Дело № 5-58/2023
УИД: 44RS0006-01-2023-000664-02
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 ноября 2023 г. гор. Галич Костромской области
Судья Галичского районного суда Костромской области Балашова Е.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении
Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Галичская окружная больница»
(ныне ОГБУЗ «Галичская центральная районная больница»),
ИНН 4403001283, КПП 440301001, ОГРН 1024401437015, юридический адрес: 157202, Костромская область, город Галич, улица Фестивальная, дом 1, не привлекавшегося к административной ответственности по гл. 19 КоАП РФ,
установил:
Комиссией Росздравнадзора по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. (от 14.08.2023 № ТГ-П12-9532) на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 14.08.2023 №365 в период с 17 августа 2023 г. по 23 августа 2023 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Галичская окружная больница», имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности от 10.02.202 №Л041-01140-44/00553189, предоставленной департаментом здравоохранения Костромской области.
В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности и ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части невыполнения стандартов оснащения медицинскими изделиями структурных подразделений ОГБУЗ Галичская ОБ»:
1.1. Кардиологического отделения с палатой реанимации и интенсивной терапии для больных с острым коронарным синдромом (первичного сосудистого отделения). По состоянию на 17.08.2023 - 17 позиций наименований медицинских изделий из 39 утвержденных отсутствовали (56,4%), что является нарушением пп. «б» п. 5 и пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности и п. 36 Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденным приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 918н.
Проверен стандарт оснащения кардиологического отделения с палатой реанимации и интенсивной терапии для больных с острым коронарным синдромом (первичного сосудистого отделения), утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении Порядка оказания некой помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями».
На момент проведения проверки отсутствовали следующие наименования медицинских изделий:
№ п/п |
Наименование оснащения |
Количество, шг. (из расчета на 30 коек отделения и 6 коек палаты реанимации и интенсивной терапии) |
13 наличии |
5. |
Временный электрокардиостимулятор |
2 |
- |
7. |
Ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов (передвижной) |
1 |
(в отделении функциональной диагностики) |
10. |
Автоматические дозаторы лекарственных средств |
2 на 1 койку |
(в реанимации) |
12. |
Противопролежневые матрасы |
1 на 3 койки |
(2 ед. в реанимации) |
13. |
Прикроватные мониторы с центральным пультом и регистрацией электрокардиограммы, артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, насыщение гемоглобина кислородом, температуры тела; с автоматическим включением сигнала тревоги при выходе контролируемого параметра за установленное время |
на каждую койку |
(4 ед. в палате интенсивной терапии) |
14. |
Портативный электрокардиограф |
1 на 6 коек |
(2 ед. в реанимации) |
15. |
Аппаратура для исследований основных показателей гемодинамики |
1 на 6 коек |
(1 ед. в реанимации) |
16. |
Электрокардиостимулятор для трансвенознойэндокардиальной и наружной электрической стимуляции сердца |
1 на 3 койки |
- |
17. |
Аппарат для вспомогательного кровообращения |
1 на 9 коек |
- |
19. |
Электроотсасыватель хирургический с бактериальным фильтром |
1 на 3 койки |
1 |
21. |
Дефибриллятор бифазный с функцией синхронизации |
1 на 3 койки |
1 (в реанимации) |
22. |
Портативный дыхательный аппарат для транспортировки |
1 на 1 палату реанимации и интенсивной терапии |
- |
26. |
Тонометры прикроватные |
1 на койку |
(4 ед. переносных) |
33. |
Аппарат суточного мониторирования артериального давления |
1 на 10 коек |
(1 ед. в отделении функциональной диагностики) |
35. |
Ингалятор аэрозольный компрессионный (небулайзер) портативный |
2 |
1 |
36. |
Аппарат экспресс определения международного нормализованного отношения портативный |
1 |
(в лаборатории) |
37. |
Аппарат экспресс определения кардиомаркеров портативный |
1 |
(в лаборатории) |
Таким образом, первичное сосудистое отделение ОГБУЗ «Галичская ОБ» (кардиологический профиль) оснащено на 56,4%.
Неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичного сосудистого отделения) (за исключением палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии). По состоянию на 17.08.2023 - 23 позиций наименований медицинских изделий из 52 утвержденных в отделении отсутствовали. Таким образом, ОГБУЗ «Галичская ОБ» по неврологическому профилю оснащено на 55,8%. Палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичного сосудистого отделения). По состоянию на 17.08.2023 - 19 позиций наименований медицинских изделий из 51 утвержденных отсутствовали (62,7%),что является нарушением пп. «б» п. 5 и пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании и п. 38 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденным приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н:
Проверен стандарт оснащения неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичного сосудистого отделения) (за исключением палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии), утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
На момент проведения проверки отсутствовали следующие наименования медицинских изделий:
№ п/п |
Наименование оборудования (оснащения) |
Количество, шт. |
В наличии |
2 |
Прикроватный столик |
по числу коек |
6 |
4 |
Кресло-туалет |
не менее 1 на 3 койки |
1 |
5 |
Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками |
по числу коек |
2 |
6 |
Прикроватная информационная доска (маркерная) |
по числу коек |
- |
7 |
Противопролежневый матрас |
не менее 1 на 6 коек |
2 (в реанимации) |
9 |
Тележка для перевозки больных |
не менее 1 на 12 коек |
1 (при этом коек в отделении 16) |
12 |
Стол для кинезотерапии |
не менее 1 на 12 коек |
1 (при этом коек в отделении 16) |
13 |
Мат напольный |
не менее 1 на 3 койки |
- |
14 |
Ортез для коленного сустава |
не менее 1 на 3 койки |
1 (при этом коек в отделении 16) |
15 |
Ортез для кисти |
не менее 1 на 3 койки |
1 (при этом коек в отделении 16) |
16 |
Ортез для голеностопного сустава |
не менее 1 на 3 койки |
1 (при этом коек в отделении 16) |
17 |
Негатоскоп |
1 |
- |
22 |
Аппарат ультразвуковой терапии переносной |
1 на 30 коек |
(имеется только в физиокабинете) |
23 |
Аппарат электротерапии (постоянный ток) переносной |
2 на 30 коек |
(имеется только в физиокабинете) |
24 |
Аппарат магнитотерапии переносной |
4 на 30 коек |
(имеется только в физиокабинете) |
25 |
Аппарат низкочастотной электротерапии микротоками переносной |
3 на 30 коек |
(имеется только в физиокабинете) |
26 |
Аппарат для электромагнитотерапии переносной |
не менее 1 на 6 коек |
(имеется только в физиокабинете) |
27 |
Аппарат для лазерной терапии переносной |
не менее 2 на 30 коек |
(имеется только в физиокабинете) |
29 |
Переносной УФО-аппарат переносной |
не менее 2 на 30 коек |
(имеется только в физиокабинете) |
30 |
Аппарат для электростимуляции переносной |
не менее 2 на 30 коек |
(имеется только в физиокабинете) |
31 |
Аппарат для вакуум-пресстерапии переносной |
не менее 2 на 30 коек |
- |
48 |
Поручни в коридорах, ванных и туалетных комнатах |
по количеству помещений |
- |
49 |
Ширма медицинская |
2 |
1 |
Таким образом, первичное сосудистое отделение ОГБУЗ «Галичская ОБ» (неврологический профиль) оснащено на 55,8%.
Проверен стандарт оснащения палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичного сосудистого отделения), утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 №928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения».
На момент проведения проверки отсутствовали следующие наименования медицинских изделий:
№ п/п |
Наименование оборудования (оснащение) |
Количество, шт. |
В наличии |
6 |
Противопролежневый матрас |
по числу коек |
2 |
7 |
Одеяло для наружного охлаждения |
1 на 2 койки |
- |
9 |
Ширма трехсекционная |
1 на 2 койки |
- |
10 |
Тележка-каталка для перевозки больных с гидроподъемником |
не менее 2 |
1 |
17 |
Центральная станция мониторирования гемодинамики и дыхания |
1 |
- |
18 |
Многофункциональная система ультразвуковой допплерографии с возможностью выполнения транскраниальной допплерографии, длительного транскраниального допплеровского мониторирования, микроэмболодетекции |
1 |
- |
19 |
Портативный ультразвуковой сканер, с датчиками для проведения ультразвукового дуплексного сканирования экстракраниальных отделов брахиоцефальных артерий, транскраниального дуплексного сканирования,трансторакальной эхокардиографии |
1 |
(1 в кабинете функциональной диагностики) |
20 |
Компьютерный элекгроэнцефалограф с возможностью длительного мониторирования электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов |
1 |
- |
22 |
Весы для взвешивания лежачих больных |
1 на 6 коек |
- |
28 |
Аппарат для искусственной вентиляции легких портативный транспортный |
не менее 1 |
- |
30 |
Манометр для определения давления в манжете эндотрахеальной трубки |
1 |
- |
31 |
Пульсоксиметр портативный |
не менее 3 |
1 |
34 |
Энтеромат |
1 на 1 койку |
- |
36 |
Мобильная реанимационная медицинская тележка-каталка |
не менее 1 на 3 койки |
- |
38 |
Аппарат кардиоинтервалографии |
1 |
- |
39 |
Эндоскопическая стойка, с возможностью оценки нарушений глотания |
не менее 1 |
- |
40 |
Автоматический пневмомассажер конечностей |
1 на 1 койку |
- |
41 |
Стол-вертикализатор |
не менее 1 на 6 коек |
- |
42 |
Негатоскоп |
1 |
- |
Таким образом, первичное сосудистое отделение ОГБУЗ «Галичская ОБ» (блок реанимации и интенсивной терапии) оснащено на 62,7%.
