Дело № 2-1329/2022
УИД 21 RS 0023-01-2022-000386-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре Сергеевой А. М., с участием представителя ответчика Алимовой О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Гусевой ФИО7 к Министерству здравоохранения Чувашской Республики о признании отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер» незаконным, возложении обязанностипредоставить единовременную компенсационную выплату,
установил:
Гусева Е. Е. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Чувашской Республики о признании отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер» незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную компенсационную выплату.
В обоснование исковых требований указала, что она в период с дата по дата училась в ------ и жила по адресу: адрес в принадлежащей её матери на праве собственности жилой площади. После завершения обучения получила диплом о среднем профессиональном образовании по специальности фельдшер «лечебное дело», прошла аккредитацию дата. дата устроилась на работу на должность фельдшера скорой медицинской помощи в БУ «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии в подстанцию скорой медицинской помощи и прибыла в адрес. После чего прошла профессиональную переподготовку в ------ и получила сертификат к осуществлению медицинской и фармакологической деятельности по специальности «Скорая и неотложная помощь». Вскоре после получения сертификата истица написала заявление на получение единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер», однако ей пояснили, что она не проходит по этой программе. дата истица уволилась и уехала на работу в сельскую местность в адрес, однако условия труда там истицу не устроили, и она вновь трудоустроилась на должность фельдшера скорой медицинской помощи БУ «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии подстанции скорой медицинской помощи в адрес, заключила трудовой договор. дата истица обратилась к ответчику за предоставлением единовременной компенсационный выплаты по программе «Земский фельдшер». дата получила письмо с отказом в выплате. Считая неправомерным отказ ответчика в предоставлении выплаты, истец обратилась в суд с данным иском и просит суд признать решение ответчика об отказе в предоставление единовременной компенсационный выплаты незаконным, возложить на ответчика обязанность предоставить ей единовременную компенсационную выплату по программе «Земский фельдшер», взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец не участвовала, в предыдущих судебных заседаниях иск поддержала.
Представитель ответчика Алимова О. А. исковые требования не признала по основаниям, приведенным в письменном отзыве на исковое заявление, указав на отсутствие у истицы права на получение выплаты в связи с тем, что она не относится к категории лиц, переехавших в сельскую местность.
Третьи лица Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Чувашской Республики, БУ «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что истица Гусева Е. Е., работающая в должности фельдшера скорой медицинской помощи подстанции скорой медицинской помощи адрес Чувашской Республики с дата, дата обратилась к ответчику за предоставлением единовременной компенсационный выплаты по программе «Земский фельдшер».
Данное заявление было рассмотрено ответчиком и письмом исполняющего обязанности министра здравоохранения ФИО5 в выплате было отказано в связи с отсутствием права на выплату, поскольку истица, зарегистрированная в адрес с дата, на работу в сельскую местность не переезжала.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», одним из направлений которой является подпрограмма «Развитие кадровых ресурсов здравоохранения», предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.
Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек (далее – Правила), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидийиз федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее соответственно - субсидии, медицинские работники).
В соответствии с п. 1 Правил субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение).
В соответствии с п. 5 правил условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либорабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере:1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
6. Единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику однократно по одному из оснований, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:
а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек;
в) при трудоустройстве медицинского работника по его желанию на работу в медицинскую организацию, расположенную в месте его проживания (в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек), после завершения обучения в медицинской образовательной организации высшего образования или медицинской профессиональной образовательной организации (в том числе на основании договора о целевом обучении).
В соответствии с пунктом 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил, однократно по одному из оснований, указанных подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил.
В соответствии с Правилами вопрос разработки и утверждения перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, порядка предоставления указанных выплат, относится к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В Чувашской Республике во исполнение отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление от 28 марта 2018 г. № 105, которым утвержден аналогичный государственной программе Российской Федерации Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательствпо договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Чувашской Республики, с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Чувашской Республики, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей.
Пунктом 2 названного выше постановления Кабинета Министров Чувашской Республики Министерство здравоохранения Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
На основании пункта 2 Положения Министерством ежегодно в срок до 25 декабря года, предшествующего очередному финансовому году, утверждается по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации программный реестр должностей (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 апреля 2019 г. № 134), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Такой Перечень утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. № 115н «Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей)» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2020 г. регистрационный № 57842).
Тот факт, что должность истицы входит в названный перечень, ответчиком в ходе производства по делу не оспаривалось.
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулирования их переезда на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
В судебном заседании установлено, что истица постоянно зарегистрирована и проживает по месту жительства по адресу: адрес с дата( л.д.6).
Таким образом, в период трудоустройства в подстанцию скорой медицинской помощи в адресБУ «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава истец имела регистрацию по месту жительства в сельской местности, фактически проживала в сельском населенном пункте. Её доводы о проживании в адрес до трудоустройства какими-либо доказательствами по делу не подтверждены.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что необходимое условие для предоставления единовременной компенсационной выплаты в виде прибытия (переезда) в сельскую местность у истца отсутствует, что, исходя из целевого характера единовременной выплаты, не позволяет ее отнести к категории лиц прибывших на работу в сельский населенный пункт либо переехавших на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа либо города с населением до 50 тысяч человек, в том числе и после окончания обучения (истица трудоустроена вновь после увольнения).
При таких обстоятельствах решение ответчика об отказе в предоставлении истице компенсационной выплаты по мотиву не отнесения ее к категории лиц, имеющих право на получение данной выплаты, является законным, основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Гусевой ФИО8 к Министерству здравоохранения Чувашской Республики о признании отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер» незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную компенсационную выплатуотказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в срок один месяц со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Е. В. Шопина
Мотивированное решение суда изготовлено 04.07.2022