Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-178/2023 ~ М-157/2023 от 03.07.2023

Дело №2-178/2023

24RS0052-01-2023-000203-29

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2023 года                        с. Туруханск, Красноярский край

Туруханский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Житниковой Л.В.,

с участием: представителя истца помощника прокурора Туруханского района

ФИО5.,

при секретаре Швец О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туруханского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Туруханский», Министерству социальной политики Красноярского края о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Туруханского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Туруханский» (далее КГБУ СО «КСЦО «Туруханский»), Министерству социальной политики Красноярского края о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Туруханского района Красноярского края проведена проверка исполнения требований законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. По результатам проведенной проверки установлено, что вход в здание КГБУ СО «КСЦО «Туруханский», расположенное по адресу: с. Туруханск, ул. <адрес> не оборудован пандусом. Отсутствие пандуса в данном Учреждении, препятствует беспрепятственному доступу маломобильных граждан, что является нарушением прав неопределенного круга лиц на создание им равного с другими гражданами, доступа в указанный объект социальной инфраструктуры. По выявленным нарушениям прокуратурой района руководителю КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление №. Учреждением дан формальный ответ от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности оборудовать здание пандусом, в связи с отсутствием в бюджете денежных средств. До настоящего времени указанные законные требования прокурора не выполнены. Просит обязать Министерство социальной политики Красноярского края выделить денежные средства для КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» в целях совершения действий по оборудованию здания пандусом; обязать КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» в течение 6 месяцев оборудовать здание пандусом.

В судебное заседание помощник прокурора Туруханского района Красноярского края ФИО6 исковые требования уточнил, просил установить для Министерство социальной политики Красноярского края срок для выделения денежных средств для устранения указанный выше нарушений в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки в суд не сообщил. Направил отзыв на иск, в котором с требованиями прокурора согласился, указав, что для устранения нарушения действующего законодательства, проведена работа по разработке и утверждении программы развития. В рамках реализации программы развития на 2022 год плановый период 2023-2024, учреждением проведена работа по разработке проектно-сметной документации по устройству пандуса, согласно которой запланированы расходы на плановый период 2024 год, на устройство пандуса, в размере 4 500 000 рублей (л.д.20-28).

Представитель ответчика Министерства социальной политики Красноярского края ФИО7., в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Направил возражения на иск, указав, что министерством предусмотрены КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» на 2024 год средства краевого бюджета на устройство пандуса в размере 4 500 000 рублей, следовательно указанные работы будут профинансированы в 2024 году. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.32-34).

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса и, применяя правила, установленные ст. 233 ГПК РФ, рассматривает данное дело в заочном порядке.

Огласив и исследовав в полном объеме материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Согласно п. п. 1, 5, 6 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Таким образом, в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе, организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности здания и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Критерии для обеспечения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равными условиями жизнедеятельности с другими категориями населения для общественных, жилых и производственных зданий определяются Сводом Правил 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр (далее - Правила).

Согласно п. 4.4 Правил в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

В силу п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м.

Судом установлено, что актом проведенной прокуратурой Туруханского района проверки исполнения требований законодательства о защите прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, в части обеспечения доступности социально значимых учреждений от ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что вход в здание КГБУ СО «КСЦО «Туруханский», расположенного по адресу: с. Туруханск, ул. <адрес>, не оборудован пандусом (л.д.10, 11).

ДД.ММ.ГГГГ года в адрес руководителя КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» направлено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов (л.д.8-9).

По информации МБУ «КСЦО населения Туруханского района» от ДД.ММ.ГГГГ года, представление от ДД.ММ.ГГГГ года об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов было рассмотрено с участием представителя прокуратуры Туруханского района. По результатам рассмотрения указано, что административное здание, находящееся по адресу: с. Туруханск, ул. <адрес>, было передано в оперативное управление учреждения ДД.ММ.ГГГГ. Однако бюджетные ассигнования, выделенные учреждению для выполнения муниципального задания в текущем году, не предусматривают расходы по обустройству здания пандусом и поручнями. В октябре 2019 года МБУ «КСЦО» обратилось в Министерство социальной политики Красноярского края с просьбой о выделении финансирования на 2020 год для устранения, выявленного прокуратурой Туруханского района, нарушений требований законодательства (л.д.12-13).

Согласно акта выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ года, с приложенными к нему фотографиями, вход в здание КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» по адресу: с. Туруханск, ул. <адрес>, осуществляется по ступеням и в нарушение п. 5.1.4 СП 59.13330.2020 не оборудован пандусом (л.д.14,15).

Таким образом, судом установлено, что КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, чем существенно нарушены права данной категории лиц, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиками своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное передвижение.

При этом ответчиками не представлено доказательств отсутствия технической возможности устранения выявленных нарушений.

Доводы возражений об отсутствии финансирования на указанные цели подлежат отклонению, поскольку отсутствие финансирования не освобождает ответчиков от исполнения обязанностей, возложенных на них законом.

Поскольку для посещения КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» маломобильными группами населения не созданы надлежащие условия (отсутствуют оборудованные пандусами входы в помещения), что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности и нарушает их конституционные права, суд приходит к выводу о возложении на КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» обязанности оборудовать здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. <адрес>, пандусом, и возложении на Министерство социальной политики Красноярского края обязанности по проведению необходимых мероприятий по финансированию работ для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в здание КГБУ СО «КСЦО «Туруханский», а именно, по обустройству здания пандусом.

На основании изложенного исковые требования прокурора Туруханского района Красноярского. края подлежат удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая изложенное, принимая во внимание разумность сроков исполнения решения суда, суд полагает необходимым установить ответчику Министерство социальной политики Красноярского края срок для проведения мероприятий по финансированию работ для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в здании КГБУ СО «КСЦО «Туруханский», а именно, по обустройству здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. <адрес> пандусом, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, установить ответчику КГБУ СО «КСЦО «Туруханский» срок для оборудования входа в здание пандусом в течение шести месяцев с даты поступления денежных средств для выполнения указанных работ.

Руководствуясь статьями 194-198, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Туруханского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Туруханский», Министерству социальной политики Красноярского края о возложении обязанности совершить действия, удовлетворить.

Обязать Министерству социальной политики Красноярского края (ОГРН , ИНН ) в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по финансированию работ для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в здании Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Туруханский», а именно, по обустройству здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. <адрес>, пандусом.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Туруханский» (ОГРН , ИНН ) в течение шести месяцев с даты перечисления денежных средств оборудовать вход в здание учреждения, расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. <адрес>, приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов - пандусом.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                              Л.В. Житникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.10.2023 года.

2-178/2023 ~ М-157/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Туруханского района
Ответчики
КГБУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Туруханский"
Министерство социальной политики
Суд
Туруханский районный суд Красноярского края
Судья
Житникова Лада Владимировна
Дело на странице суда
turuh--krk.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2023Передача материалов судье
07.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
31.10.2023Регистрация заявления об отмене заочного решения
08.12.2023Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
08.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее