Дело № 2-490/2022
УИД 29RS0003-01-2022-000831-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 декабря 2022 года с. Яренск
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мининой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витковым К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клепиковой Е. В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании включить спорные периоды работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Клепикова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании включить спорные периоды работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 13.10.2022 года она обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года (далее Закон N 400-ФЗ). Решением ответчика в назначении пенсии было отказано. Ответчик не включил в стаж период работы поваром Ленского РАЙПО с 01.04.1990 по 31.12.1992. Просит признать право на досрочное назначение трудовой пенсии с 13 октября 2022 года, обязать включить спорный период работы в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В судебном заседании истец Клепикова Е.В. требования поддержала по доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика по доверенности просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в возражениях.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2015 года вступил в силу Закон N 400-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года), который в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В статье 8 Федерального Закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ оговорены условия назначения страховой пенсии по старости: право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год, в 2019 г. составляет 10 лет), страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30, в 2019 году составляет 16,2).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к названному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14 Закона N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Судом установлено, что Клепикова Е.В. _____.__г обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ.
Решением №__ от 20 октября 2022 года в назначении пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ Клепиковой Е.В. было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Ответчик не включил в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, среди прочих периодов, период работы истца поваром в Ленском РАЙПО Архангельской области с 01.04.1990 года по 31.12.1992 года в связи с отсутствием подтверждающих документов.
В трудовой книжке истца в спорный период имеются следующие записи: _____.__г, принята в Ленское РАЙПО поваром (приказ от _____.__г №__-к). Уволена _____.__г (приказ от _____.__г №__-к).
Из архивной справкиАдминистрации МО "Ленский муниципальный район" Архангельской области №__ и №__ от _____.__г видно, что за 1990 год начисление заработной платы отсутствует. Распоряжений на отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком 23.06.1990 года рождения до трех лет по архивным справкам и лицевому счету за 1990 год не просматривается.
Как следует из материалов дела, истец Клепикова Е.В. имеет ребенка _____.__г года рождения.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в указанный период Клепикова Е.В. в 1990 году имела заработок в январе, в феврале и марте. Имеются сведения о получении ею заработной платы с января 1993 года.
В архивной справке Администрации МО "Ленский муниципальный район" Архангельской области N 07-01/543 от 28.05.2020 имеются сведения о начислении Волческой (Клепиковой) Е. В. заработной платы в январе, феврале, марте и апреле 1990 года. В 1991 году начисления отсутствуют, 1992 году на лицевых счетах работающей не значится.
Предметом спора по настоящему делу является возможность включения в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости, периодов нахождения истца в отпуске по уходу за детьми.
Из пояснений истца следует, что после окончания больничного листа в связи с рождением вышеуказанного ребенка она находилась в отпуске по уходу за ним до 01 января 1993 года. В указанный спорный период ею не оформлялись отпуска без сохранения заработной платы, в отпуске по уходу за ребенком она получала пособие по уходу за ним. Считает, что отсутствие в архиве приказов работодателя о периодах нахождения ее в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком не может являться основанием для отказа в иске в данной части.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г., ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Однако, согласно правовой позиции, изложенной в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу заребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Из представленных суду доказательств, со всей очевидностью следует, что в период с 01.04.1990 года по 31.12.1992 истец находилась в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.
Таким образом, период нахождения Клепиковой Е.В. в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком с 01.04.1990 по 31.12.1992 подлежит включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (с изменениями и дополнениями) Ленский район Архангельской области отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Отсутствие приказов о предоставлении отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, на которые ссылается ответчик, произошло по вине работодателя, и это обстоятельство не может влиять на пенсионные права истца.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению, в связи с чем, считает возможным признать необоснованным исключение ответчиком из специального трудового стажа истца периоды отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком с 01.04.1990 по 31.12.1992 и обязать ответчика включить их в специальный стаж.
При включении спорного периода работы в страховой стаж образуется стаж работы Клепиковой Е.В. в районах Крайнего Севера общей продолжительностью более 14 лет.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Следовательно, пенсия истцу должна быть назначена с даты обращения -13 октября 2022 года.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Клепиковой Е. В. (СНИЛС №__, ИНН №__) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить пенсию по старости, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить Клепиковой Е. В. в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период с 01.04.1990 по 31.12.1992 и назначить ей страховую пенсию по старости с 13 октября 2022 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Клепиковой Е. В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Вилегодский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 16 декабря 2022 года.
Председательствующий Минина Н.В.