Дело № 2-4682/2022
14RS0035-01-2022-008105-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 17 июня 2022 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) к Федоровой Айталине Саввичне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты и неустойки,
установил:
Истец обратился в суд с настоящим к ответчику, ссылаясь на то, что на основании трудового договора ____ Федорова А.С. состояла в трудовых отношениях с государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Мегино-Кангаласская центральная районная больница» в должности ___. ____ между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Федоровой А.С. заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. В соответствии с приказом № от ____ трудовой договор с Федоровой А.С. расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Сославшись на то, что в связи с расторжением трудового договора до истечения пятилетнего срока у Федоровой А.С. возникла обязанность возвратить в бюджет Республики Саха (Якутия) часть единовременной компенсационной выплаты, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) обратилось с настоящим иском о взыскании с ответчика части данной выплаты пропорционально неотработанному времени. Просит взыскать, с учетом уточнения, сумму в размере 300 005 руб. и неустойку в размере 48 975,58 руб.
Представитель истца Гапелик Б.Б., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, согласился о применении ст. 333 ГК РФ при разрешении спора о взыскании неустойки с ответчика.
Ответчик Федорова А.С. с иском согласилась.
Суд, выслушав пояснения представителя истца Гапелик Б.Б. и ответчика Федоровой А.С., изучив материалы дела, приходит к следующему.
В Федеральном законе N 326-ФЗ дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 N 1798-О отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и приняты Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Пунктом 5 Правил регламентированы условия предоставления субсидии, которые относятся как к соответствующим субъектам Российской Федерации, так и к конкретным медицинским работникам, желающим получить единовременные компенсационные выплаты.
Так, в отношении субъектов Российской Федерации необходимо соблюдение следующих условий:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка предоставления единовременных компенсационных выплат.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, принимает обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Указом Главы РС(Я) от 17.08.2016 N 1365 "О внесении изменений в Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2015 г. N 718 "О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам" был определен порядок предоставления медицинским работникам соответствующей категории, предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления компенсационных выплат по программе «Земский доктор».
Положение устанавливает порядок и условия предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.
Согласно п. 12.2 Порядка единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам), а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, в размере: 1 миллиона рублей для врачей и 0,5 миллиона рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в города с населением до 50 тыс. человек.
Из материалов дела следует, что на основании трудового договора ____ Федорова А.С. состояла в трудовых отношениях с государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Мегино-Кангаласская центральная районная больница» в должности ___.
____ между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Федоровой А.С. заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
Согласно договору от ____ предметом договора являются отношения, связанные с предоставлением единовременной компенсационной выплаты в размере 1 миллиона рублей, медицинскому работнику, принятому на работу в государственное учреждение здравоохранения РС (Я), расположенное в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 000 человек РС (Я).
Единовременная компенсационная выплата медицинскому работнику предоставляется единовременно в размере 1 000 000 руб. (п. 2.1. договора).
Ответчик принял на себя обязательства осуществлять фактическую трудовую деятельность не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором (п. 3.1. договора).
В случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаем прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 ТК РФ) возвратить часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, в Министерство, в течение 1 месяца с момента увольнения (п. 3.1.2 договора).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по возврату денежных средств работник обязуется уплатить Министерству неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки обязательств, установленных договором (п. 4.2 договора).
Единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей была перечислена на счет ответчика.
В соответствии с приказом № от ____ трудовой договор с Федоровой А.С. расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Ответчику направлена претензия о возврате единовременной компенсационной выплаты в размере 617 405, 58 руб., ответчиком произведена частичная оплата задолженности.
Учитывая, что материалами дела подтверждается, что ответчик приказом работодателя № от ____ была уволена с работы не доработав положенные по договору пять лет, суд приходит к выводу, что часть единовременной компенсационной выплаты, пропорционально не отработанному им периоду подлежит возврату истцу, поскольку Федоровой А.С. не было исполнено обязательство отработать не менее 5 лет в учреждении, куда она была принята на работу.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 394 указанного кодекса, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Исходя из названных положений закона, неустойка является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, направленной также и на восстановление нарушенного права.
Суд с учетом длительности неисполнения обязательства, соотношения размера неустойки от суммы просроченного платежа, в соответствии с положениями ч.6 ст.395 ГК РФ считает возможным снизить размер неустойки с 48 975,58 руб. до 14 554,35 руб.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) к Федоровой Айталине Саввичне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты и неустойки – удовлетворить частично.
Взыскать с Федоровой Айталины Саввичны в пользу Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) часть единовременной компенсационной выплаты в размере 300 005 руб., неустойку в размере 14 554,35 руб.
Взыскать с Федоровой Айталины Саввичны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 346 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: п/п Н.И. Новикова
Копия верна.
Судья Н.И. Новикова
Секретарь с/з В.Е. Скрябина
Решение изготовлено 20.06.2022