Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3448/2024 ~ М-2329/2024 от 06.06.2024

Дело № 2-3448/24

УИД 76RS0014-01-2024-002552-17

Изготовлено 17.09.2024

Р Е Ш Е Н И Е


И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2024 года г. Ярославль

    Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Нуваховой О.А,

при секретаре Малковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования мэрии города Ярославля, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №83» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности

установил :

Заместитель прокурора Кировского района города Ярославля обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту образования мэрии города Ярославля, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №83», в котором просил обязать Департамент образования мэрии города Ярославл в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить финансирование для выполнения работ по устранению нарушений пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, а именно на обеспечение противопожарной защиты Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №83», расположенного по адресу: г<адрес> автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах либо организацию круглосуточного дежурства персонала Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №83» непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств для ручного их открывания. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств выполнить работы по устранению нарушений пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, а именно обеспечить противопожарную защиту здания (территории), расположенных по адресу: <адрес> автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах либо организовать круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств для ручного их открывания.

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства о противопожарной безопасности в МДОУ «Детский сад №83» установлено, что в образовательном учреждении не выполняется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности, противодействие терроризму, что ставит под угрозу жизнь и здоровья воспитанников и сотрудников учреждения.

Помощник прокурора Кировского района города Ярославля Кузина А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам искового заявления.

Представитель ответчика заведующая МДОУ «Детский сад №83» Емельянова Е.А. исковые требования признала, пояснила, что для выполнения необходимых мероприятий требуется финансирование.

Представитель ответчика Департамента образования мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель департамента финансов мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указано, что главным распорядителем средств местного бюджета в части расходов на оказание услуг муниципальными образовательными организациями и на содержание зданий является департамент образования мэрии города Ярославля.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные ассигнования из бюджета города предусматриваются на соответствующие цели по конкретным кодам бюджетной классификации расходов. Муниципальным (бюджетным, автономным) учреждениям из бюджета города выделяются средства в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, утверждаемого учредителем учреждения (департаментом образования мэрии города Ярославля) и на иные цели. Департамент финансов мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, ее финансовым органом, осуществляющим единую финансовую и бюджетную политику в городе Ярославле, исполнение утвержденного городского бюджета. Положение о Департаменте утверждено решением муниципалитета города Ярославля от 20.03.2007 № 408. Департамент финансов мэрии города Ярославля не наделен функциями главного распорядителя бюджетных средств в отношении муниципальных образовательных организаций.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Согласно частям 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены в "Правилах противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник, если иное не установлено законом или договором.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Абзацем 3 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, установлено, что не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности. Из абзаца 4 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, следует, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусматривающей обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу таких обязанностей относится соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

В силу абзаца четвертого пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Возможность ручного открывания при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки предусмотрена абзацем 4 указанного пункта в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 года N 1885, вступившего в законную силу с 01 марта 2023 года (пункт 2 Постановления).

Прокуратурой Кировского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 83», в ходе которой установлено, что антитеррористическая защищенность объекта, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 16, обеспечена не в полном объеме.

В нарушение пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 пожарный проезд к зданию не оборудован системой противопожарной защиты в виде автоматически открывающихся ворот и шлагбаумов для беспрепятственного проезда на территорию пожарной техники, а также не организовано круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот и шлагбаумов в целях ручного открывания. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

МДОУ «Детский сад № 83» осуществляет деятельность в сфере дошкольного образования в помещениях, расположенных по адресу: ул<адрес> Учредителем МДОУ «Детский сад № 83» является департамент образования мэрии города Ярославля

Из положений Устава образовательного учреждения следует, что департамент образования мэрии города Ярославля обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

Недостаточность бюджетных средств не освобождает ответчиков от принятия необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности детей и работников образовательного учреждения, поскольку в силу требований закона ответчики должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств, в том числе и решением вопроса о финансировании расходов органами местного самоуправления при отсутствии достаточных для этого собственных средств.

В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем, понуждение департамента образования мэрии г. Ярославля к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя бюджетных средств, выделенных для реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Таким образом, установлено, что безопасные условия детей не обеспечены в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью детей в детском дошкольном учреждении. Указанные нарушения подлежат устранению дошкольным учреждением.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения решения, суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда в части выполнения работы в течение 6 месяцев с момента получения необходимого финансирования.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» (ИНН 7604041210) в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств выполнить работы по устранению нарушений пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, а именно обеспечить противопожарную защиту здания (территории), расположенных по адресу: <адрес> автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах либо организовать круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств для ручного их открывания.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля

Судья

О.А.Нувахова

2-3448/2024 ~ М-2329/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Кировского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Депавратмент образования мэрии г. Ярославля
МДОУ "Детский сад № 83"
Другие
Департамент финансов мэрии г. Ярославля
ОНДПР по городу Ярославлю УНДПР ГУ МЧС России по ЯО
Мэрия г. Ярославля
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Нувахова Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
kirovsky--jrs.sudrf.ru
06.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
17.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее