Дело № 2-562/2023
УИД 42RS0013-01-2023-000174-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Белобородовой Е.Ю.,
при секретаре Еременко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске Кемеровской области 30 мая 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Меленчука А. В. к муниципальному унитарному предприятию "Междуреченская управляющая компания ", Государственной жилищной инспекции Кузбасса о проведении текущего ремонта подъездов, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Меленчук А.В. обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию "Междуреченская управляющая компания " (далее МУП «МУК»), Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее ГЖИ <адрес>) о проведении текущего ремонта подъездов, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что Меленчук А.В. является собственником квартиры по адресу <адрес>.
Управляющей компанией, предоставляющей услугу по управлению данным многоквартирным домом (далее по тексту МКД), является МУП «МУК» на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ МУП «МУК» не осуществлялся текущий ремонт мест общего пользования в данном МКД – подъездов №№ 1,2,3,4.
Меры к досудебному урегулированию вопроса принимались: так ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено заказное электронное отправление с претензией, но ответ от МУП «МУК» так и не поступил.
Вместе с тем, согласно действующим нормативам предусмотрено проведение ремонта подъездов один раз в пять или три года, в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Поскольку, будучи физическим лицом, он является потребителем коммунальных услуг, и вправе рассчитывать на надлежащее качество данных услуг, то в споре с ответчиком применимы положения закона «О защите прав потребителей».
Таким образом, ответчик не надлежаще выполняет свои обязательства по договору, в связи с чем просит обязать МУП «МУК» не позднее 3х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по текущему ремонту в подъездах №№ 1,2,3,4 путем восстановления штукатурного и окрасочного покрытия стен и потолков лестничных клеток МКД по адресу: <адрес>; взыскать с МУП «МУК» компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Истец Меленчук А.В. в судебное заседание не явился, извещен судом о рассмотрении дела надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 171).
Представитель ответчика ГЖИ <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом; представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, полагают, что являются по делу ненадлежащим ответчиком (л.д. 173).
Представитель третьего лица - администрации Междуреченского городского округа в судебное заседание, будучи надлежаще извещенным, не явился; представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 37, 56, 57).
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание, будучи надлежаще извещенным, не явился; представлены письменные пояснения (л.д. 143,144, 146-151).
Представитель ответчика МУП «МУК» Рузманова Л.В., представляющая интересы юридического лица без доверенности (л.д. 14-22), представила письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленного иска оказать в полном объеме, поскольку при обследовании общего имущества МКД № по <адрес> специалистами управляющей компании установлено, что требуется проведение капитального ремонта подъездов указанного МКД, о чем составлена локальная смета, при этом решение о проведении капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений МКД. Собственниками помещений в МКД № по <адрес> решение о проведении капитального ремонта не принималось, источник финансирования не определялся, при этом расходы на капитальный ремонт в оплате за «содержание и ремонт» действующим договором управления от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены (л.д. 77-79).
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные в дело материалы, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пп. а п. 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту Правил № 491), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пп.а,б,в,г,д п.10. Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно п. 42 Правил 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пп. 3 п. 1.4. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных № 170 Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее по тексту Правил № 170), граждане, юридические лица в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" обязаны: выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Пунктом 1.8. Правил № 170 предусмотрено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе текущий ремонт (пп. «г»).
Согласно Разделу II "Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда" Правил № 170, система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
П. 2.3.1. Правил № 170 определяет, что организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.
Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7 (п. 2.3.3. Правил № 170).
Согласно п. 2.3.4. Правил № 170 периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
Приложением № 7 Правил № 170 установлен перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Согласно п. 7 приложения 7 Правил № 170 работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов лестниц включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
В соответствии с п. 10 приложения N 7 Правил № 170 также к текущему ремонту относится восстановление внутренней отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах.
П. 3.2.9. Правил №170 установлено, что периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Согласно п. 4.2.1.1. Правил №170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в который, в том числе, включены:
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки; при наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений (пункт 11).
Из материалов дела следует, что истец является собственником квартиры № в МКД <адрес> (л.д. 7).
На основании общего собрания собственников помещений данного МКД от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88-89) выбран способ управления МКД - управление управляющей организацией МУП «МУК» (л.д. 12), с которой ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> (л.д. 14-22, 80-87, 90).
По данному договору управляющая организация за плату обязуется оказывать собственникам помещений в МКД услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД (п. 2.1.1 и п. 3.1.1. договора, л.д. 8).
Плата за содержание мест общего пользования и текущий ремонт определена решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 16,41 руб. за 1 кв.м. (в том числе вывоз ТБО – 1,24 руб. за 1 кв.м., техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования - 3,65 руб. за 1 кв.м.), о чем указано в п. 6 протокола № общего собрания собственников помещений МКД от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40, 88-89), а также в п. 5.2.1. договора управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
С 2015 года ответчиком МУП «МУК» ремонт в подъездах МКД № по <адрес> не производился, о чем указано в иске (л.д. 2,2-4) и заявлениях истца в различные контролирующие организации (л.д. 114,113-118; 120,119-123).
Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто, доказательств, подтверждающих проведение ремонта подъездов МКД № по <адрес> суду не предоставлено; из представленных в дело отчетов МУП «МУК» по МКД № по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что ремонт подъездов в эти года не осуществлялся (л.д. 156-157, 158).
Истец обращался к ответчику с претензией по поводу длительного отсутствия ремонта подъездов МКД № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, направив указанную претензию в электронном виде на электронную почту ответчика, однако ответа не получил.
В связи с поступившей в ГЖИ жалобой от Меленчука А.В. - жильца дома МКД № по <адрес>, об отсутствии в течение длительного периода текущего ремонта подъездов в указанном доме, контролирующим органом в адрес управляющей компании ДД.ММ.ГГГГ было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предоставлением срока для устранения нарушения (л.д. 129-130).
Ненадлежащее состояние подъездов МКД № по <адрес> зафиксировано в акте выездного обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по <адрес> в связи с обращением Меленчука А.В.: из указанного акта следует, что на стенах отошла штукатурка и лакокрасочный слой (л.д. 160).
То обстоятельство, что внутренняя отделка всех подъездов МКД № по <адрес> находится в ненадлежащем состоянии: многочисленные отслоения штукатурного и окрасочного слоев - не оспаривается фактически и самим ответчиком МУП «МУК», о чем представлены акты сезонного (весеннего и осеннего) осмотра состояния общего имущества многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что требуется проведение ремонта во всех подъездах (л.д. 174, 175-181).
Управляющей компанией представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в подъездах № была проведена только уборка, текущей ремонт не проводился (л.д. 167).
Согласно акту инспекционного визита МКД № по <адрес>, проведенного ДД.ММ.ГГГГ главным консультантом-главным государственным инспектором ГЖИ в рамках проверки обращения истца, при осмотре подъездов №№ 3, 4 указанного жилого дома обнаружено разрушение штукатурно-окрасочного слоя, расслоение окрасочного слоя в указанных подъездах (л.д. 131-134).
В этой связи должностное лицо – директор МУП «МУК» Рузманова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ была привлечена к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, выразившееся в непроведении текущего ремонта подъездов МКД № по <адрес> в течение длительного периода, в нарушение положений выше приведенных норм права и технических требований, установленных Правилами (л.д. 135-139).
Таким образом, ответчиком не представлено доказательств того, что управление МКД № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ им осуществлялось надлежащим образом (с проведением текущего ремонта), при этом, поскольку управление МКД является услугой, то действуют общие положения в части презумпции вины ответчика, который должен был представить доказательства надлежащего оказания услуги и проведении текущего ремонта в установленные интервалы с ДД.ММ.ГГГГ, однако, как указано, таких доказательств суду не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что следует отказать в удовлетворении иска, т.к. в подъездах требуется проведение капитального ремонта, о чем решение должны принять собственники на общем собрании, суд полагает необходимым отклонить, поскольку неосуществление ответчиком своих обязательств в течение длительного времени (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) объективно увеличивает объем необходимых ремонтных работ с каждым годом, и при этом не освобождает ответчика от исполнения своих обязательств по договору и выполнении текущего ремонта, к каковому относится перетирка штукатурки внутренних помещений (потолка, стен) и окраска внутренних помещений (потолка, стен, проемов); данные виды работ относятся к текущему ремонту, предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и должны выполняться управляющей организацией МУП «МУК» независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений по вопросу о необходимости их выполнения, нарушения внутренней отделки влекут угрозу жизни и здоровью граждан.
В удовлетворении заявленных требований к ответчику ГЖИ Кузбасса следует отказать, поскольку участником спорных правоотношений данное лицо не является, т.е. является ненадлежащими ответчиком.
Неисполнение ответчиком обязательств по проведению текущего ремонта в подъезде N 4 МКД № по <адрес>, нарушает права истца на безопасное проживание в многоквартирном доме, поскольку имеется угроза обрушения отделочных слоев - штукатурки,
Установив факт нарушения ответчиком прав и законных интересов истца, как потребителя, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда и штрафа на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
С учетом требований о разумности и справедливости, характера причиненных истцу страданий, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, считая необходимым взыскать указанную компенсацию в размере 3000 рублей.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно п. 46 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указанный штраф взыскивается независимо от того заявлялось ли такое требование суду.
Ввиду указанного, с ответчика МУП «МУК» в пользу истца надлежит взыскать штраф в сумме 1500 рублей (3000 х 50%= 1500).
С учетом освобождения истца от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Меленчука А. В. к муниципальному унитарному предприятию «Междуреченская управляющая компания», Государственной жилищной инспекции Кузбасса об обязании управляющей компании провести работы по текущему ремонту, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
В удовлетворении требований к ответчику Государственной жилищной инспекции Кузбасса отказать.
На МУП «МУК» возложить обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, произвести ремонт подъездов №№ 1,2,3,4 многоквартирного <адрес>, а именно:
- восстановить штукатурный слой стен и потолков;
- восстановить окрасочное покрытие стен и потолков.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Междуреченская управляющая компания» в пользу Меленчука А. В. компенсацию морального вреда в размере 3000,00 рублей, штраф за неисполнение требований в досудебном порядке в сумме 1500,00 рублей.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Междуреченская управляющая компания» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 300,00 рублей.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Е.Ю. Белобородова
Резолютивная часть решения провозглашена 30 мая 2023 года.
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 05 июня 2023 года.
Копия верна, подлинник решения подшит в деле № 2-562/2023 Междуреченского городского суда Кемеровской области.
Судья: Е.Ю. Белобородова