1.3 Фельдшерско-акушерский пункт ОГБУЗ «Галичская ОБ», расположенный по адресу: 157236, Костромская область, Галичский район, с. Углево, ул. Михаила Филиппова, д. 14, пом. 2. По состоянию на 18.08.2023 - 24 позиции наименований медицинских изделий из 53 утвержденных отсутствовали. Таким образом, фельдшерско-акушерский пункт ОГБУЗ «Галичская ОБ» оснащен медицинскими изделиями на 54,7%, что нарушает пп. «б» п. 5 и пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании и п.2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздрава России от 15.05.2012 № 543н.
Проверен стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта ОГБУЗ«Галичская ОБ», расположенного по адресу: 157236, Костромская область, Галичский район, с. Углево, ул. Михаила Филиппова, д. 14, пом. 2 согласно приложения № 14 к приказу Минздрава России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико- унитарной помощи взрослому населению».
На момент проверки отсутствовали следующие наименования медицинских изделий:
№ п/п |
Наименование оборудовании (оснащения) |
Требуемое количество, шт. |
Наличие |
4. |
Шкаф для белья |
1 |
- |
6. |
Вешалка для одежды |
2 |
- |
15. |
Автоматический дефибриллятор |
1 |
- |
16. |
Тонометр для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года |
не менее 1 <1> |
- |
18. |
Сейф для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества |
1 |
- |
21. |
Носилки |
2 |
- |
22. |
Щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный |
1 |
- |
23. |
Костыли |
2 |
- |
24. |
Одеяло с подогревом |
1 |
- |
25. |
Секундомер |
2 |
- |
26. |
Термометр медицинский |
5 |
2 |
27. |
Пузырь для льда |
2 |
- |
28. |
Шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции) |
2 |
- |
29. |
Роторасширитель одноразовый |
2 |
- |
30. |
Языкодержатель |
2 |
- |
31. |
Стерилизатор электрический средний |
1 |
- |
33. |
Кислородный ингалятор |
1 |
- |
37. |
Комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни |
1 |
- |
40. |
Дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) |
1 |
- |
47. |
Набор для проведения коникотомии одноразовый |
1 |
- |
54. |
Укладка с педикулоцидными средствами |
2 |
- |
55. |
Укладка экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико- санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи |
1 |
- |
56. |
Укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих |
1 |
- |
57. |
Тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления |
1 |
- |
Таким образом, фельдшерско-акушерский пункт больницы, расположенный по адресу: 157236, Костромская область, Галичский район, с. Углево, ул. Михаила Филиппова, д. 14, пом. 2 оснащен на 54,7%.
Кроме того, комиссией установлены несоблюдения ОГБУЗ «Галичская ОБ» лицензионных требований при осуществление медицинской деятельности, утвержденных пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании следующих порядков оказания медицинской помощи:
п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 919н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», в части отсутствия в проведении диагностических мероприятий пациенту во время реанимации (отсутствует ЭКГ до начала и после СЛР);
п. 19, п. 20, п. 21 и п. 23 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказомМинздрава России от 15.11.2012 № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения», в части отсутствия осмотра врачом-неврологом при поступлении (пациент осмотрен только 17.10.2022), отсутствует определение содержания тромбоцитов, глюкозы в периферической крови, МНО, АЧТВ втечение20 минут с момента забора крови (анализы проведены только 19.10.2022, а пациент поступил 15.10.2022), отсутствует заключения КТ-исследования или MPT-исследования головного мозга и исследования крови не более 40 минут (КТ исследование проведено только 17.10.2022, анализы 19.10.2022);
п. 20, п. 28 и п. 29 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозговогообращения», в части не определения содержания тромбоцитов, глюкозы в периферической крови, МНО, АЧТВ в течение 20 минут с момента забора крови и, отсутствие проведения дуплексного сканирования экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов;дуплексное сканирование
траскраниальное; отсутствие мониторинга неврологического статуса (не реже чем 1 раз в 4 часа, при необходимости чаще), мониторинга соматического статуса, включающий контроль за функцией сердечно-сосудистой, дыхательной системы и системы гомеостаза (не реже чем 1 раз в 4 часа, при необходимости чаще);
п. 94 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство гинекология», утвержденного приказом Минздрава России от 20.10.2020 №1130н«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», в части отсутствия в медицинской карте женщины, которой проводилось искусственное прерывание беременности, заключения (отметки) о проведённом психологическом доабортномкультировании (К.Я.С., медицинская карта № 1978);
п. 9 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденного приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с (применением телемедицинских технологий», в части непроведенияОГБУЗ «Галичская ОБ» телемедицинских консультаций, при электрокардиографы с возможностью дистанционной отправки ЭКГ отсутствуют в 12 из 17 фельдшерско-акушерских пунктах ОГБУЗ «ГаличскаяОБ» (70,6%).
Выявлены нарушения порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации:
пп. 1а) п. 17; пп. 10 п. 16 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного приказом Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», в части не измерения внутриглазного давления при первом прохождении профилактического медицинского осмотра, далее в возрасте 40 лет и старше 1 раз в год (карта учета медицинского осмотра (диспансеризации) № 748 М.В.Ф. 18.12.1962 г.р. - 60 лет);
пп. 1б) п. 17; пп. в) п. 1 Приложения № 2 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного приказом Минздрава России от 27.04.2021№ 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», в части не проведении скрининга на выявление злокачественных новообразований предстательной железы (у мужчин) в возрасте 45, 50, 55, 60 и 64 лет - определение простат-специфического антигена в крови (карта учета медицинского осмотра (диспансеризации) № 748 М.В.Ф. 18.12.1962 г.р. – 60 лет).
Выявлены нарушения порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности:
п. 11 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части ненадлежащего ведения Журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности (начат: 03.04.2023, окончен: 13.07.2023), выразившегося в неполном заполнении граф.
Выявлены нарушения порядка проведения медицинского осмотра (предварительного, периодического):
- п. 5 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утверждённого приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч.4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры», в части проведения предварительных и периодических медицинских осмотров медицинскими работниками, не прошедшими в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» и не имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».
В ходе внеплановой выездной проверки ОГБУЗ «Галичская ОБ»представлены Удостоверение о повышении квалификации по программе «Профпатология» и Сертификат специалиста по допуску к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности профпатология», которые дают право главному врачу Больницы Забродину Н.А. проводить предварительные и периодические медицинские осмотры.
Иные специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» и имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология», в медицинской организации отсутствуют.
Выявлены нарушения порядка проведения медицинского освидетельствования кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители:
п. 5 Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан, утвержденного приказом Минздрава России от 18.06.2014 № 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять подопеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан», в части непроведения лабораторных исследований: проведение реакции Вассермана (RW); молекулярно-биологическое исследование крови на вирусный гепатит В (Hepatitis В virus); молекулярно-биологическое исследование крови на ярусный гепатит С (Hepatitis С virus); определение антител классов М, G (IgM, IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1 (HumanimmunodeficiencyvirusHIV 1) в крови; определение антител классов М, G (IgM, IgG) к вирусу Иммунодефицита человека ВИЧ-2 (HumanimmunodeficiencyvirusHIV 2) в крови (медицинские карты пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях №№ 45218, 34452/7199-ст).
Выявлены нарушения порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием:
п. 17 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденного приказом Минздрава России от 26.11.2021 №1104н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов», в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма № 025/у с медицинским заключением сер. АА №000097) (№ 27955-вз/0-Д/0-Ст/0-Ж), отсутствуют справки по результатам лабораторных исследований.
Также в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия Комиссией в деятельности ОГБУЗ «Галичская ОБ» установлены следующие нарушения лицензионных требований:
пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п. 9, п. 10, п. 21 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: в части несоблюдения порядка проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а именно:
плановые проверки качества и безопасности медицинской деятельности проводятся;
целевые проверки качества и безопасности медицинской деятельности не проводятся;
оценка качества и безопасности медицинской деятельности по итогам проведенных плановых и целевых проверок не осуществляется.
пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п. 16.2 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» в части отсутствия на заседаниях врачебных комиссии секретаря.
Проведена оценка протоколов заседаний врачебных комиссий от 17.03.2023 и от 22.03.2023.
В нарушение п. 16.2 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», в составе врачебной комиссии отсутствует секретарь.
Согласно п. 8 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.
3) пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании, ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п. 6 приложения № 1 Порядка дачи информированногодобровольного согласия на медицинское вмешательство, утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2021 №1051н «Об утверждении Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства» в части отсутствия оформленного информированного добровольного согласия (нет подписи пациента или законного представителя).
4) пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»:
пп. а) п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в части не качественного ведения медицинской документации (отсутствует время выполнения эхокардиографии, не заполнение листа плана обследования, листа врачебных назначений);
пп. а) п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в части отсутствия оформленного информированного добровольного согласия (нет подписи пациента или законного представителя);
пп. г) и д) п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в частиотсутствия сформированного плана обследования, лечения при первичном осмотре;
пп. 5 п. 3.9.3 раздела 3 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в частиотсутствия времени введения препарата “актилизе”, таким образом невозможно оценить соблюден ли промежуток времени не позднее 30 минут от момента поступления в стационар;
пп. е) п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в части назначения препарата «метопролол», обладающий гипотензивным действием пациенту при низком артериальном давлении АД 80/50;
пп. г) и д) п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в части отсутствия сформированного плана обследования, лечения при первичном осмотре;
пп. з) п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в частиотсутствия даты и времени при установлении клинического диагноза пациентав течении 24 часов с момента поступления по экстренным показаниям;
пп. б) п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в части несоблюдения хронологического порядка ведения медицинской документации, например, в одно время проведён осмотр пациента (дневниковая запись), снята ЭКГ с расшифровкой; не указывается время проведения осмотров, обследований;
пп. и) п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в части отсутствует обоснования клинического диагноза;
пп. л) п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» и п. 4.13 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» в части отсутствия дневниковых записей введения наркотических средств.
пп. «г» п. 6 Положения о лицензировании в части несоблюдения порядка внесения информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения: выявлены факты несоблюдения порядка внесения информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в Федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов (далее - ФГИС МДЛП).
Проведен сравнительный анализ фактических остатков и данных ФГИС МДЛП, внесенных ОГБУЗ «Галичская ОБ» о движении лекарственных препаратов по 53 наименованиям, числящихся без движения с ноября 2022 года и срок годности, которых, истек.
Согласно данным системы ФГИС МДЛП на балансе ОГБУЗ «Галичская ОБ» числятся без движения с ноября 2022 года и срок годности которых истек 53 наименования лекарственных препаратов по 53 сериям в количестве 237 упаковок.
Согласно данным ОГБУЗ «Галичская ОБ» по состоянию на 18.08.2023 на балансе медицинской организации числятся лекарственные препараты по 3 наименованиям и 3 сериям в количестве 14 упаковок.
Таким образом, ОГБУЗ «Галичская ОБ» внесена информация в систему ФГИС МДЛП о лекарственных препаратах по 50 наименованиям и 50 сериям в количестве 223 упаковок, фактически отсутствующих в медицинской организации. В систему ФГИС МДЛП внесена информация по движению лекарственных препаратов, не соответствующая фактическим данным.
Данные нарушения зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 23.08.2023 №365, составленном уполномоченными лицами Роздравнадзора.
Таким образом, по мнению заместителя начальника отдела контроля и надзора за медицинской и фармацевтической деятельностью Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Костромской области Базановой Т.А., составившей протокол об административном правонарушении от 29 августа 2023 г. за № 15/23, ОГБУЗ «Галичская окружная больница» осуществляла деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальнымразрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательна, за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
До рассмотрении дела от и.о. главного врачаОГБУЗ «Галичская центральная районная больница» Папичевой М.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с указанными выявленными грубыми нарушениями лицензионных требований в деятельности больницы она согласна. Также в ходатайстве указала, что больница находится в тяжелом материальном положении, что подтверждается уведомлением № 1987 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа от 08.11.2023 г., и наказание в виде штрафа негативно отразится на деятельности медицинской организации, которая имеет высокую социальную значимость. В связи с этим и на основании ч.3.2 ст.4.1. КоАП РФ, просит назначить наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
Представители Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Костромской области в лице Хрящевой Е.Ю. и Алова М.А., действующих на основании доверенностей, поддержали протокол по делу о административном правонарушении в отношении ОГБУЗ «Галичская ОБ» и не возражали против применения положений ч.3.2 ст.4.1. КоАП РФ при назначении наказания.
Выслушав представителей Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Костромской области, исследовав представленные в суд материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2.1 ч.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; 2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; 3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; 4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; 5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п.3 статьи); медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях (п.10 статьи).
В силу ст.20 данного Федерального закона, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Ст. 48 этого же Федерального закона гласит, что врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента. Консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 79 вышеуказанного Федерального закона медицинская организация обязана вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ст.90 данного Федерального закона предусмотрено, что органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852, лицензионным требованием является: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пп. «а», «б», «г» п. 6 данного Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются: соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также требований части 7 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
В соответствии с п. 36 Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 918н, медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным, в том числе с применением кардиохирургических и рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 29 к настоящему Порядку.
