Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-925/2024 ~ М-85/2024 от 12.01.2024

    55RS0007-01-2024-000139-04

    Дело № 2-925/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2024 года                                      город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.В.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периода работы в страховой стаж,

    установил:

    Б.В.А. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о включении периода работы в страховой стаж.

    В обоснование указал, что 03.10.2023 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях). Решением пенсионного органа в назначении страховой пенсии по старости отказано по причине обращения за назначением пенсии ранее возникновения права на пенсию. При этом, в страховой стаж истца не включен периоды работы на территории Республики Казахстан с 01.01.1991 по 13.08.1997 на Костанайской ТЭЦ Костанайский тепловых сетей.

    Просил включить в страховой стаж истца для определения его права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях период работы с 01.01.1991 по 13.08.1997 на Костанайской ТЭЦ Костанайский тепловых сетей.

Истец Б.В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представитель ответчика М.Н.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных истцом требований возражала, просила в иске отказать.

    Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

    Судом установлено, что 03.10.2023 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях. Решением пенсионного органа от 06.10.2023 в назначении страховой пенсии по старости по заявленному основанию отказано по причине обращения за назначением пенсии ранее возникновения права на пенсию.

    При этом, в страховой стаж истца для определения его права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях не включен период работы на территории Республики Казахстан с 01.01.1991 по 13.08.1997.

    Полагая, что органом пенсионного обеспечения необоснованно исключен из подсчета страхового стажа поименованный выше период работы на территории Республики Казахстан, истец обратился в суд с настоящим иском.

    Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.

    В соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019, вступило в силу с 01.01.2021) назначение и выплата пенсии участниками соглашения, к числу которых отнесены, в том числе, РФ и Республика Казахстан, осуществляются в следующем порядке:

    за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

    за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

    В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

    Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

    Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

    В соответствии со статьей 11 Закона о страховых пенсиях периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно которым предлагается трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивать к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).

    Исходя из вышеприведенных положений закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, следует, что периоды работы истца могли быть включены в страховой стаж при его подтверждении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Законом о страховых пенсиях.

    В силу части 1 статьи 8 Закона страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

    Согласно статье 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    В статье 14 Закона о страховых пенсиях определено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).

    Частью 4 статьи 14 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила подсчета и подтверждения страхового стажа).

    Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

    В силу пункта 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 названных Правил.

    Так, согласно пункту 11 Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

    Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

    Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

    Согласно пункту 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа в страховой стаж включаются (засчитываются), в том числе периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Исходя из вышеуказанных норм следует, что в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения об отдельных периодах трудовой деятельности или данные сведения отсутствуют, то условием для включения в страховой стаж периода осуществления такой деятельности является уплата страховых взносов, которая подтверждается документами, выданными территориальными органами Пенсионного Фонда РФ, территориальными налоговыми органами или архивными справками.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, спорный период работы истца имел место до указанной даты и может быть подтвержден данными трудовой книжки, а также иными письменными доказательствами.

    По данным представленной в материалы дела трудовой книжки серии , выданной на имя Б.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 17.12.1984 по 12.08.1997 истец работал на Костанайской ТЭЦ (с учетом переименования организации) (л.д.6-14).

    В материалы дела также представлены надлежаще оформленные архивные данные, отражающие факт работы истца в спорный период, размер его заработной платы.

Так, из представленной в материалы дела справки РГУ «Департамент комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Костанайской области» от 18.08.2023 следует, что в документах по личному составу неполного архивного фонда предприятия «Гортеплокоммунэнерго» имеются: в личной карточке формы Т-2 на Б.В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сведения о том, что приказом (дата не указана) Б.В.А. принят электромонтером с 17 декабря 1984 года; приказ (распоряжение) от 13 августа 1997 года о прекращении трудового договора по коммунальному государственному предприятию «Кустанайские тепловые сети», которым Б.В.А., электромонтер, уволен по ст. 32 КЗОТ Республики Казахстан – собственное желание – с 13 августа 1997 года (так в документе). Приведены в отношении истца сведения о начислении и выплате заработной платы (л.д. 19-21).

    Как следует из материалов пенсионного дела и не оспаривалось сторонами, спорный период работы истца с 01.01.1991 по 13.08.1997 включен в страховой стаж истца для целей пенсионного обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, однако не принят к учету при оценке пенсионных прав истца в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях.

    Разрешая требования истца в указанной части, суд принимает во внимание следующее.

    В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

    Статьей 12 Закона о страховых пенсиях предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

    Из положений части 9 статьи 13 Закона о страховых пенсиях следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 названного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 названного Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 названной статьи.

    Согласно положениям части 8 статьи 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

    Устанавливая право на назначение страховой пенсии по требуемым истцом основаниям, законодатель определил порядок исчисления общей продолжительности страхового стажа, в который подлежат включению лишь периоды, предусмотренные частью 1 статьи 11, пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона о страховых пенсиях, к которым периоды трудовой деятельности на территории Республики Казахстан не относятся.

    Возможность включения в страховой стаж периода работы на территории Республики Казахстан для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях частью 9 статьи 13 этого закона не предусмотрена. Только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона о страховых пенсиях периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Законодатель при определении льготного порядка назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, предусматривающий включение в страховой стаж только периодов работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях, при условии, чтоза эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в связи с чем, оснований для включения в страховой стаж истца для определения его права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях спорного периода работы на территории Республики Казахстан не имеется.

    Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Б.В.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периода работы в страховой стаж отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                             К.А. Калинина

Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2024 года.

2-925/2024 ~ М-85/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бабич Владимир Александрович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омска
Судья
Калинина Ксения Алексеевна
Дело на странице суда
centralcourt--oms.sudrf.ru
12.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2024Передача материалов судье
18.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2024Подготовка дела (собеседование)
05.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее