Судья: Акинцев В.А. № 33а-11787/2023
УИД: 63RS0014-01-2023-000809-26
№ 2а-1012/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Пудовкиной Е.С., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «КИБЕРНИКС» на решение Красноярского районного суда Самарской области от 11 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «КИБЕРНИКС» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП Красноярского района ГУФССП России по Самарской области Логиновой А.В., ГУФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в не проставлении отметки на исполнительном документе, а именно судебном приказе №№ от 24 февраля 2021г., об основании, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, о периоде, в течение которого осуществлялось исполнительное производство; возложении обязанности сделать соответствующую отметку.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 22 марта 2023г. судебный пристав-исполнитель ОСП Красноярского района ГУФССП России по Самарской области Логинова А.В. по исполнительному производству №№ от 04 мая 2021 г. вынесла постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа; судебный приказ №№ возвращен взыскателю. Однако в нарушение части 2 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» на исполнительном документе отсутствует отметка об основании, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, о периоде, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также о взысканной сумме, что привело к нарушению прав взыскателя. Непроставление отметки в исполнительном документе о периоде, в течение которого осуществлялось исполнительное производство может привести к невозможности предъявления исполнительного документа в случае пропуска срока, установленного статьей 21 ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом того, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 11 мая 2023 г. административные исковые требования ООО «КИБЕРНИКС» оставлены без удовлетворения (л.д. 45-50).
Не согласившись с указанным решением, ООО «КИБЕРНИКС» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт (л.д. 56-58).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Положениями статей 218 и 360 КАС РФ и части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными
Исходя из части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 24 февраля 2021г. мировой судья судебного участка №145 Красноярского судебного района Самарской области вынес судебный приказ о взыскании денежных средств с Барабошкина А.В. в пользу ООО «Киберникс» (л.д. 18, 36).
4 мая 2021г. в ОСП Красноярского района Самарской области УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство №№ (л.д. 37-38).
В рамках исполнения исполнительного документа судебным приставом исполнителем в порядке межведомственного взаимодействия были направлены запросы: в Центр занятости населения, УФМС России о месте регистрации должника, ЗАГС о перемене фамилии, имени отчества должника, в ИФНС, МРЭО ГИБДД, операторам сотовой связи, в ПФР на получение заработной платы. Направлены запросы в Управление Росреестра с целью выявления имущества должника. Также направлены запросы в кредитные организации (банки).
22 марта 2023г. судебный пристав-исполнитель ОСП Красноярского района Самарской области ГУФССП по Самарской области Логинова А.В. вынесла постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа и судебный приказ № № возвращен взыскателю ввиду того, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (л.д. 20, 39).
Из административного искового заявления следует, что 4 апреля 2023 г. взыскателем получено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа от 22 марта 2023г.
Из содержания указанного постановления следует, что взыскание по исполнительному документу не производилось, в виду отсутствия у должника имущества на которое может быть обращено взыскание, судебный приказ находился на исполнении с 4 мая 2021 г. по 22 марта 2023 г.
Разрешая административные исковые требования, суд пришел к вывод, что сам по себе факт не проставления судебным приставом-исполнителем соответствующих отметок в исполнительном документе при окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю не является достаточным основанием для признания такого бездействия незаконным, при условии, что все необходимые данные содержатся в постановлении об окончании исполнительного производства от 22 марта 2023г. При этом административным истцом не указано, какие его права, свободы и законные интересы фактически нарушены вследствие установленного бездействия судебного пристава-исполнителя. Для удовлетворения требований недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому административному истцу должно приводить к нарушению его прав.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2).
Статьей 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определены основания окончания исполнительного производства, к числу которых отнесено возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление (пункт 3 части 1, часть 3).
При окончании исполнительного производства в связи с извещением взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение (часть 2).
Согласно части 4 статьи 46 того же Закона, извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона (часть 4).
Как следует из материалов дела, 22 марта 2023г. судебный пристав-исполнитель ОСП Красноярского района Самарской области ГУФССП России по Самарской области Логинова А.В. вынесла постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа - судебного приказа №№ от 29 марта 2021 г. взыскателю, ввиду того, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (л.д. 20, 39).
Отметки, указывающей основание, по которому исполнительный документ возвращен взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, вышеуказанный исполнительный документ (судебный приказ), полученный взыскателем, не содержит.
Нормами действующего законодательства определено, что признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Кроме того, в соответствии с положениями статей 62, 218 и 360 КАС РФ по административным делам об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями (бездействием).
Судом первой инстанции на основании представленных сторонами доказательств, исследованных и оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, не установлено незаконного бездействия административных ответчиков, повлекшего нарушение прав и законных интересов административного истца, исходя из того, что сам по себе факт не проставления судебным приставом-исполнителем соответствующих отметок в исполнительном документе при окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю не является достаточным основанием для признания такого бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, при условии, что все необходимые данные содержатся в постановлении об окончании исполнительного производства от 22 марта 2023 г., которое, получено административным истцом, что последним не оспаривается.
При этом административным истцом не указано, какие его права, свободы и законные интересы фактически нарушены вследствие установленного бездействия судебного пристава-исполнителя. Вопреки позиции ООО «КИБЕРНИКС», для удовлетворения требований недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому административному истцу должно приводить к нарушению его прав.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что отсутствие отметки в исполнительном документе приводит к отказу банков, налоговых органов в принятии исполнительного документа для наложения ареста и предоставлении информации о счетах ввиду отсутствия информации о том, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению не истек, судебной коллегией отклоняется, поскольку доказательств отказа в принятии судебного приказа, в рамках исполнения которого оспаривается бездействие судебного пристава-исполнителя, не представлено.
Указанные доводы являются предположениями административного истца, основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку при повторном предъявлении исполнительного документа к принудительному исполнению взыскатель не лишен возможности приложить к нему постановление об окончании исполнительного производства, позволяющее проверить соблюдение срока его предъявления к исполнению.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного истца с выводами суда, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося по настоящему делу судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, в связи с чем, решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского районного суда Самарской области от 11 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «КИБЕРНИКС» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 24 октября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: