73RS0003-01-2024-002484-06
Дело № 2а-1601/24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ульяновск 31 июля 2024 года
Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Зарубежновой С.О.,
при секретаре Васильевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки Интернет-ресурсов при исполнении законодательства об энергоснабжении, информации, информационных технологиях и о защите информации были выявлены сайты <данные изъяты>, на страницах которых размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем несанкционированного вмешательства в работу приборов учета газа: «Как остановить газовый счетчик. Газовый счетчик МК G 4», «Модернизация газовых счетчиков», «Магнит для остановки электросчетчика Меркурий 230 АМ», в целях незаконного снижения размеров платы за коммунальные услуги. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь.
Поскольку распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, требованиям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены указанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
Принятыми мерами с помощью Интернет-портала «2 ip» установлено, что домены сайта зарегистрированы за пределами Российской Федерации.
Прокурор просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на страницах <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представители заинтересованных лиц Роскомнадзора РФ, Управления Роскомнадзора по Ульяновской области просили рассмотреть дело в отсутствие.
Выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Пунктом 2 вышеназванной статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска была проведена проверка Интернет- ресурсов при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации были выявлены сайты <данные изъяты>, на страницах которых распространена информация о способах хищения энергоресурсов путем несанкционированного вмешательства в работу приборов учета газа. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также жилищного законодательства. Выявленные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц, поскольку потворствуют совершению правонарушений.
Отношения по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Целью указанного Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использование систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем содержатся в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", правовое регулирование в области теплоснабжения основывается на следующих принципах: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Указанные сайты предлагают способы совершения хищения газа, а именно, остановить, обмануть счетчик и совершить другие незаконные действия в целях снижения размера оплаты коммунальных услуг.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В соответствии с п. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 данного Закона).
В соответствии с ч.1 ст. 9 и ч.6 ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием (ст. 7.27 КоАП РФ– мелкое хищение, ст. 158 УК РФ – кража).
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 указанного Федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами установлен запрет на распространение информации о способах хищения энергоресурсов.
Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на страницах сайтов <данные изъяты>
В силу положений частей 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Признание судом информации, распространяемой через сеть "Интернет", запрещенной влечет в силу частей 7 - 10 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" необходимость удаления соответствующей интернет-страницы владельцем сайта, а в случае отказа или бездействия последнего - ограничение доступа к ней провайдером хостинга или оператором связи.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 г. № 228.
В целях ограничения доступа к <данные изъяты> содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Обеспечение доступа к незаконной информации подрывает деятельность ресурсоснабжающих и управляющих организаций, нарушает имущественные права граждан - потребителей коммунальных услуг. Определить конкретный круг граждан, которые пользуются, и потенциально будут пользоваться услугами ответчиков, не представляется возможным.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем, заявление прокурора является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в сети «Интернет» на страницах сайтов <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области (<адрес>), для включения указателя страниц сайтов <данные изъяты>, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения.
Судья подпись С.О.Зарубежнова
Копия верна.
Судья: С.О.Зарубежнова
Секретарь с/з Е.М.Васильева
Подлинник решения находится в материалах дела 2а-1601/2024 в Железнодорожном районном суде г. Ульяновска