Дело №
50RS0№-67
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года <адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО6
при секретаре ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения <адрес> "Управление социальной защиты населения <адрес>" к ФИО1 о взыскании денежных средств социального характера.
установил:
ГУ <адрес> "УСЗН <адрес>" обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании излишне перечисленных денежных средств в размере <данные изъяты> руб. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратилась Государственное учреждение <адрес> "Управление социальной защиты населения <адрес>" с заявлениями о назначении ежемесячных денежных выплатах на детей.
На основании поданных заявлений и в соответствии с законодательством <адрес>, ответчику были назначены указанные выплаты на детей.
Ответчик был ознакомлен с обязательством о том, что об изменениях материального положения семьи, место постоянного жительства и других обстоятельствах, повлекших прекращение выплаты пособия, необходимо сообщить в 10-дневный срок в отдел социальной защиты.
В январе <данные изъяты> года в ходе проверки специалистами отдела была проведена сверка с отделом по вопросам миграции, в результате которой было заявлено, что ответчик и ее несовершеннолетние дети с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, согласно нормативно-правовым актам <адрес> по назначению сумм ежемесячной денежной выплаты на детей прекращаются с месяца, следующего за месяцем наступления обстоятельств, влекущих прекращение данных выплат, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеизложенного, образовалась переплата в общем размере <данные изъяты> руб.
На адрес регистрации ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено Уведомление об образовавшейся переплате ежемесячной денежной выплаты и было предложено вернуть образовавшеюся сумму в течение 30 дней с момента получения данного уведомления. Ответчиком денежные средства не были возвращены.
Истец в судебное заседание своего представителя не направил, извещен, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик не явился, извещена, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении не поступало.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением мер социальной поддержки отдельными категориями граждан, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ органы власти при оказании ими муниципальных или государственных услуг более не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств.
Такие документы и информацию органы власти обязаны будут запросить самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия.
Кроме того, для Центров социальной поддержки населения предписано самостоятельно получать, а также проверять представленные гражданами в целях получения мер социальной поддержки документы, в том числе путем межведомственного взаимодействия в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Федеральный закон), <адрес>», «О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>», «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в <адрес>», «О ежемесячном пособии на ребенка в <адрес> ФИО1, проживавшая ранее по адресу: <адрес>, 300026, получала меры социальной поддержки на детей:
по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата на содержание и воспитание ребенка в многодетной семье, постоянно проживающей на территории <адрес> на ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие на детей на ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о ежемесячном пособии на ребенка в <адрес> на ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р.,
В заявлении о предоставлении мер социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик был уведомлен о необходимости в течение 10 дней сообщить об изменениях материального положения, состава семьи, места жительства и других обстоятельствах, влияющих на осуществление выплат.
ДД.ММ.ГГГГ в ответе на запрос в «МВД по <адрес> — сведения о регистрации по месту жительства граждан РФ v 3.1» поступили данные об изменении адреса регистрации ФИО1 ДД.ММ.ГГГГр. и ее несовершеннолетних детей с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, 143930.
В соответствии с п.п. «д», п. 49 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства труда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, (далее - приказ) в случае наступления обстоятельств, влекущих досрочное прекращение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства.
Истец указывает, что выплата мер социальной поддержки была бы прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик не известил органы социальной защиты населения <адрес> о переезде в <адрес>, в результате чего ему продолжали начисляться меры социальной поддержки.
Таким образом, у ответчика, по мнению истца, образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты:
- в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. на ФИО3 и ФИО2;
-ежемесячного пособия на детей в соответствии с <адрес> от 28.12 2004 №-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в <адрес>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. на ФИО3, ФИО2, ФИО5;
- ежемесячной денежной выплатой на ребенка в <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей в <адрес>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. на ФИО4;
Общая сумма переплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Министерство социального развития <адрес> в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос сообщило, что ответчик на учете в управлении не состоит, за оформление материальной помощи, оформлением пособий, а также иных мер социальной поддержки в управлением не обращалась.
Учитывая, что истец имел возможность самостоятельно получить сведения о месте жительства ответчика путем межведомственного документооборота, при этом, смена места проживания не лишает ответчика права на получение выплат, что указывает на отсутствие недобросовестности с ее стороны, принимая во внимание положениями подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, суд приходи к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Государственного учреждения <адрес> "Управление социальной защиты населения <адрес>" к ФИО1 о взыскании денежных средств социального характера в размере <данные изъяты> руб. отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Кобзарева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.А.Кобзарева