В силу п. 38 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н, медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным с ОНМК, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 7 к настоящему Порядку.
Согласно п.2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздрава России от 15.05.2012 № 543н, организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к настоящему Положению.
В соответствии с п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 919н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" оказывается в экстренной, неотложной и плановой формах и включает комплекс медицинских и реабилитационных мероприятий, целью которых является: профилактика и лечение боли и болезненных ощущений у пациентов, выбор вида обезболивания в соответствии с соматическим статусом пациента, характером и объемом вмешательства и его неотложностью; поддержание и (или) искусственное замещение обратимо нарушенных функций жизненно важных органов и систем при состояниях, угрожающих жизни пациента; проведение лечебных и диагностических мероприятий пациентам во время анестезии, реанимации и интенсивной терапии; лабораторный и функциональный мониторинг за адекватностью анестезии и (или) интенсивной терапии ;наблюдение за состоянием пациентов в пред- и посленаркозном периоде и определение его продолжительности; лечение заболевания, вызвавшего развитие критического состояния; отбор пациентов, подлежащих лечению в подразделении, оказывающем анестезиолого-реанимационную помощь, перевод пациентов в отделения по профилю заболевания или в палаты интенсивного наблюдения (послеродовые, послеоперационные и другие) после стабилизации функций жизненно важных органов.
Согласно п. 19, п. 20, п. 21, п. 23, п.28 и п.29 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения»: больные с признаками ОНМК при поступлении в смотровой кабинет Отделения осматриваются дежурным врачом-неврологом, который:оценивает состояние жизненно важных функций организма больного, общее состояние больного, неврологический статус;по медицинским показаниям проводит мероприятия, направленные на восстановление нарушенных жизненно важных функций организма больного с признаками ОНМК;организует выполнение электрокардиографии, забора крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, международного нормализованного отношения, активированного частичного тромбопластинового времени (пункт 19); определение содержания тромбоцитов, глюкозы в периферической крови, МНО, АЧТВ производится в течение 20 минут с момента забора крови, после чего результат передается дежурному врачу-неврологу Отделения (пункт 20); после проведения мероприятий, указанных в пункте 19 настоящего Порядка, больной с признаками ОНМК направляется в отделение лучевой диагностики с кабинетом компьютерной томографии и (или) кабинетом магнитно-резонансной томографии медицинской организации, в которой создано Отделение, в котором осуществляется проведение компьютерной томографии (далее - КТ-исследование) или магнитно-резонансной томографии (далее - МРТ-исследование) головного мозга для уточнения диагноза (пункт 21); время с момента поступления больного с признаками ОНМК в Отделение до получения дежурным врачом-неврологом Отделения заключения КТ-исследования или МРТ-исследования головного мозга и исследования крови составляет не более 40 минут (пункт 23); в палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии в течение 3 часов с момента поступления каждому больному с ОНМК проводятся: оценка неврологического статуса, в том числе с использованием оценочных шкал; оценка соматического статуса; оценка функции глотания; оценка нутритивного статуса ;лабораторные исследования крови (развернутый общий анализ, биохимический анализ, коагулограмма) и общий анализ мочи; дуплексное сканирование экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов; дуплексное сканирование транскраниальное; определение тактики ведения и назначение необходимых мероприятий, направленных на предотвращение повторного развития ОНМК (пункт 28); в палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии Отделения в течение всего срока пребывания каждому больному с ОНМК проводятся:мониторинг неврологического статуса (не реже чем 1 раз в 4 часа, при необходимости чаще);мониторинг соматического статуса, включающий контроль за функцией сердечно-сосудистой, дыхательной системы и системы гомеостаза (не реже чем 1 раз в 4 часа, при необходимости чаще);мониторинг лабораторных показателей;мероприятия по предупреждению соматических осложнений и повторного развития ОНМК; оценка нутритивного статуса; ранняя медицинская реабилитация (пункт 29).
В силу п. 94 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство гинекология», утвержденного приказом Минздрава России от 20.10.2020 №1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», при первичном обращении женщины с целью искусственного прерывания беременности врач - акушер-гинеколог, а в случае его отсутствия - врач общей практики (семейный врач), медицинский работник фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерских здравпунктов направляет беременную на основе ИДС в кабинет медико-социальной помощи женской консультации (Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) для консультирования психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе). При отсутствии кабинета медико-социальной помощи (Центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) консультирование проводит медицинский работник с высшим или средним медицинским образованием, прошедший повышение квалификации по психологическому доабортному консультированию.
Согласно п. 10 Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденного приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с (применением телемедицинских технологий», оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется медицинскими работниками, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников, а также при условии регистрации соответствующих медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
В соответствии пп. 10 п. 16 и пп.1а п. 17 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного приказом Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», профилактический медицинский осмотр включает в себя: измерение внутриглазного давления при первом прохождении профилактического медицинского осмотра, далее в возрасте 40 лет и старше 1 раз в год.Диспансеризация проводится в два этапа. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, риска пагубного употребления алкоголя, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, определения группы здоровья, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации и включает в себя: для граждан в возрасте от 18 до 39 лет включительно 1 раз в 3 года:а) проведение профилактического медицинского осмотра в объеме, указанном в подпунктах 1 - 11 пункта 16 настоящего порядка;
Согласно пп. 1б п. 17 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения и пп. в п. 1 Приложения № 2 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного приказом Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», диспансеризация проводится в два этапа. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, риска пагубного употребления алкоголя, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, определения группы здоровья, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации и включает в себя: проведение мероприятий скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний, согласно приложению N 2 к настоящему порядку. В рамках профилактического медицинского осмотра или первого этапа диспансеризации проводится: скрининг на выявление злокачественных новообразований предстательной железы (у мужчин).
В соответствии с п. 5 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утверждённого приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н, для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющие действующий сертификат по специальности "профпатология". Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог. Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Согласно п. 5 Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан, утвержденного приказом Минздрава России от 18.06.2014 № 290н, медицинское освидетельствование включает в себя медицинские осмотры врачами-специалистами, лабораторные и рентгенографические исследования в следующем объеме: 1) осмотр врачом-терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом-терапевтом цехового врачебного участка, врачом общей практики (семейным врачом)) (далее - врач-терапевт); 2) проведение реакции Вассермана (RW); 3) молекулярно-биологическое исследование крови на вирусный гепатит B (Hepatitis B virus); 4) молекулярно-биологическое исследование крови на вирусный гепатит C (Hepatitis C virus); 5) определение антител классов M, G (IgM, IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1 (Human immunodeficiency virus HIV 1) в крови; 6) определение антител классов M, G (IgM, IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-2 (Human immunodeficiency virus HIV 2) в крови; 7) флюорографию легких либо рентгенографическое исследование легких; 8) осмотр врачом-инфекционистом; 9) осмотр врачом-фтизиатром; 10) осмотр врачом-психиатром-наркологом; 11) осмотр врачом-психиатром.
Как следует из п. 17 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденного приказом Минздрава России от 26.11.2021 №1104н, результаты проведенных в рамках медицинского освидетельствования медицинских осмотров (включая справки по результатам психиатрического освидетельствования, осмотра врачом - психиатром-наркологом, врачом-офтальмологом и лабораторных исследований), а также обоснованный вывод о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний к владению оружием вносятся врачом медицинской организации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, в медицинскую карту.
В соответствии с п. 9, п. 10, п. 21 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава России от 31.07.2020 № 785н, внутренний контроль включает следующие мероприятия: оценку качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок; сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ; учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи); мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций; анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; анализ информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий, сообщаемой медицинской организацией в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке; мониторинг наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации специалиста (п.9); плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым руководителем медицинской организации, не реже 1 раза в квартал. Предмет плановых и целевых (внеплановых) проверок определяется в соответствии с пунктом 2 настоящих Требований (п.10); по итогам проведенных мероприятий внутреннего контроля осуществляются: разработка предложений по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов и их реализация; анализ результатов внутреннего контроля в целях их использования для совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности; обеспечение реализации мер, принятых по итогам внутреннего контроля (п.21).
В силу п.8 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н, врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.
Согласно п. 16.2 данного Порядка, решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит, в том числе, следующие сведения: список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании.
Как следует из п. 6 приложения № 1 Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2021 №1051н, информированное добровольное согласие оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему приказу, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 2 настоящего Порядка, медицинским работником либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 2 настоящего Порядка, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.
В соответствии с пп. а, е п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 №203н, критерии качества в стационарных условиях и в условиях дневного стационара:
а) ведение медицинской документации - медицинской карты стационарного больного, истории родов, истории развития новорожденного: заполнение всех разделов, предусмотренных стационарной картой; наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;
б) первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи в приемном отделении или профильном структурном подразделении (далее - профильное отделение) (дневном стационаре) или отделении (центре) анестезиологии-реанимации медицинской организации: оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в стационарной карте;
г) формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;
д) формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента, лабораторных и инструментальных методов исследования (при наличии);
е). назначение лекарственных препаратов с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;
з) установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных и инструментальных методов обследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций: установление клинического диагноза в течение 72 часов с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар) медицинской организации; установление клинического диагноза при поступлении пациента по экстренным показаниям не позднее 24 часов с момента поступления пациента в профильное отделение;
и) внесение в стационарную карту в случае особенностей течения заболевания, требующих дополнительных сложных и длительно проводимых методов исследований, соответствующей записи, заверенной подписью заведующего профильным отделением (дневным стационаром): принятие решения о необходимости проведения дополнительных исследований вне данной медицинской организации врачебной комиссией медицинской организации с оформлением протокола и внесением в стационарную карту; принятие при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения консилиумом врачей с оформлением протокола и внесением в стационарную карту; оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в стационарной карте, подписанного лечащим врачом и заведующим профильным отделением (дневным стационаром);
л) проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения: проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) после установления клинического диагноза; проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) при изменении степени тяжести состояния пациента;
В пп.5 п. 3.9.3 данного Критерия, определены критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при остром коронарном синдроме (коды по МКБ - 10: I20.0; I21 - I24): проведена (при остром коронарном синдроме с подъемом сегмента ST электрокардиограммы) терапия фибринолитическими лекарственными препаратами не позднее 30 минут от момента поступления в стационар (в случае, если терапия фибринолитическими лекарственными препаратами не проведена на догоспитальном этапе) или выполнено первичное чрескожное коронарное вмешательство не позднее 1 часа от момента поступления в стационар (в зависимости от медицинских показаний и при отсутствии медицинских противопоказаний).
Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Факт совершения ООО «Галичская окружная больница» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и его виновность в данном правонарушении подтверждается совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: решением руководителя Росздравнадзора Самойловой А.В. от 16.08.2023 о проведении выездной внеплановой проверки (том 1 л.д.24-32), поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 14.08.2023 (том 1 л.д.33), актом внеплановой выездной проверки от 23.08.2023 (том 1 л.д.34-59), предписанием от 23.08.2023 (том 1 л.д.60-66); протоколом осмотра помещения № 1 от 17.08.2023 (том 1 л.д.67-69), протоколом осмотра помещения № 2 от 18.08.2023 (том 1 л.д.72-73), протоколами опроса от 17.08.2023 и от 18.08.2023 (том 1 л.д.70-71,74-75, 76-86), журналом регистрации выданных листков нетрудоспособности (том 1 л.д.90-95), Положением о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (том 1 л.д.100-152), приказами «О создании врачебной комиссии» (том 1 л.д.153-155), Положением о врачебной комиссии (том 1 л.д.156-158), планом-графиком заседания врачебной комиссии (том 1 л.д.159), протоколом заседания врачебной комиссии от 22.03.2023 (том 1 л.д.160-161), протоколом ВК № 26 от 17.03.2023 (том 1 л.д.162), копиями амбулаторных карт (том 1 л.д.163-166), журналом клинико-экспертной работы ЛПУ (том 1 л.д.167-173), данными о лекарствах, не выведенных из оборота (том 1 л.д.176-177), приказом от 30.12.2022 (том 1 л.д.179-180), Правилами обращения медицинских изделий в медицинской организации (том 1 л.д.181-189), копиями медицинских карт в стационарных условиях (том 1 л.д.190-264, том 2 л.д.1-55), копиями карт учета диспансеризации (том 2 л.д.56-68) и другими материалами дела.
Таким образом, судом установлено, что ОГБУЗ «Галичская окружная больница» осуществляла деятельность с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией.
При таких обстоятельствах, вина ОГБУЗ «Галичская окружная больница» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, нашла своё подтверждение.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством суд признаёт признание Обществом вины.
Отягчающих по делу обстоятельств не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о назначении ОГБУЗ «Галичская окружная больница» наказания в виде административного штрафа.
Однако суд находит возможным назначить ОГБУЗ «Галичская окружная больница» наказание с учетом положений ч.ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела, а также то, что ОГБУЗ «Галичская окружная больница (ныне ОГБУЗ «Галичская ЦРБ») находится в тяжелом материальном положении, привлекается к административной ответственности впервые, и считает, что административное наказание должно быть назначено с применением ч.ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 75 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.19.20, 29.9, 29.10,29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░») ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.19.20 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 75 000 (░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░/░ 04411822280), ░░░ 4401061350, ░░░ 440101001, ░░░ 043469001, ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░, ░░░░ № 03100634000000014100, ░░░░░ 34701000, ░░░░░░░░░░ 00011601191010020140.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░.32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░