Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-629/2022 ~ М-628/2022 от 10.10.2022

    Дело № 2-629/2022                                               УИД

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    07 ноября 2022 года                                                   г. Облучье

Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Никитченко А.А.,

при секретаре судебного заседания Улисковой А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании организовать надлежащее теплоснабжение,

    УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Облученского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования (далее – МО) «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО об обязании организовать надлежащее теплоснабжение.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе надзора за соблюдением законов в жилищно-коммунальной сфере выявлены нарушения законодательства о теплоснабжении в деятельности администрации МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Как установлено в ходе проведенного анализа, здание общежития по <адрес> является собственностью МО «Кульдурское городское поселение». Отопление названного здания ранее осуществлялось от расположенной в непосредственной близости котельной «Промбаза», являющейся собственностью АО «Санаторий «Кульдур», то есть АО «Санаторий «Кульдур», в свою очередь, являлось теплоснабжающей организацией по отношению к зданию, в том числе, в отопительном периоде 2021-2022 г.г. АО «Санаторий «Кульдур» неоднократно уведомлял администрацию поселения о неготовности котельной «Промбаза» к отопительному периоду 2022-2023 г. и о намерении прекратить эксплуатацию котельной, вывести её из эксплуатации в связи с аварийным состоянием объекта и отсутствием денежных средств на проведение ремонтных и пуско-наладочных работ. Администрация поселения, в свою очередь, во избежание угрозы возникновения дефицита тепловой энергии и при отсутствии альтернативного источника тепловой энергии, требовала о приостановлении вывода из эксплуатации названной котельной на срок не более трех лет, до ДД.ММ.ГГГГ года. На территории Кульдурского городского поселения начало отопительного периода 2022-2023 г.г. установлено с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжение указанного выше здания не осуществлялось. Администрацией Кульдурского городского поселения, как органом местного самоуправления, до настоящего времени каких-либо действенных мер, направленных на организацию надлежащего теплоснабжения в отопительный период 2022-2023 г.г. <адрес> в <адрес>, не предпринято, что может привести не только к срыву наступившего отопительного периода, но и с учетом предстоящего зимнего периода времени, низких наружных температур воздуха в <адрес>, представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Жилые помещения в <адрес> в <адрес> используются как маневренный жилищный фонд, предоставлены проживающим в них гражданам на время, несколько помещений в здании свободны, в них никто не проживает, но они в любое время могут быть предоставлены кому-либо. Таким образом, круг лиц, являющихся потребителями коммунальной услуги по отоплению, чьи права нарушаются отсутствием в здании теплоснабжения, не определен, в связи с чем прокурор выступает в защиту неопределенного круга лиц. Просит суд обязать администрацию МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО организовать надлежащее теплоснабжение здания по <адрес> ЕАО, в отопительный период 2022-2023 годов. Решение суда просит обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Облученского района Старостина Е.В. исковые требования поддержала по доводам иска. Дополнительно пояснила, что по устной информации представителя АО «Санаторий «Кульдур», они продолжают отапливать здание общежития по <адрес>, но в котельной работает только один котёл, находящийся в критическом состоянии, резервный источник теплоснабжения отсутствует, альтернативных источников теплоснабжения здания не имеется, в связи с чем настаивает на требовании об обращении решения суда к немедленному исполнению.

    Представитель ответчика – администрации МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Батурина И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что администрацией поселения принимаются меры по организации теплоснабжения указанного здания. Так, в адрес АО «Санаторий «Кульдур», являющегося собственником котельной, отапливающей здание общежития по <адрес>, и, соответственно, теплоснабжающей организацией, было внесено предостережение о недопустимости нарушений в части непроведения ремонта оборудования котельной. Администрация также обращалась в АО «Санаторий «Кульдур» с требованием о передаче котельной в муниципальную собственность, об использовании термальной воды в качестве альтернативного источника теплоснабжения. Во избежание возникновения чрезвычайной ситуации администрация поселения обратилась в суд с иском об обязании АО «Санаторий «Кульдур» обеспечить бесперебойное отопление указанного здания в текущем отопительном периоде. Поскольку здание общежития является нежилым, заключить договор теплоснабжения администрация не может. Такие договоры должны быть заключены отдельно с жильцами общежития, список которых направлялся в АО «Санаторий «Кульдур», однако договоры не заключены. Администрацией также рассматривается вопрос о приобретении электрических конвекторов для автономного отопления помещений в здании общежития, однако для этого требуется сначала заменить электрическую проводку в здании, на что требуется сумма более 200 тысяч рублей. В связи с приостановлением расходных операций по счетам администрации поселения выполнить данные работы не представляется возможным. Просит в иске прокурору отказать.

    В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – АО «Санаторий Кульдур» Григорцовский А.В. полагал исковые требования прокурора Облученского района подлежащими удовлетворению. Пояснил, что руководством санатория было предложено администрации Кульдурского городского поселения заключить договор теплоснабжения здания общежития по <адрес> на отопительный период 2022-2023 г.г., на что получен отказ. В настоящее время санаторий фактически занимается отоплением здания общежития без каких-либо оснований. Ранее, до передачи здания в муниципальную собственность, оно принадлежало санаторию, который обеспечивал теплоснабжение здания. Поскольку котельная и оборудование котельной находятся в аварийном состоянии, а денежных средств на ремонт у санатория не имеется и администрацией поселения не выделено, руководством санатория было принято решение о выводе котельной из эксплуатации, о чем была уведомлена администрация поселения, которая выставила требование о запрете вывода котельной из эксплуатации. При этом полагает, что администрацией, как собственником здания, не принимаются меры к организации надлежащего отопления указанного здания.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения городского поселения.

В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Положения Устава муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО содержат аналогичные полномочия поселения в области организации теплоснабжения на территории поселения (п. 4 ст. 3 Устава). При этом реализация названных вопросов местного значения поселения в соответствии со статьей 27 Устава возложена на администрацию городского поселения.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у администрации МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, публично-правовой обязанности по организации в границах поселения надлежащего теплоснабжения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п.п. 1, 2, 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат: 1) муниципальные образования; 2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; 3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Из материалов дела установлено, что нежилое здание общежития, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, принадлежит на праве собственности администрации МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу постановления главы администрации МО «Кульдурское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ в перечень жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда МО «Кульдурское городское поселение» внесен <адрес> (помещения 1-20).

Согласно реестра жильцов, проживающих по <адрес>, в общежитии гражданам предоставлены квартиры для проживания по договорам найма.

В судебном заседании установлено, что теплоснабжение здания общежития по указанному выше адресу осуществлялось котельной «Промбаза», принадлежащей на праве собственности АО «Санаторий «Кульдур», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта обследования котельной «Промбаза» АО «Санаторий «Кульдур» от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе представителей АО «Санаторий «Кульдур», администрации МО «Кульдурское городское поселение», ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», в ходе осмотра выявлены дефекты и неисправности в котах, дымовой трубе, газоходе, дымососе, сетевых насосах (в том числе резервном), тепловых сетях. В связи с аварийной ситуацией на объекте теплоснабжения котельной «Промбаза» АО «Санаторий Кульлур», связанной с неисправностью оборудования, невозможно начать отопительный период 2022-2023 г.г., необходимо провести срочные работы по устранению установленных дефектов в ходе проведения ремонтов при подготовке к отопительному периоду 2022-2023 г.г.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Санаторий «Кульдур» обратилось в администрацию МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО с просьбой принять меры к установлению размера необходимых затрат и финансированию ремонтных и пуско-наладочных работ котельной для обеспечения теплоснабжения жилого дома № по <адрес> в отопительном периоде 2022-2023 г.г.

В ответе на обращение АО «Санаторий «Кульдур» глава администрации МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО сообщила, что АО «Санаторий «Кульдур» является ресурсоснабжающей организацией, фактически оказывающей услугу теплоснабжения для жителей дома по адресу: <адрес>, в отопительный период 2021-2022 г.г., и взимающей плату с потребителей на расчетный счет организации. В связи с чем денежные средства у АО «Санаторий «Кульдур» для проведения мероприятий в рамках подготовки котельной и тепловых сетей в отопительному периоду, имеются. В финансовых документах не предусмотрена расходная статья на содержание, проведение капитальных ремонтных работ имущества, не относящегося к казне муниципального образования и не находящегося в пользовании на законных основаниях. Установление размера затрат и финансирование ремонтных работ котельной «Промбаза» за счет бюджетных средств муниципального образования невозможно.

Из материалов дела следует, что АО «Санаторий «Кульдур» обращалось в администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО, правительство ЕАО с заявлениями о финансировании ремонта котельной, а также неоднократно уведомляло администрацию МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО об обязанности принятия мер по обеспечению надежного теплоснабжения здания по адресу: <адрес>, а также о намерении прекратить эксплуатацию котельной по причине аварийного состояния объекта.

На основании ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» администрация МО «Кульдурское городское поселение» направила АО «Санаторий «Кульдур» требование о приостановлении вывода из эксплуатации котельной, расположенной по адресу: ЕАО, <адрес>, на срок не более трех лет, а именно до ДД.ММ.ГГГГ года.

Распоряжениями главы администрации МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» начало отопительного сезона 2022-2023 г.г. установлено с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, администрацией МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО надлежащее теплоснабжение здания по <адрес> до настоящего времени не организовано. Котельная и котельное оборудование, находящиеся в собственности АО «Санаторий «Кульдур», находятся в аварийном состоянии, в аренду или пользование администрации поселения не переданы, альтернативный источник теплоснабжения здания отсутствует, теплоснабжающая организация не определена, договор теплоснабжения с ней не заключен, что подтверждено исследованными материалами дела и объяснениями сторон в судебном заседании.

Таким образом, в нарушение положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией МО «Кульдурское городское поселение», как исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, не приняты меры по организации надлежащего теплоснабжения граждан, проживающих в здании общежития по <адрес>.

Неисполнение органом местного самоуправления вышеперечисленных требований закона влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – потребителей коммунальной услуги по отоплению, которым предоставлено либо может быть предоставлено жилое помещение для временного проживания в указанном здании.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении на администрацию МО «Кульдурское городское поселение» обязанности организовать надлежащее теплоснабжение здания по <адрес> ЕАО в отопительный период 2022-2023 годов.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая, что замедление исполнения решения суда лишит потребителей возможности пользоваться отоплением, что недопустимо в связи с началом отопительного периода 2022-2023 г.г. и понижением температур наружного воздуха, суд приходит к выводу об обращении решения суда к немедленному исполнению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Учитывая, что той же статьей закона органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с ответчика в данном случае не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 56, 57, 103, 194-198, 199, 206, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании организовать надлежащее теплоснабжение – удовлетворить.    Обязать администрацию муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области организовать надлежащее теплоснабжение здания по <адрес> в отопительный период 2022-2023 годов.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                        А.А. Никитченко

Мотивированное решение изготовлено 14.11.2022

Судья                                                     А.А. Никитченко

2-629/2022 ~ М-628/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Облученского района ЕАО
Ответчики
Администрация муниципального образования "Кульдурское городское поселение" Облученского муниципального района ЕАО
Другие
Акционерное общество "Санаторий "Кульдур"
Суд
Облученский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Никитченко А.А.
Дело на сайте суда
obluchensky--brb.sudrf.ru
10.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2022Передача материалов судье
14.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2022Подготовка дела (собеседование)
27.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2022Дело оформлено
15.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее