Дело № 2-2781/2023
24RS0056-01-2022-009285-06
Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2023 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Дидур Н.Н.,
при секретаре Черноусовой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к АО «Красноярская компания по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы» об устранении нарушения лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к АО «Красноярская компания по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы» (далее АО «КЛМ КО») об устранении нарушения лесного законодательства, мотивировав свои требования тем, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края, правопреемником которого является Министерство лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и ЗАО «Красноярская компания по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы», преобразованное в последствии в АО «КЛМ КО», (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 01.09.2008 года № 63-з, согласно которому арендодатель передает во временное пользование арендатору находящийся в государственной собственности лесной участок, предназначенный для заготовки древесины, сроком на 48 (сорок восемь) лет, до 27.02.2056, общей площадью 20836 га, отнесенный к эксплуатационным и защитным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, предназначенный для заготовки древесины, расположенный в кварталах №<данные изъяты>
Согласно лесной декларации № 3 от 15.11.2021 по договору аренды лесного участка № 63-з от 01.09.2008, в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11.12.2018 № 3090-ГЛР/Э, заготовка древесины АО «КЛМ КО» в квартале № 509, выделах №23, 33, 37, лесосека № 1, Борского лесничества, Вороговского участкового лесничества и в квартале <данные изъяты>
По окончанию заготовки древесины, в ходе осуществления контроль-проверочных мероприятий 07.09.2022 лесничим Вороговского участкового лесничества КГБУ «Борское лесничество» Пантелеевым Д.Г., в присутствии представителя лесопользователя АО «КЛМ КО» Поварешкина А.В. действующего на основании доверенности от 01.09.2022 № 109/22, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте осмотра мест заготовки древесины, что подтверждается извещением КГБУ «Борское лесничество» от 17.08.2022 № 150, произведён осмотр мест рубок (лесосеки, деляны) на лесных участках расположенных:
- Красноярский край, Туруханский район, Борское лесничество, Вороговское участковое лесничество, <данные изъяты>, общей площадью 8,6 га;
- Красноярский край, Туруханский район, Борское лесничество, Вороговское участковое лесничество, квартал № <данные изъяты> общей площадью 7,3 га.
В ходе осмотра лесных участков выявлены нарушения требований действующего лесного законодательства, обнаружено загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, выразившееся в неудовлетворительной очистке лесосеки от порубочных остатков, захламление мест рубок, просек и границ.
В результате нарушения требований лесного законодательства АО «КЛМ КО» причинен ущерб государственному лесному фонду.
Допущенный ответчиком факт нарушения лесного законодательства сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. Просил суд обязать АО «КЛМ КО»: в квартале № 509, выделах № 23, 33, 37, Борского лесничества, Вороговского участкового лесничества устранить захламление мест рубок, просек и границ, произвести очистку лесосеки № 1 от порубочных остатков на площади 0,42 га, в течение двух месяцев, с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу; - <данные изъяты>
В судебное заседание представитель КГКУ «Лесная охрана» не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика АО «КЛМ КО» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания гражданского дела извещен судом надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Дело в соответствии со ст.233 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.
Согласно ст.5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Частью 1 ст.24 Лесного кодекса РФ установлено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии со ст.307 ГК РФ в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств ст.307 ГК РФ называет договора и сделки.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесное законодательство и иные лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную правовые акты основываются ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
В силу ст.100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании, между Агентством лесной отрасли Красноярского края, правопреемником которого является Министерство лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель), и ЗАО «Красноярская компания по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы», преобразованное в последствии в АО «КЛМ КО» (арендатором), заключен договор аренды лесного участка от 01.09.2008 года № 63-з, согласно которому арендодатель передает во временное пользование арендатору находящийся в государственной собственности лесной участок, предназначенный для заготовки древесины, сроком на 48 (сорок восемь) лет, до 27.02.2056, общей площадью 20836 га, отнесенный к эксплуатационным и защитным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, предназначенный для заготовки древесины, расположенный в кварталах №<данные изъяты>
Объектом аренды, является лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-0236-2008-08-3392-1, предоставляемый по настоящему Договору, из состава земель лесного фонда, общей площадью 20836 га, отнесенный к эксплуатационным и защитным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, предназначенный для заготовки древесины, расположенный в кварталах <данные изъяты>
Согласно лесной декларации № 3 от 15.11.2021 по Договору аренды лесного участка № 63-з от 01.09.2008, в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11.12.2018 № 3090-ГЛР/Э, заготовка древесины АО «КЛМ КО» в квартале № <данные изъяты>.
По окончанию заготовки древесины, в соответствии с пунктом 3 Порядка заключительного осмотра лесосеки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17.01.2022 №23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки и Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении правил заготовки особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», 07.09.2022 лесничим Вороговского участкового лесничества КГБУ «Борское лесничество» Пантелеевым Д.Г., в присутствии представителя лесопользователя АО «КЛМ КО» Поварешкина А.В. действующего на основании доверенности от 01.09.2022 № 109/22, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте осмотра мест заготовки древесины, что подтверждается извещением КГБУ «Борское лесничество» от 17.08.2022 № 150, произведён осмотр мест рубок (лесосеки, деляны) на лесных участках расположенных:
- Красноярский край, Туруханский район, Борское лесничество, Вороговское участковое лесничество, квартал № <данные изъяты> площадью 8,6 га;
- Красноярский край, Туруханский район, Борское лесничество, Вороговское участковое лесничество, квартал № 509, выделах № 23, 33, лесосека № 2, общей площадью 7,3 га. В ходе осмотра лесных участков выявлены нарушения требований действующего лесного законодательства, а именно:
1. В квартале № <данные изъяты>
- обнаружено загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, выразившееся в неудовлетворительной очистке лесосеки от порубочных остатков, захламление мест рубок, просек и границ, на площади 0,42 га, что является нарушением требований подпункта «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила заготовки древесины), согласно которым, при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесососеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост);
2. В квартале № <данные изъяты>
- обнаружено загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, выразившееся удовлетворительной очистке лесосеки от порубочных остатков, захламление мест рубок, просек и границ, на площади 0,1 га, что является нарушением требований подпункта «к» та 12 Правил заготовки древесины, согласно которым, при заготовке древесины опускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные и срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
В результате нарушения требований лесного законодательства АО «КЛМ КО» причинен ущерб государственному лесному фонду:
<данные изъяты> участкового лесничества в размере 39110 руб.,
- в квартале № <данные изъяты> в размере 9311 руб.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 договору аренды лесного участка № от 01.09.2008, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации настоящим Договором.
Согласно подпункту «и» пункта 13 договора аренды лесного участка № от 01.09.2008, арендатор обязан при заготовке древесины не допускать повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосеки, захламления промышленными и иными отходами.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 13 договора, арендатор обязан осуществлять на лесном участке разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020 № утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничестве лесопарках, указанных в статье 23 Лесного Кодекса Российской Федерации, кот устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах РФ и является обязательными для выполнения при заготовке древесины.
Согласно подпункту «к» пункта 12 Правил заготовки древесины при заготовлении древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке; и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включаю вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
Согласно технологическим картам лесосечных работ, при разработке лесосек № 1 и в квартале <данные изъяты> очистка рубок АО «КЛМ КО» должна производится одновременно с заготовкой древесины способом разбрасывания измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий, укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.
Сведений о принятии ответчиком достаточных мер для недопущения вменяемых нарушений при заготовке древесины в ходе рассмотрения дела не установлено.
Допущенный ответчиком факт нарушения лесного законодательства сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды.
Доказательств, подтверждающих устранение нарушений, в КГКУ «Лесная охрана» не представлено.
Природный объект определяется, как естественная экологическая система и природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями, и (или) их совокупностью.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную пожарную безопасность лесов.
Факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, следовательно, о причинении вреда объекту природной среды.
Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий учредителя в области лесных отношений Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, что подтверждается уставом истца.
Согласно п.1.4 устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, суда общей юрисдикции, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а в соответствии с п.п.3 п.2.4.1 устава учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из ст.210 ГПК РФ, исполнение решения связано с моментом вступления его в законную силу.
При этом, по смыслу закона срок исполнения решения подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств, в частности, необходимости времени для выполнения определенных работ для очистки мест рубок, суд полагает возможным установить для ответчика трех месячный срок для исполнения возложенных на него обязанностей, с момента вступления решения суда в законную силу, принимая во внимание разумность его пределов, а также объективную необходимость в проведении работ.
В силу ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования КГКУ «Лесная охрана» удовлетворить.
Обязать АО «Красноярскую компанию по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы» в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить захламление мест рубок, просек и границ, произвестиочистку лесосеки №1 <данные изъяты>
Обязать АО «Красноярскую компанию по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы» в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить захламление мест рубок, просек и границ, произвестиочистку лесосеки №<данные изъяты>
Взыскать с АО «Красноярской компании по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6 000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.Н. Дидур