Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-413/2024 (2-2724/2023;) ~ М-2251/2023 от 18.12.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2024 года                                         г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи:         Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания:        Щукиной Г.Х.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-413/2024 по исковому заявлению Щиголева В.В. к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании решения незаконным и возложении обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на социальные выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

Щиглев В.В. обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Департамент) о признании решения незаконным и возложении обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на социальные выплаты, указав в обоснование требований, что с 27.01.2016 года состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Из ответа Департамента от 25.10.2022 он узнал, что решением (приказом) ответчика ему отказано во включении в список получателей социальной выплаты, в связи с непредставлением (неполным предоставлением) документов, причина отказа не была ему разъяснена. Какого-либо уведомления о необходимости предоставить документы ему не направлялось. Полагал действия и решение ответчика по снятию его в учета незаконным и необоснованным.

Истец и его представитель, будучи извещенными надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, истец направил ходатайство об отложении рассмотрении дела в связи с неявкой стороны истца.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Принимая во внимание, что сторона истца надлежащим образом и заблаговременно извещена о времени и месте рассмотрения дела, довела до суда свою позицию в исковом заявлении, каких-либо обстоятельств исключительного характера, свидетельствующих об объективных препятствиях участия истца в рассмотрении дела, как лично, так и через представителя, суду не представлено, каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность явки стороны в судебное заседание не представлено и с ходатайством не следовало, учитывая, что объективных препятствий для рассмотрения дела не установлено, суд не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства истца об отложении дела и, руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии истца.

Представитель ответчика Марьин С.В., действующий на основании доверенности, представил письменные возражения на иск, в которых требования не признал, указав, что истец состоял в списках лиц, имеющих право на социальную выплату.

Представитель третьего лица Администрации г Лабытнанги Кузнецова Э.Ю. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии.

Суд, изучив материалы дела, исковое заявление, возражения на иск, материалы учетного дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.

Согласно п."к" статьи 72 Конституции Российской социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О, от 14 июля 2011 года № 988-О-О, от 16 июля 2013 года № 1195-О, от 29 января 2015 года № 122-О).

Право граждан на получение жилищных субсидий, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцать календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получившие субсидий на эти цели, предусмотрено ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Федеральный закон №125-ФЗ).

Из материалов дела, материалов учетного дела следует, и сторонами не оспаривается, что истец Щиголев В.В. состоит в окружных списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, утвержденных Постановлением Правительства ЯНАО от 04 февраля 2022 г. №91-П «Об утверждении порядка реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат; гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область» в категории «пенсионеры» с 05.05.2016, номер очереди — 6043.

Согласно ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований: гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.

В силу указанных норм, право на жилищную субсидию имеют лица либо не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Факт приобретения жилья за пределами Крайнего Севера либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий означает исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений за пределами Крайнего Севера.

Согласно положений ст.3 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Принятие граждан на учет регулируется положениями Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Положение).

Реализация положений Федерального закона N 125-ФЗ осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, рамках целевой программы, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 года № 437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области (далее Положение).

Щиголев В.В. не работает, является получателем пенсии по старости с 07.07.2012. По состоянию на дату назначения пенсии имеет стаж работы в районах Крайнего Севера 26 лет 10 месяцев 1 дней. Зарегистрирован и проживает по адресу: г. Лабытнанги, <адрес> совместно с ФИО14 ФИО7 и ФИО15 ФИО8, <дата> г.р.

04.05.2021 между Администрацией г. Лабытнанги и истцом заключен договор социального найма жилого помещения – двухкомнатной квартиры площадью 41,1 кв.м., расположенной по адресу: г. Лабытнанги, <адрес>, в качестве члена семьи нанимателя в договор включена ФИО9

01.11.2021 брак между супругами был расторгнут, истец обратился с заявлением об исключении ФИО7 из числа членов семьи в списке граждан по предоставлению социальных выплат.

Приказом Департамента от 13.10.2022 -од/ж истец был включен в сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» в 2022 году в категории «пенсионеры по старости».

Приказом Департамента от 17.10.2023 -ОД/Ж истец был включен в перечень граждан, которым отказано во включении в список получателей социальных выплат в рамках программу «Сотрудничество» в 2023 году на основании п.3.13.2 Порядка -П в связи непредставлением или неполным предоставлением документов, а именно: отсутствует обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении жилого помещения.

Вместе с тем, в силу положений п. 3.7-3.9 Порядка №91-П, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, в пределах средств, распределенных в соответствии с пунктом 3.6 настоящего Порядка, департамент запрашивает у органов местного самоуправления документы граждан, состоящих в сводном списке претендентов.

Органы местного самоуправления не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса департамента о представлении документов граждан, состоящих в сводном списке претендентов, письменно уведомляют граждан о перечне представляемых документов, указанных в пункте 3.9 настоящего Порядка, сроке их представления и последствиях непредставления либо неполного представления документов в указанный срок.

В целях рассмотрения вопроса о включении в список получателей социальных выплат граждане, состоящие в сводном списке претендентов, не позднее 10 календарных дней со дня получения уведомления от органов местного самоуправления представляют в департамент через органы местного самоуправления следующие документы:

3.9.1. заявление по форме согласно приложению N 7.1 к настоящему Порядку, в котором в обязательном порядке заявитель указывает всех членов семьи, указанных в пунктах 1.5, 1.6 настоящего Порядка;

3.9.2. согласие заявителя и всех членов семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;

3.9.3. паспорт гражданина Российской Федерации на каждого члена семьи, в том числе несовершеннолетних детей в возрасте старше 14 лет;

3.9.4. свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык (при наличии);

3.9.5. трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (за периоды до 01 января 2020 года) (для совершеннолетних лиц трудоспособного возраста);

3.9.6. судебное решение о признании членом семьи заявителя (при наличии);

3.9.7. письменное обязательство:

- о расторжении договора социального найма жилого помещения (служебного найма, коммерческого найма жилого помещения, найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку (в 2 экземплярах) - в случае, указанном в абзаце первом пункта 1.8 настоящего Порядка.

Как следует из пояснений истца, какого-либо уведомления о необходимости предоставления перечня необходимых документов, указанных в пункте 3.9 настоящего Порядка, сроке их представления и последствиях непредставления либо неполного представления документов в указанный срок - истец от ответчика и органа местного самоуправления не получал, о необходимости предоставления обязательства не знал. Доказательств обратного ни ответчиком, ни третьим лицом не представлено. Таким образом, со стороны органов власти допущены нарушения процедуры формирования учетных и дел и списков граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в силу чего, отказ ответчика во включении истца в список получателей социальных выплат в рамках программу «Сотрудничество» в 2023 году на основании п.3.13.2 Порядка №91-П (в связи с непредставлением документов) является незаконным, кандидатура истца подлежит повторному рассмотрению с предоставлением Щиголеву В.В. возможности представления недостающих документов, необходимых для включения его в список получателей социальных выплат. При этом суд, возлагая на ответчика обязанность повторного рассмотрения кандидатуры истца, не подменяет собой орган исполнительной власти, и не вторгается в его исключительную компетенцию, поскольку самостоятельно не устанавливает правовые основания включения истца в списки получателей социальной выплаты, а лишь возлагает на компонентный орган обязанность по решению данного вопроса с соблюдением установленной Порядком процедуры. Представленными материалами дела не подтверждается снятие истца с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в силу чего оснований для возложения на ответчика обязанности восстановления его в таком списке не имеется.

Оценив все представленные доказательства и установив все обстоятельства по делу, принимая во внимание, что имеются основания для признания решения Департамента об отказе во включении истца в список граждан получателей социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» незаконным в связи с нарушением процедуры рассмотрения, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в части отказа во включении Щиголева В.В. в список получателей социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» в 2023 году (Приложение №2 к Приказу Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 17.10.2023 -од/ж) незаконным.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательно форме решение изготовлено 6 марта 2024 года

Председательствующий                           Е.В. Архипова

2-413/2024 (2-2724/2023;) ~ М-2251/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Щиголев Виктор Владимирович
Ответчики
Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа
Другие
Кравцова Надежда Валерьевна
Администрация МО г. Лабытнанги
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Архипова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
19.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее