Дело № 2-209/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Южноуральск Челябинской области 16 марта 2022 года
Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Помыткиной А.А.,
при секретаре: Головиной Е.В.,
с участием прокурора: Натейкиной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Южноуральска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СКОШ №2» об обязании принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Южноуральска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к МОУ СКОШ №2 об обязании принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой г.Южноуральска Челябинской области проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях городского округа, во время образовательного процесса, установлено, что МОУ СКОШ №2 присвоена третья категория опасности, ответчиком допущены нарушения требований антитеррористической безопасности объектов (территорий) образования, а именно: отсутствует комната охраны; отсутствует охранная сигнализация с выводом на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны, не организована физическая охрана сотрудниками частных охранных организаций (либо подразделениями ведомственной охраны). Просит обязать МОУ «СКОШ №2» в срок 1 год принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно: в МОУ «СКОШ №2» расположенном по адресу: <адрес>, оборудовать комнату охраны, установить охранную сигнализацию с выводом на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны, организовать физическую охрану сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями ведомственной охраны.
В судебном заседании прокурор г.Южноуральска Челябинской области Натейкина Т.М. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика МОУ «СКОШ №2» А.Г. Стругов в судебном заседании пояснил, что он признает, что допущенные при проверке нарушения имеют место быть, однако, устранение нарушений связано с материальными затратами. Учреждение неоднократно обращалось с просьбами в Управление образования Южноуральского городского округа, в Администрацию Южноуральского городского округа о необходимости финансирования, однако, средства выделены не были. Школа является казенным учреждением, собственных денежных средств у казенного учреждения не имеется, оно финансируется за счет бюджета муниципального района.
Представитель третьего лица администрации ЮГО Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления образования администрации ЮГО Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г.Южноуральска Челябинской области подлежащими удовлетворению последующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации государством гарантируется охрана здоровья детей
В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
При разрешении спора судом установлено, что МОУ «СКОШ №2» является объектом с массовым пребыванием детей, то есть является одним из важных объектов жизнеобеспечения населения.
Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) образовательной организации – МОУ «СКОШ №2» присвоена № категория опасности (л.д. 50).
В силу п.п. «б, в» п. 25 Постановления №1006 от 02 августа 2019 года в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Из акта обследования инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки в МОУ «СКОШ №2» выявлены нарушения: ведение журнала приема посетителей ведется не на должном уровне, в нем отсутствуют записи об имени и отчестве посетителей, в том числе паспортные данные, что в последствии не даст возможности установить личность посетителя. Также отсутствуют записи о проверке ручной клади посетителей; в журнале учета въезда/выезда автотранспорта отсутствуют записи об имени и отчестве водителей, а также номера водительских удостоверений; не установлена периодичность дневного обхода локальным актом. Вместе с тем обход осуществляется на постоянной основе; в ходе проверки журнала инструктажа в случаях террористических угроз установлены недостатки ведения журнала, выразившегося в не заполнении некоторых граф. В ходе проверки практических знаний об антитеррористических мероприятиях сотрудники образовательного учреждения показали низкий уровень. Рекомендовано к устранению: принять меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки, а также принять меры по выполнению требований, предусмотренных Постановлением Правительства №1006 от 02 августа 2019 года, организовать надлежащее ведение журнала посетителей (ФИО полностью, цель визита, документ удостоверяющий личность); незамедлительно провести повторный инструктаж с персоналом по способам действий при возникновении террористической угрозы (л.д. 16-18)
В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокурором г.Южноуральска Челябинской области начальнику управления образования администрации Южноуральского городского округа Челябинской области внесено представление об устранении нарушения требований Федерального законодательства (л.д. 18-19).
Как установлено судом, в ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения: отсутствие комнаты охраны; отсутствие КПП; отсутствие охранной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны, отсутствует физическая охрана. Рекомендовано к устранению: принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушении, а также принять меры по выполнению требований, предусмотренных Постановлением Правительства №1006 от 02 августа 2019 года; организовать надлежащее ведение журнала посетителей (ФИО полностью, цель визита, документ удостоверяющий личность), незамедлительно провести повторный инструктаж с персоналом по способам действий при возникновении террористической угрозы (л.д. 9-10).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором г.Южноуральска Челябинской области в адрес Главы Южноуральского городского округа Челябинской области внесено представление об устранении нарушения требований Федерального законодательства (л.д. 11-13).
Таким образом, требования нормативно-правовых актов по антитеррористической защищенности МОУ «СКОШ №2» как образовательным учреждением не исполняются, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает необходимым возложить на МОУ «СКОШ №2» обязанность в срок 1 год принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно: в МОУ «СКОШ №2», расположенном по адресу: <адрес>, оборудовать комнату охраны; установить охранную сигнализацию с выводом на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны, организовать физическую охрану сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями ведомственной охраны.
Доводы представителя ответчика относительно отсутствия собственных денежных средств, а также ссылка на то, что МОУ "КСОШ N 2» является казенным учреждением, судом приняты во внимание и признаны несостоятельными, поскольку отсутствие денежных средств на устранение имеющихся нарушений законодательства о противодействии терроризму не освобождает ответчика от исполнения соответствующей обязанности.
Как было указаны выше, в силу ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на образовательное учреждение возложена обязанность создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Руководствуясь ст.ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Южноуральска Челябинской области, прокурора г.Южноуральска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СКОШ №2 об обязании принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений удовлетворить.
Возложить на МОУ СКОШ №2 обязанность принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно: оборудовать комнату охраны, установить охранную сигнализацию с выводом на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны, организовать физическую охрану сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями ведомственной охраны в МОУ «СКОШ №2», расположенном по адресу: <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Южноуральский городской суд Челябинской области.
Председательствующий А.А. Помыткина
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2022 года