Дело № 2-3448/24
УИД 76RS0014-01-2024-002552-17
Изготовлено 17.09.2024
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2024 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Нуваховой О.А,
при секретаре Малковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования мэрии города Ярославля, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №83» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности
установил :
Заместитель прокурора Кировского района города Ярославля обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту образования мэрии города Ярославля, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №83», в котором просил обязать Департамент образования мэрии города Ярославл в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить финансирование для выполнения работ по устранению нарушений пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, а именно на обеспечение противопожарной защиты Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №83», расположенного по адресу: г<адрес> автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах либо организацию круглосуточного дежурства персонала Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №83» непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств для ручного их открывания. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств выполнить работы по устранению нарушений пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, а именно обеспечить противопожарную защиту здания (территории), расположенных по адресу: <адрес> автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах либо организовать круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств для ручного их открывания.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства о противопожарной безопасности в МДОУ «Детский сад №83» установлено, что в образовательном учреждении не выполняется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности, противодействие терроризму, что ставит под угрозу жизнь и здоровья воспитанников и сотрудников учреждения.
Помощник прокурора Кировского района города Ярославля Кузина А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика заведующая МДОУ «Детский сад №83» Емельянова Е.А. исковые требования признала, пояснила, что для выполнения необходимых мероприятий требуется финансирование.
Представитель ответчика Департамента образования мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель департамента финансов мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указано, что главным распорядителем средств местного бюджета в части расходов на оказание услуг муниципальными образовательными организациями и на содержание зданий является департамент образования мэрии города Ярославля.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные ассигнования из бюджета города предусматриваются на соответствующие цели по конкретным кодам бюджетной классификации расходов. Муниципальным (бюджетным, автономным) учреждениям из бюджета города выделяются средства в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, утверждаемого учредителем учреждения (департаментом образования мэрии города Ярославля) и на иные цели. Департамент финансов мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, ее финансовым органом, осуществляющим единую финансовую и бюджетную политику в городе Ярославле, исполнение утвержденного городского бюджета. Положение о Департаменте утверждено решением муниципалитета города Ярославля от 20.03.2007 № 408. Департамент финансов мэрии города Ярославля не наделен функциями главного распорядителя бюджетных средств в отношении муниципальных образовательных организаций.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Согласно частям 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены в "Правилах противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник, если иное не установлено законом или договором.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Абзацем 3 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, установлено, что не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности. Из абзаца 4 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, следует, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусматривающей обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу таких обязанностей относится соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В силу абзаца четвертого пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Возможность ручного открывания при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки предусмотрена абзацем 4 указанного пункта в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 года N 1885, вступившего в законную силу с 01 марта 2023 года (пункт 2 Постановления).
Прокуратурой Кировского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 83», в ходе которой установлено, что антитеррористическая защищенность объекта, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 16, обеспечена не в полном объеме.
В нарушение пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 пожарный проезд к зданию не оборудован системой противопожарной защиты в виде автоматически открывающихся ворот и шлагбаумов для беспрепятственного проезда на территорию пожарной техники, а также не организовано круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот и шлагбаумов в целях ручного открывания. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
МДОУ «Детский сад № 83» осуществляет деятельность в сфере дошкольного образования в помещениях, расположенных по адресу: ул<адрес> Учредителем МДОУ «Детский сад № 83» является департамент образования мэрии города Ярославля
Из положений Устава образовательного учреждения следует, что департамент образования мэрии города Ярославля обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Недостаточность бюджетных средств не освобождает ответчиков от принятия необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности детей и работников образовательного учреждения, поскольку в силу требований закона ответчики должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств, в том числе и решением вопроса о финансировании расходов органами местного самоуправления при отсутствии достаточных для этого собственных средств.
В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, понуждение департамента образования мэрии г. Ярославля к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя бюджетных средств, выделенных для реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Таким образом, установлено, что безопасные условия детей не обеспечены в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью детей в детском дошкольном учреждении. Указанные нарушения подлежат устранению дошкольным учреждением.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения решения, суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда в части выполнения работы в течение 6 месяцев с момента получения необходимого финансирования.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» (ИНН 7604041210) в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств выполнить работы по устранению нарушений пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, а именно обеспечить противопожарную защиту здания (территории), расположенных по адресу: <адрес> автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах либо организовать круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств для ручного их открывания.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля
Судья |
О.А.Нувахова |