступали, адресация не присваивалась; на указанном земельном участке строительство жилых домов, нежилых зданий не велось и не ведется в настоящее время; до октября 2020 года на земельном участке здания, сооружения, строения отсутствовали.

       Таким образом, в суде достоверно установлено, что на спорном земельном участке по адресу <адрес> края, предоставленном ответчику ФИО1 в собственность за плату по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ как собственнику жилого дома, строительство жилого дома в 2021 году и на момент рассмотрения дела судом, не велось, объекты незавершенного строительства, объекты недвижимости, строения, сооружения отсутствуют.

       Как ранее было отмечено, в соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

       В силу ст. 432 ч.1 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимый для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

       В соответствии со ст. 555 ч.1 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

       При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ и государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ст. 39.4 ЗК РФ).

       В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», при продаже земельных участков, находящихся в собственности края, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в случае, если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, их цена определяется для граждан, являющихся собственниками жилых (части жилого дома), садовых домов, гаражей, расположенных на приобретаемых земельных участках, - в размере 2,5 процента кадастровой стоимости.

       Так, на момент заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:33:400:1003:129, образованного из земель неразграниченной государственной собственности (на ДД.ММ.ГГГГ) его кадастровая стоимость составляла 4 409 352,5 рублей, что соответствовало цене продажи в размере 110 233,81 рублей. Между тем, администрацией района цена продажи земельного участка была занижена и определена в размере 49 176,12 рублей.

       Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произведена оплата по договору купли –продажи земельного участка 49 176 рублей 12 копеек.

       То есть, нарушены существенные условия договора купли-продажи объекта недвижимости о цене.

       Разрешая при изложенных обстоятельствах спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд, руководствуясь положениями статей 130, 131, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в абз. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", исходя из того, что спорный объект –жилой дом, площадью 39,6 кв. м., год завершения строительства 2021, право собственности на которое было зарегистрировано в ЕГРН за ответчиком ФИО1, на земельном участке с кадастровым номером 24:33:4001003:129 не расположен и вообще отсутствует как объект недвижимости, суд полагает незаконным предоставление ФИО1 спорного земельного участка в собственность за плату, и приходит к выводу, что в силу нарушения уполномоченным муниципальным органом требований пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует признать незаконным постановление администрации <адрес> от 22.63.2021 -п о предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:33:4001003:129, общей площадью 49 250 кв.м по адресу: <адрес>. В связи с признанием недействительным постановления о предоставлении спорного земельного участка суд приходит к выводу признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:33:4001003:129, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО1

       Сама по себе запись в ЕГРН о праве отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя. Возмездность приобретения сама по себе тоже не свидетельствует о добросовестности приобретателя. Запись о праве собственности на недвижимое имущество, которое фактически отсутствует, не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.

       Таким образом, продажа ФИО1 земельного участка по заниженной цене, а также в обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков, нарушает права МО <адрес> на получение в бюджет средств с продажи участка, а также неопределенного круга лиц о возможности покупки данного земельного участка.

       Установив факт несоразмерности площади земельного участка (49 250 кв.м) необходимой для эксплуатации объекта недвижимости ( пл. 39,6 кв.м.), при отсутствии доказательств необходимости использования всей площади испрашиваемого земельного участка для использования и эксплуатации данного объекта администрации <адрес> следовало отказать ФИО1 в выкупе на льготных условиях по ст. 39.20 ЗК РФ спорного земельного участка.

       При таких обстоятельствах, суд считает, что земельный участок с кадастровым номером 24:33:4001003:129 был предоставлен ФИО1 в собственность за плату незаконно, на основании незаконно вынесенных постановлений администрации <адрес>, в связи с чем, суд признает обоснованными требования прокурора в части признания недействительной сделки купли-продажи между администрацией <адрес> и ФИО1 и соответственно недействительными и подлежащими признанию недействительными постановления администрации <адрес>, послужившие основаниями для заключения вышеуказанной сделки.

       В соответствии с п.1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом является оспоримой сделкой либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

       В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

       При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

       В силу п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

       Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2).

       Согласно статьям 60 и 61 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

       Произвольное изменение целевого назначения и вида разрешенного использования земель законом не предусмотрено.

       Установив, что совершение сделки по передаче спорного земельного участка ФИО1 влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд признает сделки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <адрес> и ФИО1 в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 24:33:4001003:129 в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ ничтожными в силу закона и применить последствия недействительности сделок в виде возложения на ФИО1 обязанности по возврату земельного участка в администрацию <адрес>, а на администрацию <адрес> возложении обязанности возвратить ФИО1 денежные средства, с учетом произведенной доплаты за земельный участок в сумме 61 057,69 рублей по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ , в общей сумме 110 233 рубля 81 копейки; а также признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 24:33:4001003:129; снять с государственного кадастрового учета несуществующий объект недвижимости- жилой дом общей площадью 39,6 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

       В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

       Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.

       В данном случае прокурор, реализуя полномочия, предоставленные ему статьей 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая на нарушение действующего земельного законодательства при продаже земельного участка.

       Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеет публичный характер и в случае нарушения действующего законодательства при предоставлении таких земельных участков прокурор в соответствии с приведенной нормой процессуального права вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, а также публичных образований, органы которых осуществляют распоряжение названными земельными участками.

       Указанное муниципальное образование привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

       Поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд, судебные расходы по уплате государственной пошлины в местный бюджет суд полагает отнести на ответчика ФИО1

       На основании ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Признать недействительным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п о предоставлении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 0404 889534, выдан ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, СНИЛС 116-105-448 12) в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 24:33:4001003:129, общей площадью 49 250 кв.м по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

       Признать недействительным в силу ничтожности договор о безвозмездном пользовании земельным участком с кадастровым номером 24:33:4001003:129, общей площадью 49 250 кв.м по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО1.

       Признать недействительным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п о предоставлении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 0404 889534, выдан ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, СНИЛС 116-105-448 12) в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:33:4001003:129, общей площадью 49 250 кв.м по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

          Признать недействительным в силу ничтожности договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:33:4001003:129, общей площадью 49 250 кв.м по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО1.

       Признать отсутствующим право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 0404 889534, выдан ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, СНИЛС 116-105-448 12) на земельный участок общей площадью 49 250 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: : <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

       Применить последствия недействительности сделки и обязать ФИО1 возвратить администрации <адрес> спорный земельный участок площадью 49 250 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу <адрес>, а администрацию <адрес> –возвратить ФИО1 денежные средства в сумме 110 233 (сто десять тысяч двести тридцать три) рубля 81 копейку, полученные по сделке;

       Снять с государственного кадастрового учета несуществующий объект недвижимости- жилой дом общей площадью 39,6 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

       Взыскать с ФИО1 госпошлину в местный бюджет в сумме 900 (девятьсот) рублей.

       Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Саянский районный суд.

Судья    Саянского районного суда

<адрес>                           Захарова Л.В.

2-68/2024 (2-354/2023;) ~ М-322/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Бойко Оксана Викторовна
Администрация Саянского района
Другие
Управление РОСРЕЕСТРА по Красноярскому краю
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю
Суд
Саянский районный суд Красноярского края
Судья
Захарова Лариса Васильевна
Дело на странице суда
sayansk--krk.sudrf.ru
21.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.02.2024Предварительное судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
25.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее