47RS0№-08
Дело №
6 марта 2023 года <адрес>
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
судьи Мартьяновой С.А.,при помощнике судьи ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы: ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, в котором с учетом внесенных в него изменений, просили о признании в порядке приватизации право собственности на трёхкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 66.2 кв.м.
В обоснование требований истцы ссылаются на то, что указанное жилое помещение было предоставлено КЭЧ <адрес> Ленинградского военного округа Министерства Обороны СССР в связи с прохождением военной службы в/ч № ФИО4 и членам его семьи: супруге - ФИО3, дочерям - ФИО5 и ФИО6, сыну - ФИО7 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. На настоящий момент в квартире проживают и зарегистрированы члены семьи ФИО4 – истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО3, которые не использовали свое право на однократную приватизацию жилого помещения. Истец ФИО1, приняв решение приватизировать данное жилое помещение, 01.02.2021г. обратился в ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России с ответствующим заявлением. На обращение ФИО1 в ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России о передаче в собственность ему и членам его семьи квартиры в порядке приватизации, был получен ответ, что квартира находится на учете ответчика, однако у него отсутствуют документы, подтверждающие статус жилого помещения, а также у ответчика отсутствуют полномочия на заключение договора передачи в собственность граждан жилых помещений. Одновременно указанным письмом ответчик разъяснил истцу, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. Таким образом, истцы не могут реализовать право на приватизацию занимаемого жилого помещения. В связи с невозможностью урегулирования спора в досудебном порядке истцы были вынуждены обратиться с настоящим иском в суд. Истцы в судебное заседание не явились, извещались судом о месте и времени судебного разбирательства, направили своего представителя. Представитель истцов ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Ответчик ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причин уважительности неявки в суд не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие или отложении судебного разбирательства не просил, не представил письменных возражений на иск.
Основываясь на положениях ст.ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в порядке заочного производства. Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав все добытые по делу доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и членам его семьи был выдан ордер № на право занятия с целью проживания трех комнат в жилом помещении, находящемся в государственной собственности, состоящем из трех комнат в отдельной квартире общей площадью 66,2 кв.м, жилой площадью 47,6 кв.м, с кадастровым номером 47:07:0112001:516, расположенной по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Токсовское городское поселение, г.<адрес>, военный городок 61, <адрес>. Согласно справке о регистрации формы № от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире на настоящий момент зарегистрированы постоянно следующие лица: с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО3, являющаяся супругой ФИО4 (подтверждается копией паспорта и свидетельством о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ – ФИО2 (в девичестве – ФИО12), являющаяся дочерью ФИО4 (подтверждается копией паспорта и свидетельством о рождении); с ДД.ММ.ГГГГ – ФИО1, являющийся внуком ФИО4 и сыном ФИО2 Спорная квартира представляет собой изолированное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 66,2 кв.м., жилой площадью 47,6 кв.м. По сведениям, предоставленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» (ФГАУ «Росжилкомплекс») филиал «Западный» в адрес истца ФИО1, у данного учреждения отсутствуют сведения о включении Квартиры установленным порядком в специализированный жилищный фонд.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №.2.5-02, выданной истцу ФИО1 архивным отделом Администрации МО «Всеволожский муниципальный район», в документах архивных фондов «Исполнительный комитет Всеволожского городского ФИО8 народных депутатов <адрес>» «<адрес>» «Администрация муниципального образования «<адрес>» в справочной картотеке решений за 1976-1991 гг. и постановлений за 1992-2014 г. в отношении спорной квартиры отсутствуют сведения о включении/не включении в состав служебной.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, представленной истцами в материалы дела, правообладателем спорной квартиры на праве собственности является Российская Федерация, ответчику квартира принадлежит на праве оперативного управления (номер государственной регистрации: 47:07:0112001:516-47/054/2021-2 от ДД.ММ.ГГГГ).
Из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости следует, что не имеется сведений о том, что квартира отнесена к определённому виду жилых помещений специализированного жилого фонда, к жилым помещениям наёмного дома социального использования или наёмного дома коммерческого использования. Указания на особый статус квартиры, наличие каких-либо ограничений, обременений или отнесения в ЕГРН отсутствуют. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в котором отсутствует 61-й военный городок г.<адрес>.
Истцами также предоставлены доказательства того, что они производят оплату за пользование жилым помещением (наем) в адрес ФГАУ «Росжилкомплекс» через ООО «ЕРЦ ЖКХ», что подтверждается, в том числе, квитанцией за июнь 2022 г.
Согласно статье 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В связи с этим при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса ФИО8.
Согласно ст. 47 ЖК ФИО8, действующей на момент предоставления ФИО4 и его семье квартиры, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО8 народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Указанное подтверждается также приложенным к заявлению талоном.
Форма ордера устанавливается ФИО8. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Приказом ФИО8 обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона). Таким образом, выданный ФИО4 и членам его семьи талон к ордеру на квартиру, в соответствии с действующим законодательством на 1987 г. являлся единственным законным документом, свидетельствующим о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Так, в силу статей 28, 29, 50 и 51 Жилищного кодекса ФИО8, действовавшего на момент предоставления квартиры и вселения в нее семьи ФИО4, граждане имели право на предоставление жилых помещений по договору найма (в настоящее время - по договору социального найма), заключаемому бессрочно, при условии, если они нуждались в улучшении жилищных условий, в том числе, если не имели жилья в данном населенном пункте.
Таким образом, судом установлено, что спорная квартира не расположена в закрытом военном городке, не является служебной, между сторонами возникли правоотношения по пользованию спорным жилым помещением на постоянной основе, фактически жилое помещение предоставлено истцам на условиях социального найма без ссылки на временное проживание и без указания в ордере на предоставление жилья в качестве служебного. Следовательно, проживание истцов в спорной квартире должно регулироваться нормами законодательства о договоре социального найма, в том числе на них распространяются положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Кроме того, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда в любом случае не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Из материалов дела следует, что истцы ранее в приватизации жилых помещений не участвовали. Иные лица помимо истцов в спорной квартире не зарегистрированы и не проживают.
Истец ФИО1 обратился в ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России с заявлением о передаче спорной квартиры ему и членам его семьи, проживающим с ним, в порядке приватизации.
В приватизации данного жилого помещения истцам было отказано в связи с тем, что в данном учреждении отсутствуют документы, подтверждающие статус жилого помещения, а также в соответствии с уставом ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями собственника недвижимого имущества на заключение договора передачи в собственность гражданам жилых помещений. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с абз. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права. Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Правоотношения, возникающие по передаче жилых помещений в собственность граждан, регламентируются специальным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», в силу ст. 6 которого, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилой фонд.
В соответствии со ст. 1, 2, 7, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их. Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия. Такое право полностью соответствует ст. 7 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является государством социальным, а его основная функция – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из смысла приведенных норм права следует, что бесплатная передача квартиры в собственность граждан осуществляется по волеизъявлению лица, проживающего в квартире на основании договора социального найма, и волеизъявления собственника или предприятия, в ведении которого находится жилое помещение на основании хозяйственного ведения или оперативного управления, не требуется. При этом, из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона «О приватизации жилищного фонда» следует, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. Принимая во внимание, что спорное жилое помещение не входит в перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, истцы ранее в приватизации не участвовали, занимают жилое помещение на законных основаниях, в течение всего периода проживания истцов в квартире их право пользования жилым помещением не оспорено, суд полагает возможным признать за истцами право собственности в отношении спорного жилого помещения в порядке приватизации. В силу ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику имущества. В силу п.п. 1, 2 пп. «б», «к» Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организации и сделок с ним.
Таким образом, отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего вопрос передачи квартир Министерством обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации, неопределение Министерством обороны Российской Федерации органа, уполномоченного передавать жилые помещения в собственность, не может повлечь ущемления прав Истцов на приобретение ими в собственность жилых помещений в порядке приватизации. Отсутствие согласия Министерства обороны Российской Федерации на приватизацию квартиры и полномочий по распоряжению жилищным фондом в целях его приватизации также не может служить основанием для отказа в удовлетворении законного требования гражданина приватизировать жилое помещение. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 59, 60, 67, 167, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, ИНН № СНИЛС: №
за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: д. <адрес>, ИНН №, СНИЛС №,
за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, ИНН №, СНИЛС №,
право общей долевой собственности за каждым по 1/3 доли на трёхкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 66.2 кв.м.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Мотивированное заочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№