Судья Бендовская Е.В.
Дело №7-253/2020 / 21-180/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 13 февраля 2020 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Пестовой Ирины Анатольевны на решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 09.12.2019 и постановление, представление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 08.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Авиакомпания «Уральские авиалинии»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 08.10.2019 №4465 ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Кроме того, должностным лицом в указанную дату вынесено представление о рассмотрении его в течение месяца с момента получения, принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушении, и сообщении об исполнении и принятых мерах в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в течение месяца.
Решением судьи Пермского районного суда Пермского края от 09.12.2019, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» по доверенности Пестовой И.А., данные постановление и представление оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Пестова И.А. просит об отмене решения судьи районного суда, постановления и представления должностного лица, прекращении производства по делу, указывая на отсутствие состава и события административного правонарушения. Авиакомпания выполняет предусмотренные санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия, производит перед каждым выполнением рейсов очистку и приведение в порядок пассажирских кресел и сопутствующего оборудования. Отраслевой стандарт ОСТ 54-3-283.64-94 согласно приказу Ространснадзора от 11.02.2019 №ВБ-91фс не включен в перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении данной службой федерального государственного транспортного надзора, не является документом, устанавливающим перечень обязательных услуг, предоставляемых во время воздушной перевозки, может соблюдаться на добровольной основе после вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании». Представление является неисполнимым, поскольку авиакомпанией не допускается вмененных ей нарушений.
В судебном заседании 12.02.2020-13.02.2020 защитник ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» по доверенности Смирнова А.С. на удовлетворении жалобы настаивала. Представлены дополнения к жалобе, доводы сводятся к выполнению юридическим лицом санитарно-гигиенических мероприятий при эксплуатации воздушных судов, указывается на применение ОСТ 54-3-283.64-94 при выполнении полетов по внутренним воздушным линиям Российской Федерации.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по доверенности Якутова Э.А. возражала против удовлетворения жалобы. Представлены письменные возражения.
Изучив доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пунктом 1 ст. 2 названного Федерального закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, по результатам осмотра салона воздушного судна ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», осуществляющего международный рейс из АО «Международный аэропорт «Пермь», для определения его противоэпидемиологической готовности по состоянию на 03 часа 25 минут 30.08.2019 (А321, бортовой номер VQ-BOF, рейс №1560/1559 по маршруту Анталья-Пермь-Анталья») выявлено отсутствие на креслах пассажирского салона и в составе имеющихся на борту запасов мягкого инвентаря одноразовых подголовников.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» протокола об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ за невыполнение в нарушение СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», ОСТ 54-3-283.64-94 Отраслевой стандарт «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Нормы выдачи мягкого инвентаря и средств обслуживания пассажиров в полете. Основные требования» санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, а именно на бортах воздушных судов (как на пассажирских креслах салона, так и в принципе в составе мягкого инвентаря) подголовников при регламентированных требованиях об обеспечении их количеством обязательной замене на обратном рейсе и при смене пассажиров в промежуточных аэропортах. Наличие и смена подголовников на пассажирских креслах в салонах воздушных судов позволяет профилактировать ряд инфекционных заболеваний, связанных с волосистой частью головы, которые могут передаваться от человека к человеку – с вещами и личными предметами, а именно грибковые заболевания (микроспория, трихофития), паразитарные заболевания (педикулез, чесотка и др.).
Оставляя постановление и представление от 08.10.2019 без изменения, судья районного суда исходил из доказанности факта совершения ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» вмененного ему административного правонарушения, обоснованности вынесенного в соответствии со ст.29.13 КоАП РФ представления.
Между тем, с постановлением от 08.10.2019 и решением от 09.12.2019 согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В оспариваемых актах указано на нарушение ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» пп. 3.1 ОСТ 54-3-283.64-94, согласно которому каждое воздушное судно с пассажирами на борту при вылете из базового аэропорта должно быть обеспечено полным комплектом мягкого инвентаря и средствами обслуживания пассажиров в количестве, достаточном доля выполнения рейса туда и обратно; количество подголовников должно обеспечивать их обязательную замену на обратном рейсе и при смене пассажиров в промежуточных аэропортах.
Между тем, согласно данному Отраслевому стандарту, его положения увязаны с Законом РФ «О защите прав потребителей» (п.3 предисловия), является одним из серии отраслевых стандартов «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом» (введение) и устанавливает основные требования, определяющие нормы выдачи инвентаря и средств обслуживания пассажиров в полете на воздушных судах, выполняющих полеты по внутренним воздушным линиям РФ (пп.1.1).
Таким образом, указанный Отраслевой стандарт направлен на качество предоставляемых услуг на воздушном судне, не содержит положений относительно санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, может быть применен к укомплектованию мягким инвентарем воздушных судов, выполняющих полеты по внутренним воздушным линиям Российской Федерации (то есть на рейсах, выполняемых внутри страны).
В данном случае невыполнение требований ОСТ 54-3-283.64-94 выявлено на воздушных судах ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», осуществляющих международные рейсы из Международного аэропорта «Пермь», то есть выполняющих полеты по международным воздушным линиям (воздушная линия, проходящая через воздушное пространство над территорией двух или нескольких государств). Действующие изменения 2/95 от 20.11.1995, внесенные в «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93, под кодами 022401, 022402 прямо разделяют услуги перевозки воздушными судами на внутренних линиях и международных линиях.
Учитывая изложенное, отсутствие подголовников в качестве инвентаря на борту воздушного судна со ссылкой на положения приведенного Отраслевого стандарта не может быть вменено применительно к настоящему делу юридическому лицу в качестве необеспечения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий и, соответственно, в качестве нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями признает организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу п.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пункт 2.1. СП 3.1/2.3.33146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия…
Исходя из содержания, пункт 2.1. СП 3.1/2.3.33146-13 является общей отсылочной нормой. Ссылка на его несоблюдение ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» сама по себе в отсутствие соответствующих санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые бы непосредственно указывали на необходимость наличия мягких подголовников на пассажирских креслах в салоне воздушного судна в качестве санитарно-гигиенических и противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на профилактику ряда инфекционных заболеваний, не свидетельствует о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
Иное ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» в вину не вменяется.
При таких обстоятельствах постановление от 08.10.2019, решение от 09.12.2019 не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене. Производство по делу в отношении юридического лица следует прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В данном случае в действиях ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» вмененного состава административного правонарушения не установлено, в связи с чем, в том числе учитывая выводы по тексту решения, представление также подлежит отмене.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 09.12.2019, постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 08.10.2019 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» - прекратить; представление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 08.10.2019 о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, отменить.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись