Гражданское дело № 2-1869/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Луга, Ленинградская область 01 ноября 2023 года да
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гречушкиной С.Ю.,
при помощнике судьи Купцовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шаевой Светланы Васильевны к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Шаева С.В. обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с исковыми требованиями к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить в собственность благоустроенное изолированное жилое помещение – квартиру, площадью не менее № кв.м в г. Луга, Ленинградской области, взамен изымаемого жилого помещения – <адрес>, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, признанного аварийным.
В обоснование заявленных требований истец Шаева С.В. указала, что она является собственником квартиры, площадью № расположенной по указанному выше адресу. Право собственности на квартиру зарегистрировано за ней в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости на основании решения Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №. После передачи истцу в собственность квартиры, ей стало известно, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для сноса указанного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ. С целью реализации права на расселение истец обратилась в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении жилого помещения, взамен изымаемого, однако получила ответ, в соответствии с которым изъятие принадлежащего ей (истцу) жилого помещения будет производиться путем выкупа. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец находит наличие оснований для применения положений 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и требует судебной защиты нарушенного права по избранным средствам гражданского судопроизводства.
Истец Шаева М.В. при рассмотрении дела поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на указанные в исковом заявлении обстоятельства и представленные доказательства.
В свою очередь, представитель ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской области Круглова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила отказать в удовлетворении заявленного иска по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д. 39), из которого следует, что жилищные права истца могут быть реализованы в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации на основании соглашения сторон об изъятии жилого помещения путем выкупа.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 той же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости свидетельствует, что Шаева С.В. является собственником квартиры площадью № кв.м, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: расположенной по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением администрации Лужского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным на основании акта обследования помещения, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Лужского муниципального района «О расселении и сносе многоквартирных домов аварийного фонда Лужского городского поселения» № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также в соответствии с региональной адресной целевой программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2018-2022 годах, постановлено расселить и снести многоквартирные дома аварийного фонда Лужского городского поселения, в число которых входит дом по адресу: <адрес>.
Таким образом, выше указанный дом включен в адресную программу Ленинградской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Рязанской области от 01 апреля 2019 г. N 134.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительством Ленинградской области утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах".
В данной программе определен перечень муниципальных образований, на территориях которых находятся аварийные многоквартирные дома, признанные аварийными с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года в связи с физическим износом и подлежащие сносу, а также поадресный перечень домов признанных аварийными до 1 января 2017 года.
Начиная с 2019 года на территории Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» реализуется адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019 - 2025 годах».
В соответствии с пунктами 3, 6 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При обращении истца в администрацию с заявлением о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения взамен квартиры, в её адрес было направлено письмо за № от ДД.ММ.ГГГГ, из текста которого следует, что вариант предоставления другого жилого помещения, взамен изымаемого, в её случае не применяется. Выкупная стоимость за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия жилого помещения в дальнейшем буду определены соглашением.
Таким образом, Шаева С.В выбрала способ реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения.
Возражения ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской области сопровождаются указанием на то, что право собственности на спорное жилое помещение возникло у Шаевой С.В. после признания дома аварийным, и в связи с этим со ссылкой на часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация приходит к выводу о том, что обеспечение жилищных прав истца может быть произведено только путем выкупа аварийного жилого помещения и в размере возмещения за изымаемое жилое помещение, не превышающем стоимости данного жилого помещения, за которую оно приобретено.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Из системного толкования вышеприведенных положений закона, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.
Как усматривается из решения Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Шаевой С.В. к администрации Лужского муниципального района Ленинградской о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 года, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение Шаевой С.В. возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, Шаева С.В. как собственник жилого помещения вправе была рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесеные расходы. (ст. 98 п.1 ГПК РФ).
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 п.1 ГПК РФ).
Из чека ПАО «Сбербанк России» от 15 сентября 2023 года следует, что Шаевой С.В. произведена оплата государственной пошлины в сумме 300 руб.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в указанной выше сумме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шаевой С. В. к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, удовлетворить.
Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области (ИНН 4710026064) предоставить Шаевой С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации №, в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее № кв.м, расположенное в границах города Луги Ленинградской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Луги в соответствии с адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области № 134 от 01 апреля 2019 года, взамен ее жилого помещения, признанного аварийным.
Взыскать с администрации Лужского муниципального района Ленинградской области в пользу Шаевой С. В. государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 08 ноября 2023 года
Председательствующий:
УИД №RS0№-60