Судья Чибрикин А.К. Дело № 7.2-285/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Куринова Людмила Юрьевна,
рассмотрев 27 ноября 2023 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Максимовой Л.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия 12 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Саранск,
установил:
постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия) Максимовой Л.В. от 7 августа 2023 г. № 70 администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 октября 2023 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Максимова Л.В. просит вышеуказанное решение судьи отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.
В обоснование жалобы указано, что вывод судьи об отсутствии у администрации городского округа Саранск реальной возможности для исполнения требований исполнительного документа и об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, основан на неправильном применении закона и не соответствует обстоятельствам дела. Недостаточное финансирование и отсутствие освобожденных жилых помещений социального использования в жилом фонде не являются основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них государством обязанностей, поскольку действующим законодательством обязанность органов местного самоуправления по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий. Администрацией не доказано, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от неё в целях надлежащего исполнения обязанностей по выполнению требований судебного пристава-исполнителя. Совершенное администрацией правонарушение посягает на принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенного права гражданина, а также на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также жилищные права граждан.
На рассмотрение дела представитель администрации городского округа Саранск, заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Максимова Л.В., потерпевшая Ладанова Л.О. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу положений статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 октября 2022 г. на администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить Ладановой Л.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. в границах городского округа Саранск.
15 февраля 2023 г. на основании исполнительного листа, выданного 9 февраля 2023 г. Ленинским районным судом г. Саранска Республики Мордовия серии ФС № <№> по вышеуказанному гражданскому делу, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия в отношении должника – администрации городского округа Саранск возбуждено исполнительное производство № <№>
В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником его копии.
6 марта 2023 г. в связи с неисполнением требования, содержащегося в исполнительном документе, ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
20 июня 2023 г. администрации городского округа Саранск выставлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 24 июля 2023 г.
Указанным требованием должник предупрежден об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия 25 июля 2023 г. составлен акт совершения исполнительных действий, из которого усматривается, что в рамках вышеуказанного исполнительного производства должником не представлено документов, подтверждающих исполнение требования от 20 июня 2023 г.
В связи с неисполнением требования судебного пристава-исполнителя 25 июля 2023 г. в отношении администрации городского округа Саранск составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Максимовой Л.В. от 7 августа 2023 г. № 70 администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в доход государства в размере 30 000 рублей.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришёл к выводу о недоказанности вины администрации городского округа Саранск в совершении административного правонарушения, которое выразилось в неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования. При этом администрацией приняты все необходимые меры для обеспечения исполнения данного решения.
Данный вывод судьи соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1-3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органам местного самоуправления передается следующее государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственное полномочие), включающее:
формирование и ведение муниципального списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список);
приобретение и строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;
предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия;
В силу статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» указанной категории лиц однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4, подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З, органы местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия имеют право на финансовое обеспечение осуществления государственного полномочия за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия. При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия уполномоченные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственного полномочия.
Пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Таким образом, источником финансирования обязательств администрации городского округа Саранск по реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются субвенции, предоставляемые бюджету муниципального образования из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Из материалов дела следует, что в целях исполнения судебных решений ввиду недостаточности размера поступающих субвенций, администрация направляла Главе Республики Мордовия, Председателю Правительства Республики Мордовия, Министру финансов Республики Мордовия ходатайства с просьбой предоставить бюджету городского округа Саранск субвенции для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако данные обращения ожидаемого результата не принесли.
При этом администрация городского округа Саранск судебному приставу-исполнителю предоставляла информацию о мерах, принятых во исполнение судебного решения.
С учетом данных обстоятельств судья районного суда пришёл к правильному выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Ладановой Л.О. жилого помещения администрация городского округа Саранск не была обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления возложенного на нее государственного полномочия по обеспечению жилым помещением.
Реальной возможности для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Ладановой Л.О. жилого помещения у администрации, принявшей для этого все зависящие от нее меры, не имелось и обратное не доказано. Следовательно, вина администрации городского округа Саранск в совершении административного правонарушения отсутствует.
При таких обстоятельствах, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, судья районного суда правомерно прекратил начатое в отношении администрации городского округа Саранск производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По этим основаниям отклоняются доводы жалобы должностного лица.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, решение судьи районного суда является законным и по доводам жалобы должностного лица не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 октября 2023 г. оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Максимовой Л.В. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.Ю. Куринова