Дело № 21-632/2023
РЕШЕНИЕ
13 декабря 2023 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Орион» ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 октября 2023 года по делу № 12-396/2023 и постановление заместителя главного государственного инспектора г. Симферополя Республики Крым по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым полковника внутренней службы Мельмана А.В. № 23/2023/71 от 05 июля 2023 года,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес> Республики Крым по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> полковника внутренней службы ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Орион» (далее - ООО «Орион», Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе генеральный директор Общества Слухаевский А.Г. выражает несогласие с решением судьи и постановлением должностного лица, просит об их отмене представления административного органа, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. В обоснование доводов жалобы указывает, что по результатам проверки к ответственности уже привлечено должностное лицо Общества – заместитель генерального директора ФИО3; указание суда о непринятии Обществом мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности на АЗС не соответствует действительности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения лица, явившегося в судебное заседание; прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. В частности, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности; и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ №).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», применение которых обеспечивает соблюдение требований к автомобильным заправочным станциям, установленных законом № 123-ФЗ (СП 156.13130.2014).
Из материалов дела следует, что при проведении проверки пожарной безопасности 30.05.2023г. на территории и в здании АЗС ООО «Орион» на <адрес> в <адрес> выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение пункта 373 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 1479 не обеспечена в установленные технической документацией сроки очистка резервуаров (не представлены акты очистки);
- в нарушение пункта 374 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" в отношении технологического оборудования, предназначенного для использования пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов, отсутствует технико-эксплуатационная документация на применяемую технологическую систему и конструкторская документация;
- в нарушение статей 4, 6, 62, 68, 78, 80, 90, 99 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ); п. 6.21, 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. АЗС не оснащена телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи;
- в нарушение статей 4, 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ом заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
- в нарушение статей 4, 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (;
- в нарушение п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №не обозначены на наружных установках в зоне их обслуживания на видном месте категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зон определенные в соответствии с ТРоТПБ;
- в нарушение подпункта «в» пункта 384 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 1479 для транспортных средств не обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог не нанесена отличительная разметка или предусмотренные иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения);
- в нарушение статей 4, 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 6.28 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» покрытие проездов, заправочных островков и площадки для АЦ не запроектировано стойким к воздействию нефтепродуктов;
- в нарушение статей 4, 6, 62, 68, 78, 80, 90, 99 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 5.2 и 5.3 СП 8.13130.2020 «Источники наружного противопожарного водоснабжения»; п. 6.37 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» АЗС не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением.;
- в нарушение ст. 4, 6, 64 Федерального закона от 22.07.2008г. №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не представлена проверяемым лицом декларация пожарной безопасности;
- в нарушение статей 4, 6, 71 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ) общая вместимость надземных резервуаров АЗС превышает 40м.куб. Фактически объем составляет 52,2м.куб.;
- в нарушение статей 4, 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 7.42 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» единичная емкость двух горизонтальных резервуаров превышает 20м.куб. (фактически составляет 26м.куб.);
- в нарушение статей 4, 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 7.42, приложение «Б» СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» резервуары наземные для хранения топлива выполнены одностенными, вместо двустенных. Применение одностенных резервуаров с надземным расположением допускается только на АЗС, размещаемых вне территорий населенных пунктов и предприятий;
- в нарушение статей 4, 6, 100 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 7.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» не соблюдено минимальное противопожарное расстояние от контейнера хранения топлива до здания операторской АЗС, которое составляет 0,9 метра, вместо 9 метров;
- в нарушение п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 1479, заправочные островки не оснащены покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2x1,5 метра, а также не оснащены не менее чем двумя передвижными огнетушителями. Также площадка для автоцистерны, заправочные островки для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно не оснащены не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (фактически огнетушители расположены в здании АЗС).
- в нарушение статей 4, 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 6.18, 7.3 СП 15613130.2014 «Станции автомобильные заправочные» не соблюдено минимальное противопожарное расстояние от топливораздаточной колонки до операторской АЗС, которое составляет 6,6 метра, вместо 9 метров. Выход из здания АЗС расположен на расстоянии менее 15 м от резервуара хранения топлива. Фактически составляет не более 9 метра.;
- в нарушение статей 4, 6, 71, таблица 15 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ не соблюдено минимальное противопожарное расстояние от наземного резервуара хранения топлива до прилегающего нежилого здания, которое составляет 0,3 метра, вместо 25 метров;
- в нарушение статей 4, 6, 62, 68, 78, 80, 90, 99 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 6.<адрес>30.2014 «Станции автомобильные заправочные» топливораздаточные колонки не защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями;
- в нарушение статей 4, 6, 54, 61, 78, 81, 82, 83, 91, 103, 104, главы 26 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 6.<адрес>30.2014 «Станции автомобильные заправочные»; пунктов 16, 17 СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» здание операторской АЗС не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- в нарушение п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"; приложения № Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГг. № "Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» к работе на объекте защиты допущены лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности (не представлены журнал инструктажей, документы об обучение по программе дополнительного профессионального образования);
- в нарушение статей 4, 6, 62, 68, 78, 80, 90, 99 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ), п. 6.<адрес>30.2014 «Станции автомобильные заправочные» наполнение резервуаров для хранения топлива, расположенных выше площадки для АЦ и/или трубопроводов наполнения этих резервуаров, осуществляется с использованием насоса АЦ.;
- в нарушение п. 60 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", пункта 4.3.7 СП 9.13130.2009 «Огнетушители. Требования к эксплуатации» не произведена ежегодная проверка огнетушителей, которая в том числе включает в себя вскрытие огнетушителя (полное или выборочное), оценку состояния фильтров, проверку параметров ОТВ и т.д.;
- операторская, расположенная на территории АЗС, выполнена V степени огнестойкости (не хранится на объекте документация, подтверждающая пределы огнестойкости и класс пожарной опасности) и др.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> в отношении ООО «Орион» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением заместителя государственного инспектора <адрес> Республики Крым – заместителя начальника ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> подполковника внутренней службы ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Орион» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением судьи Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья исходил из того, что вина Общества подтверждается материалами дела.
С данными выводами судьи первой инстанции соглашается и суд апелляционной инстанции.
Факт совершения ООО «Орион» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтвержден собранными по делу доказательствами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия Общества по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Административное наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ назначено правильно.
Доводы жалобы выводы судьи не опровергают, не свидетельствуют о том, что Обществом предпринимались все необходимые и достаточные меры для недопущения нарушения законодательства о транспортной безопасности.
Факт привлечения к административной ответственности должностного лица Общества при таких обстоятельствах правового значения не имеет, равно как и устранение выявленных нарушений после проведения проверки и привлечения юридического лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых решения судьи и постановления должностного лица, а следовательно и представления административного органа, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10.10.2023 года по делу № 12-396/2023 и постановление заместителя главного государственного инспектора г. Симферополя Республики Крым по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым полковника внутренней службы Мельмана А.В. № 23/2023/71 от 05.07.2023 года в отношении ООО «Орион» оставить без изменения, а жалобу генерального директора Общества Слухаевского А.Г. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>